Проект "Потешки - помoщники"
проект
Предварительный просмотр:
Тема: «Потешки- помощники»
Вид проекта: информационно-творческий
Участники проекта:
- дети;
- родители;
- воспитатель;
- помощник воспитателя.
Сроки реализации: длительный, групповой (3 месяца – январь, февраль, март).
Актуальность:
Всем известно, что маленькие дети любят слушать сказки, стишки, потешки и песенки с самого раннего возраста. И фольклор играет важную роль на первых этапах их развития. Но в нашей группе некоторые дети не знают потешек, песенок, загадок и их речь не активна, из бесед с их родителями я поняла, что с детьми не читают книг и не рассказывают им потешки, стишки и не имеют понятия о том, что применять фольклор нужно в любом общении с детьми.
Актуальным стало показать родителям, какое огромное значение имеет фольклор для развития наших малышей. Таким образом, из проведенных мной наблюдений, анкетирования родителей, возникла цель моей работы.
Цель:
- Облегчение процесса адаптации детей к условиям д/сада
- Развитие речевого общения и овладение культурно-гигиеническими навыками
- Формировать умение проявлять положительные эмоции в общении с взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- Приучать слушать короткие, доступные по содержанию народные потешки.
- Развивать мелкую моторику рук, разговорную речь.
- Развивать интерес и любовь к фольклору.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и воспитателю.
- Учить детей подражать игровым действиям, формировать чувство ритма.
Предполагаемый результат:
Потешки помогут наладить эмоциональный контакт, благоприятно повлияют на общение с ребенком в разные режимные моменты. У детей расширяется кругозор, увеличится словарный запас, они с большей охотой будут приходить в сад и легче проходить адаптационный период.
Методы и приемы:
- Обыгрывание сюжета потешки
- Словесные игры
- Подвижные и хороводные игры
- Пальчиковая гимнастика
- Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций
- Логоритмика
- ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Изучение методической литературы по данной тематике
- Создание карточек:
- потешек
- физкультминуток
- пальчиковых игр
- Подбор иллюстраций, картинок
- Подбор художественной литературы (фольклорных произведений)
- Разработка методических рекомендаций, консультаций для родителей
- ЭТАП: ОСНОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ
- Рассматривание иллюстраций, картинок, книжек с детьми
- Чтение художественной литературы
- Беседы о прочитанном
- Рассматривание игрушек-зверюшек и выполнение с ними пальчиковых игр, физкультминуток
- ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Открытый просмотр НОД «Мы в гости пришли»
- Наглядная адаптация:
- «Игры с потешками дома»
- «Использование фольклора для развития движений ребенка»
- «Использование устного народного творчества у детей дошкольного возраста»
- «Воспитание ребенка раннего возраста в народных традициях величальных песен»
- Раздел в уголке для родителей «Что мы учим»
- Информационно-аналитическая – оформление папки-передвижки
- Познавательная (беседы о значимости потешек в развитии ребенка)
Потешки при умывании:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Из колодца принесла
Курочка водицы,
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться.
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Чистая водичка
Умой Саше личико
Анечке — ладошки
Пальчики — Антошке.
При кормлении:
Умница Поленька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
При подъеме:
Потягушечки, потягушечка,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, мы потянемся,
маленькими не останемся.
При одевании на прогулку:
Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле.
Вот они сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Наша Таня маленька
На ней шубка аленька.
Раз, два, три, Четыре, пять
Собираемся гулять!
Шла кукушка мимо леса
За каким-то интересом
Инте — Инте — Интерес
Выходи на букву «С».
Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.
Во время прогулки:
Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказать подходящие для этого случая потешки или заклички:
Божья коровка,
Черная головка,
Лети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного, белого,
Только не горелого.
Подвижные и хороводные игры:
У медведя во бору
Для этой игры необходимо участие двух взрослых: 2Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к медведю со словами:
У медведя во бору
Много шишек наберу,
А медведь слепой -
Не бежит за мной.
Веточка обломится -
Медведь за мной погонится!
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.
Расчесывание волос:
Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти. Коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
- Ты расти. Расти. Коса
Всему городу краса!
Во время еды:
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась.
Зайка за капусту,
Мышка за корку,
А детки — за молоко.
Пейте, детки. Молоко
Будете здоровы!
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Кто кашу не есть,
Молоко не пьет -
Забодает, забодает.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу
Да и деткам снесу!
Во время игр:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глазки смелые,
Зубки белые!
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет,
Через киску упадёт.
У Алёнки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
А корова в юбке,
В темном полушубке.
Перед сном:
Баю — баю — баиньки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
Баю — баю — баю — бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.
Котя, Котенька, коток,
Котя — серенький лоюок,
Приходи к нам ночевать
Наших деток качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Для новичков:
Воспитателю известно, как тяжело бывает новичкам в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший!
Ванечка пригожий!
Познакомьтесь, ребята, это Ваня — ваш новый друг.
Вывод: Результатом моей работы явилось то, что расширился кругозор у детей, увеличился словарный запас, они с большей охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период. Вводя в свою
работу потешки, я знакомлю детей с творчеством русского народа.
Потешки помогли наладить эмоциональный контакт, благоприятно влияют на общение с ребенком в разные режимные моменты, во время еды, бодрствования, во время умывания, когда его укладывают спать, одев ание на прогулку. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.