Рабочая программа кружка "Леголенд"
методическая разработка (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhoklegoend.docx | 42.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Лесовичок»
ПРИНЯТА: На Педагогическом совете Протокол № __________ «____» ________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: Приказом МДОБУ ЦРР д/с № 4 «Лесовичок» № ____ от _____2019 г. |
Рабочая программа
кружка
"LEGOLEND".
на 2019-2020 учебный год
Часть образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
Автор:
Джабраилова Алевтина Васильевна,
воспитатель
п. Талакан
СОДЕРЖАНИЕ
1 Целевой раздел
- Пояснительная записка
1.2. Актуальность
1.3. Цели
1.4. Задачи
1.5 Принципы
1.6. Возрастные особенности развития детей 4-5лет.
1.7. Целевые ориентиры
2 Содержательный раздел
2.1. Содержание содержательного раздела.
2.2. Методы, приемы и формы проведения занятия
2.3. Перспективный план занятий кружка
3 Организационный раздел.
3.1. Режим занятий
3.2. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса
3.3.Предполагаемый результат
3.4. Список использованной литературы
Приложение
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела повысить интерес к конструированию.
1.2 Актуальность программы:
- востребованность развития широкого кругозора у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;
- LEGO – конструирование позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры
- LEGO - технологии объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна программы заключается в том, что дошкольники приобретают
элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. LEGO - конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
1.3 Приоритетной целью образования в современном дошкольном образовании становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель программы: - развитие начального научно-технического мышления, творчества дошкольников посредством образовательных конструкторов Лего.
1.4 Задачи:
Первое полугодие:
- учить называть детали лего-конструктора (кирпичик большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);
- простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму,
величину, цвет деталей);
- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин);
- сравнивать предметы по длине и ширине;
- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета
длинная (широкая));
- конструировать по образцу и условиям;
- различать по цвету и форме;
- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
Второе полугодие:
- познакомить с новыми деталями лего-конструктора (основа машины, полукруг, овал);
- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;
- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;
- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;
- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
1.5 Принципы построения программы:
Доступность - предусматривает осуществление конструктивно-игровой
деятельности с LEGO с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Наглядность - обучение и воспитание предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, Последовательность – заключается в постепенном повышении требований в процессе конструктивной деятельности.
Систематичность - обучения и воспитания - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: программа ориентирована на детей средней группы (4-5 лет).
1.6 Возрастные особенности детей 4-5 лет
К 4 годам любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм, все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.
В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов способен придерживаться определенной последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем – дополнительные части. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. Особенности образов воображения зависят от опыта ребенка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Элементы продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре, рисовании, конструировании.
Пятилетние дети лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие и сложные движения пальцами. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. И хотя до серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать. Дети в этом возрасте с удовольствием решают разные задачи, что помогает развитию творческого мышления и стимулирует желание учиться. У пятилетних детей активное воображение, и учебные материалы должны давать им простор. Что касается развития речи, это период преувеличений. Мысли у детей постоянно перескакивают с одной темы на другую, и им необходимо "выговориться". Необходимо создать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее и рассказывать друзьям о том, что делали и что из этого вышло. Развитие социальных навыков. Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с помощью слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры - дети с удовольствием играют в "настоящую жизнь", которая становится для них интереснее. Они переносят в игру свои представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий. Развитие творческих способностей пятилетним детям нравится чувствовать себя большими и умеющими что-то делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми.
2.Содержательный раздел
2.1 Содержание содержательного раздела
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие».
2.2 Формы организации работы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы | Приемы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребенка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу). |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словестный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога |
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием конструктора LEGO, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика, физкультминутка с учетом темы совместной деятельности.
Формы и режим занятий: при работе по данной программе используется подгрупповая и индивидуальная форма работы. Группа детей до 5 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, 15-20 минут, 1 раз в неделю. Таким образом, продолжительность занятий по конструированию соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные:
Конструирование по образцу — когда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу - предполагает, что ребенок сам, без каких
- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
Дополнительные:
Конструирование по теме -детям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.
