Консультация
статья (старшая группа)

Улезько Лидия Константиновна

«Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx102.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           
                                                           
     

   Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов,  решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
     Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудности в  построении  монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
         Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
    Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
       
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
       В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
   К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких  лет  использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. 
 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
        С помощью мнемотехники   решали следующие задачи:
   Развивать связную и диалогическую речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
          Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинала  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
   Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

          Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Используют их для:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.                                                                                      Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Пересказ.                                                                                                               Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам состоят   из 3-х  этапов

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю  разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми.

Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно  «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития  детей дошкольного возраста.        

  Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким.

Интегрировать могут различные образовательные области, остановлюсь на некоторых из них.

  Система занятий по развитию речи, как и система художественно - эстетического воспитания дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же время началом и продолжением другого. Моя задача  — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников.
        Наличие в ДОУ специалистов узкого профиля позволяет включать в воспитательно-образовательный процесс и другие интегрированные занятия.
       Используем интегрированные занятия по речевому и музыкальному развитию детей, которые оказывают эффективное воздействие на детей. Музыка, являясь мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, позволяет ребенку чувствовать себя свободно. На интегрированных музыкальных занятиях решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме.  
       Решая задачи речевого и физического развития дошкольников, организуем с инструктором по физической культуре проведение интегрированных занятий, на которых совмещаем физические и речевые упражнения. Некоторые интегрированные занятия по физической культуре разрабатываются в сюжетной форме. Ритм речи, стихов, поговорок, пословиц, используемых на этих занятиях, способствуют развитию общей моторики, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память. Такие занятия способствуют формированию у детей физических качеств, развитию координации движений и мелкой моторики, автоматизации в игровых упражнениях звуков, произношение которых наиболее часто нарушено у детей дошкольного возраста, правильному  дыханию, развитию фонематического слуха. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи.

Таким образом, интеграция всех видов деятельности на занятиях и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля,  шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи  дошкольников.
   Бесспорно, базой  для  развития  речи  становится  дошкольное  учреждение.  Именно  в  детском  саду создаётся  специальная  среда,  способствующая максимально  полному  раскрытию  речевых  возможностей  воспитанников.

        В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.    Дети моей группы -  не исключение, уровень развития их речи детей нашего сада также требует большого внимания. Для  повышения уровня речевой активности детей было  принято  решение  разработать проект по организации сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах развития речи детей.  Поставила задачу родителям, что  развитие речи  детей  не  должно  идти  стихийно. Родители  могут  вести параллельный   образовательный  процесс  дома в  соответствии  с  возрастными  задачами  речевого  развития.  Ведь  семья,  по -  прежнему,  остаётся жизненно  необходимой  средой  для  сохранения  и  передачи  ребёнку  социальных  ценностей.  Поэтому считаю, что  актуальность данного  проекта  заключается  в том, что в  развивающую  работу   по развитию речи детей   были  вовлечены родители  воспитанников. Их осознанное включение    в  совместный  с  педагогами   детского  сада   образовательный  проект позволил  значительно повысить   уровень речевого  развития детей.  

   Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:

Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.

Словарный запас детей  из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

 Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.появился   интерес к заучиванию стихов;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
                Поэтому, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучении.
C:\Users\Денис\Desktop\sXLz7pIf.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....