Новые формы дошкольного образования
консультация
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование: Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Проблема воспитания и обучения }детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился, на специализированные учреждения, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Концепцией модернизации российского образования
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование:
инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования таких детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь. Развитие интегрированных форм воспитания и обучения,
предполагает , что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. Интегрированное образование
детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Проблема воспитания и обучения
Поддержка разнообразия детства Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития Основные принципы (применительно для детей с ОВЗ)
Создание соответствующего образовательного пространства Создание программно-методического обеспечения Создание предметно-развивающей образовательной среды Создание дидактического обеспечения Образовательное пространство для детей с ОВЗ Безопасная среда жизнедеятельности Функциональные помещения для обеспечения коррекции Взаимодействие с окружающим социумом Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка Основная образовательная программа Протокол ПМПК Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут Индивидуальная коррекционно- развивающая программа Система индивидуальной работы в календарном плане Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ
Для коррекции имеющихся отклонений в развитии Для коррекции освоения содержания образовательной программы Для коррекции поведения или социальных компетенций Дидактическое обеспечение:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия) Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала Формирование общей культуры воспитанников Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ
предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Образовательный процесс детского сада
изменяет , прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ
приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Особенности «особых» детей нивелировать невозможно
требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Сейчас мало кто в нашей стране готов к такому повороту событий. Такое образование
не достаточны для инклюзии: квалификация кадров, отсутствие нормативной базы, достаточно затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики. Условия, которые есть на сегодняшний день,
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность. Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом. Принцип междисциплинарного подхода.
Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка. Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада
необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился, на специализированные учреждения, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию. На современном этапе становления инклюзивного образования
которые соответствуют уровню развития чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей: Воспитывают позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия. Развивают социальные умения и знания, коммуникативные навыки. Побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать. Способствуют развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы. Стимулируют развитие языковых навыков и грамотности. Повышают уровень физического развития. Способствуют социальной инклюзии (включению). Соответствие требованиям оценивается в процессе супервизии . Педагоги группы должны использовать различные виды деятельности,
через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мастерских, программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.) Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах,
могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. Фронтальные формы организации активности детей
Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель. Детско-родительские группы
важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня
все дети, включенные в образовательный процесс • показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков); • адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение; • получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой. Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный детский сад- новая форма дошкольного образования.
Эссе о специфике работы семейного детского сада....
Новые формы дошкольного образования Семейный детский сад
Новые формы дошкольного образованияСемейный детский сад...
Новые формы дошкольного образования
Реализация новых форм дошкольного образования.Стажировочные площадкиРеализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие...
Реализация новых форм дошкольного образования. Стажировочная площадка "Мой садик дома"
Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование»)Приказ ДО г.Москвы о...
Реализация новых форм дошкольного образования. Стажировочная площадка "Ребёнок и мир: формирование безопасного поведения"
Стажировочные площадкиРеализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование...
Новые формы дошкольного образования. Группа кратковременного пребывания (ГКП)
Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование»)Приказ ДО г.Москвы о...
Новые формы дошкольного образования
Реализация новых форм дошкольного образования. Стажировочные площадки Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Госу...