Технология "Мнемотехника"
материал

Елена Агаева - Хохлова

Технология "Мнемотехника" воспитатель Агаева Е. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Мнемотехника»

Воспитатель: Агаева Е. А.

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления. Жизнь в детском саду насыщена яркими событиями. Постоянно проходят праздники, фестивали и конкурсы. Ребята всегда ждут эти необыкновенные дни, ведь им так нравится выступать на сцене. Воспитатели и родители тоже в ожидании праздника, если бы не одно обстоятельство: нужно выучить много нового материала, например, стихотворение. А оно никак «не хочет учиться»! Именно в этот момент может прийти на помощь особая технология заучивания текстов – мнемотехника, цель которой — помочь развить у детей основные психические процессы: память, внимание, речь, образное мышление.
«Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету», — К.Д.Ушинский.

По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст.
    Изображения не просто рисуются на листе, а располагаются в мнемотаблицах, мнемоквадратах, на мнемодорожках и в ассоциативных цепочках, которые воспитатели или родители легко могут подготовить самостоятельно для более быстрого запоминания текстового фрагмента.

Педагоги «апробировали» эту технологию не только в группах при подготовке к праздничным мероприятиям и в НОД, но и приняли участие в конкурсе по мнемотехнике «Осенняя пора». Дети смогли потренироваться в заучивании стихов, пословиц, отгадывании загадок по мнемотехническим таблицам. Родители в свою очередь тоже не остались равнодушны к подобному «новшеству». Они с удовольствием пытались выучить стихи по мнемотехническим таблицам на мероприятии, посвященном женскому празднику 8 Марта, а также присутствовали на открытой НОД по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. 

Для обучения педагогов правильному составлению мнемотехнических схем нашим воспитателем, которая стала автором рабочей программы по этой технологии, был проведен мастер-класс. Также она выступила на педагогическом совете перед всеми сотрудниками образовательного комплекса.
Стоит обратить внимание на то, что дети учат достаточно большое количество стихов, а подготовить мнемосхемы для каждого стихотворения довольно трудоемкое дело. Поэтому многие небольшие стихи (в основном программные) воспитатели стараются учить по мнемосхемам со всеми детьми, работая с «Говорящей стеной» (на ней зачастую размещаются материалы по мнемотехнике). Детей подобным образом привлекают к самостоятельному изготовлению мнемосхем. Практика показывает, что «рисуя» стихотворения, они успешнее заучивают их наизусть. В перспективе намечено проведение досугов «Реши кроссворды», «Найди ошибки у художника», «Отгадай загадку и назови героя», «Может быть – не может быть» с использованием мнемотехнических схем. 
Воспитатели, начиная работу с мнемотаблицами в средней группе, могут проследить в последующем динамику в развитии памяти, внимания и речи детей. 
Технологию мнемотехники нельзя полностью отнести к направлению «Популяризация чтения», она скорее способствует развитию связной речи, навыков выразительного чтения и «пересказывания», поскольку мы всего лишь читаем, слушаем и повторяем текст. Используя такой метод обучения, педагоги пришли к выводу, что постепенно память дошкольников укрепляется, становится более «цепкой» и значительно совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи.

Использование мнемотехники помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и информативным, но не заменяет традиционного метода заучивания текстов.

 Работая с дошкольниками, педагоги убедились, что все дети любят, когда им читают вслух, а совместное чтение с родителями очень благоприятно влияет на отношения в семье. У малышей постоянно работает фантазия, в процессе обсуждения какой-либо литературы они учатся слышать, слушать и беседовать.
Участие в проекте «Бережем планету вместе» поспособствовало формированию экологической культуры у детей, бережного отношения к окружающей природе, понимания необходимости ресурсосбережения и важности переработки вторичного сырья для сохранения окружающей природы.
Проанализировав проделанную работу, педагоги определили, что у детей значительно расширился кругозор, увеличился словарный запас, улучшилась память. Это ярко прослеживается, если взглянуть на их творческие работы. К тому же дети совместно с родителями полюбили домашнее чтение.