Проект "Светелка-горенка"
проект
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Сценарий праздника
«Светелка-горенка»
Автор проекта:
Лучина Ольга Петровна, высшая квалификационная категория, стаж работы
36 лет.
Вид проекта: творческий
Срок реализации проекта: 3 года (средняя, старшая, подготовительная)
Продукт совместной деятельности:
творческие гостиные, народные праздники, изготовление поделок, афиш, программ, приглашений, костюмов.
2016-2019
Постановка проблемы
Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.
Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир, с помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование.
Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это мы как педагоги должны донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания. Они должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Поставив одну из задач - познакомить своих воспитанников с народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, мы разработали проект, который назвали «Светелка-горенка». Первые шаги в данном направлении показали, насколько велик у детей к этому интерес.
Чтобы показать детям как жили русские люди, как и чем работали, какие песни пели, как отдыхали, какие соблюдали традиции и обычаи, мы в группе выделили место, собрали предметы старинного русского быта и воссоздали обстановку русской избы- «Светелку- горенку».
Цель проекта: обогащение духовной культуры детей, формирование устойчивого интереса и любви к народному искусству.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
Развивающие:
1. Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.
2. Развивать творческие способности дошкольника.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
2. Воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Ожидаемые результаты:
- Устойчивый интерес к культуре русского народа.
- Знание детьми устного народного творчества, песен, музыкальных игр, хороводов, декоративно – прикладного искусства народа.
- Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации проекта «Светелка-горенка» достигнуты определённые результаты:
- создана предметно – развивающая зона в виде уголка русской избы «Светелка-горенка», в котором собраны предметы быта,
- сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;
- создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству,
- установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
Схема осуществления проекта
по основным видам деятельности:
Центр познавательного развития:
Занятия:
Совместная деятельность:
- наблюдения за изменениями в природе
- создание уголка «Светелка-горенка»
Беседы:
1. « Веселый огород»
2. « Рождественские святки»
3. «Праздник масленицы»
4. «Пасхальные атрибуты»
Центр игровой деятельности
- Подвижные народные игры « Летели 2 птички», «Ниточка », «Жаворонок», «Бабка- Ёжка»;
- Дидактические игры « Яичко расписное», «Прокати яичко с горки»;
- Сюжетные игры «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
Центр художественной деятельности
Рисование
« Осенняя березка»
«Солнышко – ведрышко»
«Масленица – барыня!»
«Яичко расписное»
« Во поле береза стояла»
«Жаворонки»
Ручной труд:
«Кукла из соломы»
«Рождественские подарки»
Выставки совместного творчества детей и родителей:
«Осень-рукодельница»
«Пасхальные куличи и яйца»
«Масленичные забавы »
«Зимняя фантазия»
Центр музыкального развития:
Музыкальные занятия
Совместная деятельность:
- Разучивание песен, частушек, потешек, колядок, хороводов.
- Игра на шумовых народных инструментах,
Праздники и развлечения:
«Осень-рукодельница»
«Рождественские колядки»
«Как на Масленой неделе!»
«Чайные посиделки»
«Живи в веках моя Россия!»
«В Светелке-горенке гостям все рады!»
Презентация проекта
«В светелке- горенке гостям всем рады!»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, доставить детям радость и удовольствие от праздника.
Задачи: познакомить детей с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве; знакомить с обычаями, песнями, бытом русского народа; с предметами домашнего обихода; с хозяйственно- бытовыми инструментами.
Воспитатель и дети входят в «избу» с песней «Ой, сад во дворе».
Их встречает Хозяюшка.
Воспитатель: Утро доброе, Хозяюшка!
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Давно мы вас ждем- поджидаем,
Без вас праздник не начинаем!
У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Воспитатель:
Припасли мы забавушек на всякий вкус!
Кому- правда, кому- сказка, кому- песенка!
Хозяюшка:
Удобно ли вам, мои дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
1-й реб: Ваша изба ровно тепла,
На дворе капель, а у вас оттепель.
2-й: Домом жить - не лукошко шить,
Домом жить - обо всем тужить.
3-й: Дом вести - не лапти плести.
4-й: Какова хозяйка - такова и изба.
Воспитатель: Изба хороша, а с песней еще лучше станет.
Песня «Подай балалайку».
5-й: В избу вашу жаркую мы пришли с подарками. (подает подушку)
Хозяюшка:
Ой, ребятушки мои.
Мне подушки не нужны,
Хоть плясать могу весь день,
Но работать мне не лень.
(Выходит мальчик, забирает подушку, ложится на лавку. Хозяюшка подходит к нему, качает головой.)
Хозяюшка: А знаете ли вы пословицы об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости?
6-й: Чтобы рыбу съесть, надо в воду влезть.
7-й: Какова пряха, такова на ней рубаха.
8-й: Люди жать, а он на печи лежать.
Воспитатель:
Уж не про нашего ли Дрему эта пословица?
Полно тебе, Дрема, дремать,
Пора тебе, Дрема, вставать.
Воспитатель: Да и песня про него.
Песня «Дрема».
Хозяюшка: Дрема, сходи за водицей!
Дрема: Живот болит!
Хозяюшка ставит ухватом чугунок на стол.
Хозяюшка: Дрема, иди кашу есть!
Дрема: Что ж! (встает, потягиваясь). Раз велят, надо идти (берет ложку садится за стол).
Хозяюшка: Эх, Дрема, Дрема.
Выходит девочка. Садится возле люльки.
Девочка:
Я скотинку напоила,
Сладким пойлом накормила.
Звери на ночь замирают,
Дети в зыбках засыпают.
Кукле я сейчас спою колыбельную свою.
Девочка поет «Колыбельную»
Реб:
У Хозяюшки пройдет вечерок наш,
Какую, хозяйка, нам работу дашь?
Хозяюшка:
Одним- вязать. (дает вязание)
Другим- вышивать (подает вышивание)
Третьим- прясть (девочки проходят к прялке)
А четвертым- песни напевать.
Девочки поют песню «Прялица».
Хозяюшка: А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Если с детства не научишься - всю жизнь намучишься. Ну - ка, кто хочет свое умение показать?
Игра «Смотай нитки в клубки»
Воспитатель:
Наша Хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним- одна за всех отвечает.
Хозяюшка:
Ах! В избе расписной я живу.
К себе в горенку всех приглашу!
Я иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточку пою (ставит на стол самовар)
Эх, чай, чай, чай
Уж ты, кумушка, встречай,
Прибауткой привечай.
Мальчик:
Эх, возьму я в руки балалайку,
Да потешу я свою хозяйку!
Сядем, братцы все рядком
Да частушки пропоем!
Дети исполняют частушки.
Хозяюшка: Развеселилися, распотешились. А помогли мне в этом мои помощники: самоварище- дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода; да вот эти четыре братца; одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. (показывает на стол) А это мои голубки, которым место- у прорубки ( показывает на ложки). Вот какие у меня живут друзья- помощники. Понравилось ли вам у меня. Дорогие мои?
Воспитатель: А сейчас пришла пора поиграть нам детвора.
Игра «Летели две птички», «Арина».
Хозяюшка:
Вечер, всем домой пора,
Рано всем вставать с утра,
А сейчас попить всем чаю
Я радушно предлагаю.
(приглашает всех к столу)
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя.
Пятьдесят пирогов- не найти едоков!
Хозяйку потешьте и блинов моих поешьте!
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Разливает чай, при этом произносит: «Чай пить - не дрова рубить!»
Воспитатель:
Спасибо вам, Хозяюшка!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем!
Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят с песней.