Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
консультация

Марьясова Екатерина Ильинична

Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Что сделать, чтобы ребенок добился успехов в учебе? Этот вопрос волнует большинство родителей будущих школьников. Но не все знают, что полноценное психическое развитие ребенка, зависит от своевременного и правильного овладения родным языком. Развитие речи для детей является важнейшим навыком в дошкольном детстве.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

В современном дошкольном воспитании, все чаще сталкиваешься с такой проблемой, что недостаточно сформированы навыки связной речи у детей. Можно отметить такие недостатки, как высказывания у ребенка короткие, логически не связанные между собой, непоследовательные, низкая информативность и так далее.

В настоящий момент существует большое количество методик, которые разработаны с целью, помочь в развитии речи детей. Одну из них я хотела бы выделить, такую как наглядное моделирование.

В основу моделирования входит принцип замещения. С помощью моделирования,  можно исследовать какие-либо явления, путем изучения модели.  Модель – это образ процесса или явления. Он может быть условным, например, изображение, схема, чертёж и т.д.

С помощью научных исследований (например,  коллективная монография, авторы которой являются: Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер, Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Л. Е. Журова, Т. В. Лаврентьева, К. В. Тарасова, В. В. Холмовская, Л. И. Цеханская) подтвердили, что наглядные модели являются той формой, которая доступна и понятна детям дошкольного возраста. Дети лучше и легче усваивают знания, если их предоставить в виде наглядных моделей  и действий с ними, так как в дошкольном возрасте мышление у ребенка является наглядно-действенным и наглядно-образным.

Метод моделирования может являться средством развития связной речи у детей дошкольного возраста. Этот метод можно применять и при обучении детей рассказыванию и  при знакомстве детей с литературой. В зависимости от возраста, а так же индивидуальных способностей ребенка, можно использовать различные приемы наглядного моделирования: мнемотаблицы, пиктограммы, опорные картинки и т.д.

Наглядные модели помогают развивать устную речь детей, идет обогащение и активизация словаря, закрепление словообразования. Так же модели помогают составлять и использовать предложения для рассказов, описания предметов.

Наглядное моделирование можно использовать уже с младшего возраста, например во время рассказывания сказки.  Формировать навык подбора заместителя к определенному сказочному персонажу, атрибутов к сказке и т.д.  Самые простые наглядные модели  могут быть в виде полоски разной длины или круги разной величины. Например, при разыгрывании сказки «Репка» можно взять вырезанный из желтой бумаги круг (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.

Нужно научить дошкольников четко соблюдать последовательность действий сказки, а не просто играть с предметами. В дальнейшем это поможет выделять в сказке основные события и связи между ними.

В старшем возрасте в работе с детьми используются блоки-рамочки, соединенные стрелками, в которых расположены заместители основных персонажей. Этот вид моделей поможет понять, основную последовательность событий сказки. Начинать можно с небольших историй, которые можно сочинять и самостоятельно.

В 6–7 лет, дети могут самостоятельно построить наглядные модели при прослушивании текста и использовать их при пересказе.

Моделирование помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения самостоятельно.  А так же развивает умственные способности ребенка, помогает  лучше усваивать понятия, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более полным, последовательным и точным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

«Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»   Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослым...

Моделирование- как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, выражения своих мыслей, чувств, желаний. При помощи речи ребёнок познаёт мир. В стенах детского сада закладывается основа коммуникат...

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг

laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

«Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

laquo;Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»....

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

-Сообщение к презентации "Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.-Буклет на тему " Наглядное моделирование"...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...