Проект "Светелка-горенка"
проект

Лучина Ольга Петровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект72 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Сценарий праздника

«Светелка-горенка»

Автор проекта:

Лучина Ольга Петровна, высшая квалификационная категория, стаж работы

 36 лет.

Вид проекта: творческий

Срок реализации проекта:  3 года (средняя, старшая, подготовительная)

Продукт совместной деятельности:

творческие гостиные, народные праздники, изготовление поделок, афиш, программ, приглашений, костюмов.

2016-2019

Постановка проблемы

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир, с помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование.

Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это мы как педагоги должны донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания. Они должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Поставив одну из задач - познакомить своих воспитанников с народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, мы разработали проект, который назвали «Светелка-горенка». Первые шаги в данном направлении показали, насколько велик у детей к этому интерес.

Чтобы показать детям как жили русские люди, как и чем работали, какие песни пели, как отдыхали, какие соблюдали традиции и обычаи, мы в группе выделили место, собрали предметы старинного русского быта и  воссоздали обстановку русской избы- «Светелку- горенку».

Цель проекта:  обогащение духовной культуры детей, формирование устойчивого интереса и любви к народному искусству.

Задачи проекта:

 Образовательные:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2.   Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

 Развивающие:

1.  Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.

2.    Развивать творческие способности дошкольника.

Воспитательные:

1.  Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

2.  Воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Ожидаемые результаты:

  • Устойчивый интерес к культуре русского народа.
  • Знание детьми устного народного творчества, песен, музыкальных игр, хороводов, декоративно – прикладного искусства народа.
  • Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Оценка результатов проекта:

В ходе реализации  проекта «Светелка-горенка» достигнуты определённые результаты:

  • создана предметно – развивающая зона в виде уголка русской избы «Светелка-горенка», в котором собраны предметы быта,
  • сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории календарных праздников русского народа;
  • создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству,
  • установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.

Схема осуществления проекта

по основным видам деятельности:

Центр познавательного развития:

Занятия:

Совместная деятельность:

  1. наблюдения за изменениями в природе
  2. создание уголка «Светелка-горенка»

Беседы:

1. « Веселый огород»

2. « Рождественские святки»

3. «Праздник масленицы»

4. «Пасхальные атрибуты»

Центр игровой деятельности

- Подвижные народные игры « Летели 2 птички», «Ниточка », «Жаворонок», «Бабка-  Ёжка»;

- Дидактические игры « Яичко расписное»,  «Прокати яичко с горки»;

- Сюжетные игры  «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»

Центр художественной деятельности

Рисование

« Осенняя березка»

«Солнышко – ведрышко»

«Масленица – барыня!»

«Яичко расписное»

« Во поле береза стояла»

«Жаворонки»

            Ручной труд:

            «Кукла из соломы»

            «Рождественские подарки»

           Выставки совместного творчества детей и родителей:

«Осень-рукодельница»

«Пасхальные куличи и яйца»

«Масленичные забавы »

«Зимняя фантазия»

Центр музыкального развития:

Музыкальные занятия

Совместная деятельность:

          - Разучивание песен, частушек, потешек, колядок, хороводов.

- Игра на шумовых народных инструментах,

Праздники и развлечения:

«Осень-рукодельница»

«Рождественские колядки»

«Как на Масленой неделе!»

«Чайные посиделки»

«Живи в веках моя Россия!»

«В Светелке-горенке гостям все рады!»

Презентация проекта

«В светелке- горенке гостям всем рады!»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, доставить детям радость и удовольствие от праздника.

Задачи: познакомить детей с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве; знакомить с обычаями, песнями, бытом русского народа; с предметами домашнего обихода; с хозяйственно- бытовыми инструментами.

Воспитатель и дети входят в «избу» с песней «Ой, сад во дворе».

Их встречает Хозяюшка.

Воспитатель:  Утро доброе, Хозяюшка!

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.

Давно мы вас ждем- поджидаем,

Без вас праздник не начинаем!