2.3 Перспективный план занятий кружка
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь Октябрь | Знакомство с конструктором LEGO | Познакомить с LEGO (кирпичик, лапка, клювик, пластина и т.д.). Закреплять знание цвета и формы. |
Знакомство с правилами безопасного поведения при работе с LEGO конструктором | Познакомить с правилами, закрепить названия деталей лего. | |
«Путешествие в Лего-страну» (проблемная ситуация) | Видеообращение жителей Лего-страны: | |
«Волшебная дорожка» | Что бы построить дорогу, нужно соблюдать правила, каждому надо взять только 2 детали. Детали должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру.Соединять друг с другом так, чтобы следующая деталь была похожа на предыдущую по цвету или размеру. | |
Забор и ворота для заборчика | Учить выполнять простейшую конструкцию из LEGO забор и ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину. | |
Здравствуй лес! | Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья. | |
Ноябрь | Мы в лесу построим дом | Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить строить дом из LEGO |
Пирамидка (башенка) | Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.. | |
Разные домики | Закреплять умение строить домики. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
Декабрь | Мебель для комнаты, кровать | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. |
Мебель для комнаты, стол и стулья | Закреплять умение строить мебель. Запоминать название предметов мебели. | |
Стена с окном | Развивать воображение, фантазию. Учить строить стену с окном из конструктора. | |
Конструирование по замыслу и съёмка мультфильма по стихотворению Агнии Барто «Машенька» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Январь | Утята и утка в озере | Учить внимательно слушать стихотворение. Строить из конструктора утят. |
Лягушки | Рассказать о лягушках. Учить строить лягушек из конструктора. | |
Мостик через речку | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали | |
Конструирование по замыслу и съёмка мультфильма по стихотворению Агнии Барто «Ути-ути» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Февраль | Машина (грузовик) | Учить строить грузовик. Развивать навыки конструирования. |
Машина (грузовик),занятие №2 | Продолжить строить грузовик. | |
Сборка декораций | Обдумывать содержание будующей постройки, называть ее тему. | |
Конструирование по замыслу и съёмка мультфильма по стихотворению Агнии Барто «Грузовик» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Март | Детская площадка | Показать детскую площадку. Построить песочницу. |
Горка для ребят | Продолжать знакомить с детской площадкой, развивать память и наблюдательность. | |
Скамейка | Продолжать знакомить с детской площадкой, развивать память и наблюдательность. | |
Конструирование по замыслу съёмка мультфильма по стихотворению Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка» | Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Апрель | Ракета | Рассказать о космосе. Учить строить ракету. |
Луноход | Рассказать о луноходе. Учить строить из деталей конструктора | |
Космонавты | Продолжать знакомить с космосом. Учить строить космонавтов из мелких деталей. | |
Конструирование по замыслу съёмка муьтфильма «На ракете ну и ну полетели на Луну» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Май | Народ | Рассказать о людях проживающих в городах ,селах, поселках. Сборка человечков |
Дом с крыльцом | Учить всем вместе строить одну поделку. | |
Сад | Совместное конструирование различных деревьев. | |
Конструирование по замыслу и съёмка мультфильма по стихотворению Агнии Барто «Ганя –рёвушка» | Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
- Организационный раздел
- Режим занятий
Общее количество занятий в год – 26
Обучение проводится 1 раз в неделю в режимных моментах. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.
Количество детей | Возраст детей | Количество занятий в неделю | Продолжительность занятия | Количество занятий за год |
5 | 4-5 | 1 | Не более 12 м. | 26 |
3.2. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса кружка наличие:
1 столы;
2 стулья
3 магнитофон;
4 диски с музыкой (детский репертуар).
Материал:
1 Конструктор Lego
2 Карточки-образцы
3 Иллюстрации (дома,животные)
4 Компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала.
5.Фотоаппарат для создания фильма.
Список используемой литературы:
1. 1. Барто А.Л. Любимые стихи / А.Л. Барто. - М.: ОлмаМедиаГрупп, 2016. - 128 с.
2.М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»)
3.Комарова Л. Г. Строим изLEGO(моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктораLEGO). —М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016.
4.Лиштван З.В. Конструирование. -М.: Владос, 2017. –217 с.
6.Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М.: Академия, 2015. –97 с.
7.Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство Сфера,2016 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...