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Воспитатель:

Припасли мы забавушек на всякий вкус!

Кому- правда, кому- сказка, кому- песенка!

Хозяюшка:   

Удобно ли вам, мои дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

1-й реб:  Ваша изба ровно тепла,

                На дворе капель, а у вас оттепель.

2-й:         Домом жить - не лукошко шить,

                Домом жить - обо всем тужить.

3-й:         Дом вести - не лапти плести.

4-й:         Какова хозяйка - такова и изба.

Воспитатель:   Изба хороша, а с песней еще лучше станет.

Песня «Подай балалайку».

5-й:   В избу вашу жаркую  мы пришли с подарками. (подает подушку)

Хозяюшка:

Ой, ребятушки мои.

Мне подушки не нужны,

Хоть плясать могу весь день,

Но работать мне не лень.

(Выходит мальчик, забирает подушку, ложится на лавку. Хозяюшка подходит к нему, качает головой.)

Хозяюшка: А знаете ли вы пословицы об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости?

6-й:  Чтобы рыбу съесть, надо в воду влезть.

7-й:   Какова пряха, такова на ней рубаха.

8-й:   Люди жать, а он на печи лежать.

Воспитатель:

Уж не про нашего ли Дрему эта пословица?

Полно тебе, Дрема, дремать,

Пора тебе, Дрема, вставать.

Воспитатель:  Да и песня про него.

Песня «Дрема».

Хозяюшка:  Дрема, сходи за водицей!

Дрема:  Живот болит!

Хозяюшка ставит ухватом чугунок на стол.

Хозяюшка:  Дрема, иди кашу есть!

Дрема:  Что ж! (встает, потягиваясь). Раз велят, надо идти (берет ложку садится за стол).

Хозяюшка:  Эх, Дрема, Дрема.

Выходит девочка. Садится возле люльки.

Девочка:

Я скотинку напоила,

Сладким пойлом накормила.

Звери на ночь замирают,

Дети в зыбках засыпают.

Кукле я сейчас спою колыбельную свою.

Девочка поет «Колыбельную»

Реб: 

У Хозяюшки пройдет вечерок наш,

Какую, хозяйка, нам работу дашь?

Хозяюшка: 

Одним- вязать. (дает вязание)

Другим- вышивать (подает вышивание)

Третьим- прясть (девочки проходят к прялке)

А четвертым- песни напевать.

Девочки поют песню «Прялица».

Хозяюшка:  А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Если с детства не научишься - всю жизнь намучишься. Ну - ка, кто хочет свое умение показать?

Игра «Смотай нитки в клубки»

Воспитатель:

Наша Хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Одним- одна за всех отвечает.

Хозяюшка:   

Ах! В избе расписной я живу.

К себе в горенку всех приглашу!

Я иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточку пою (ставит на стол самовар)

Эх, чай, чай, чай

Уж ты, кумушка, встречай,

Прибауткой привечай.

Мальчик: 

Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!  

Сядем, братцы все рядком

Да частушки пропоем!

Дети исполняют частушки.

Хозяюшка:  Развеселилися, распотешились. А помогли мне в этом мои помощники: самоварище- дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода; да вот эти четыре братца; одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. (показывает на стол) А это мои голубки, которым место- у прорубки ( показывает на ложки). Вот какие у меня живут друзья- помощники. Понравилось ли вам у меня. Дорогие мои?

Воспитатель:  А сейчас пришла пора поиграть нам детвора.

Игра «Летели две птички», «Арина».

Хозяюшка:

Вечер, всем домой пора,

Рано всем вставать с утра,

А сейчас попить всем чаю

Я радушно предлагаю.

(приглашает всех к столу)

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя.

Пятьдесят пирогов- не найти едоков!

Хозяйку потешьте и блинов моих поешьте!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Разливает чай, при этом произносит: «Чай пить - не дрова рубить!»

Воспитатель:

Спасибо вам, Хозяюшка!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем!

Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят с песней.