Проект "Вулкан"
проект по окружающему миру

Сумина Олимпиада Рысовна

Проект "Вулкан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vulkan_sumina.docx56.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ябоганский детский сад» «Сказка»

ПРОЕКТ

 «Тайны вулкана»

(старший дошкольный возраст)

         

          Воспитатель: Сумина Олимпиада Рысовна

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………

Стр № 3

Актуальность проекта……………………………………………..

Стр № 5

Результат проекта………………………………………………….

Стр № 6

План реализации проекта………………………………………….

Стр № 7

Пояснительная записка

База внедрения проекта: воспитанники старшей группы, родители

Сроки реализации проекта: 1 неделя

Образовательная область:  

  • «Социально - коммуникативное»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Физическое развитие».

Цель проекта: Реализация в образовательном процессе познавательной и экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.

Задачи проекта:

  1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
  2. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.
  3. Помочь воспитанникам понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
  4. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять кругозор воспитанников.
  5. Закреплять умение детей работать с картой, глобусом.
  6. Приобщать детей к «чтению» энциклопедий, знакомству с новыми явлениями, факторами.
  7. Дать представление о действующих, спящих и потухших вулканах.
  8. Активизировать и сформировать понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава, извержение
  9. Поиск эффективных методов и приёмов, способствующих формированию представлений о целостности окружающего мира
  10. Учить детей слушать друг друга, принимать и развивать идею сверстников и взрослых, творчески взаимодействовать.
  11. Формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей.

План реализации проекта

Этапы внедрения проекта

Виды деятельности

Содержание деятельности

педагог

дети

родители

I этап

Подготовительный

Информационный

  • Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;
  • Подбор  методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;
  • Информирование родителей о реализации данного проекта;
  • Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
  • Оформление информационно – читательского уголка в группе;
  • Мониторинг знаний детей по следующим вопросам;

Что такое вулкан?

 Какие виды вулканов ты знаешь?

Чем отличаются действующие, спящие и потухшие вулканы?

Что такое лава?

Что такое магма?

Знаешь ли ты, что такое жерло?

Какой вред приносят вулканы?

Есть ли польза от вулканов?

Что такое извержение?

Знаешь ли ты, что такое кратер?

В каких странах и  городах есть вулканы?

  • Чтение энциклопедий по теме «Вулканы»;
  • Обсуждение целей по данной теме;
  • Активное слушание;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Отгадывание загадок, ребусов, чтение стихотворений

  • Сообщение на родительском собрании о предстоящем проекте (тема, цель, задач проекта);
  • Информация для родителей в информационном уголке: 
    «Как образуются вулканы»,
     «Что происходит при извержении», «Какие бывают вулканы», «Какой вред приносят вулканы», «Есть ли польза от вулканов».
  • Анкетирование «Окружающий мир вашего ребенка»;

II этап

Практический

Социальный

Совместное планирование деятельности (с чего начать).

Подготовка познавательного ролика.

Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

Разработка конспектов познавательных мероприятий

Составление картотеки стихотворений, загадок о вулканах

  1. Просмотр познавательных роликов «Камни из огня», «Что такое вулкан», «Название вулканов»;
  2. Расположение вулканов на земле – работа с глобусом;
  3. Посещение библиотеки. Тема: «Тайна природного явления. В мире вулкана»

Совместная деятельность дома. Рассматривание вместе с ребёнком вулкана, помещённые в газетах, журналах, фотографиях.

Посмотрите фотографии разных вулканов и почитайте интересные факты про них
*10 самых опасных вулканов планеты -
http://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review350.php 
*Все о вулканах -
http://vulkany.com/interesnie_fakti.html 
*Интересные факты о вулканах -
http://katya.gorod.tomsk.ru/index-1163550018.php 
*Прогулка по вулканам Южной и Северной Америки -
http://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review154.php

Познавательно - исследовательский

Организация исследовательской деятельности детей

Провести серию познавательных мероприятий

  1. Легенда про древнего Бога «Вулкана»
  2. Как образуются вулканы?
  3. Разрушительная сила вулканов.
  4. Предсказание извержений
  5. Превращение лавы.

Совместная деятельность дома.

Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Извержение вулкана»

Выучить стихотворение «Вулкан»

Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

Участие в фото – конкурсе «Семья исследователей вулкана»

Подготовить материал к проведению исследования

«Камни вулканического происхождения»

Практическая помощь детям, создание условий и мотивации

Направление и контроль за осуществлением проекта

Проведение познавательной беседы «Как же образуются вулканы?»   У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если в земной коре образуется трещина, которая доходит до очага магмы, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно – жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность. Её температура более +1000С. Излившуюся магму называют лавой.

Подготовить материл к проведению опыта:  приобретение маленьких бутылочек с минеральной водой.

Участие в исследовании

 «Камни вулканического происхождения»:
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Спросите детей, как он думает, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Предложите опустить кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Дети делают открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

Участие детей в опыте.

 Взять бутылку с минеральной газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.

Экспериментально – поисковый

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности

Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.

Сбор информации через СМИ по подготовке к семинару – практикуму для родителей.

Проведение инструктажа по технике безопасности при экспериментальной деятельности

Подготовка к открытому занятию для педагогической общественности микрорайона

Подготовка материала  в бюллетень

Совместная деятельность детей с педагогом

- проведение эксперимента «Извержение вулкана»;

-

Совместная деятельность дома.

Совместно с ребёнком раскрасить схему вулкана и подписать его части.

Задание познавательного характера

Попробуйте найти с ребенком на карте, где расположены вулканы у нас в стране и в мире, каким цветом они обозначены.

Совместная экспериментальная деятельность

Закрепите знания ребенка «почему  же вообще происходит извержение вулкана».

С помощью опыта:
Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.

Выпуск бюллетени, «Какие эксперименты проводить дома с детьми?»

Творческий

Подготовка материалов для творческой деятельности детей

Разработка конспекта «Извержение вулкана»

 мастер – класс для педагогической общественности микрорайона.

Показ мастер – класса для педагогов детский садов Чкаловского района

Оформление выставки творческих работ детей

Подготовка материала к оформлению творческой стенгазеты «Всё о вулканах»

Подготовка материала в газету детского сада

Рисование гуашью «Тайны вулкана»

Лепка вулкана

Участие в творческой работе

 «Чудо тесто»

Изготовление вулкана из соленого теста, раскраска вулкана.

Творческое задание по желанию ребенка

Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста макет вулкана (можно в разрезе), или сочинить стихотворение (сказку) о вулкане.

Участие в семинаре - практикуме «Творческий талан ребенка в экспериментальной и исследовательской деятельности»

III этап

Завершающий

Контрольно - оценочный

Повторный сбор и анализ знаний воспитанников.

Обработка полученных результатов мониторинга.

Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.

Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.

Подготовка презентации к педагогическому совету

Выработка будущих планов

  • Участие в беседе «Что получилось, что нет»

Повторный мониторинг знаний детей по следующим вопросам.

Письменный опрос:

*Как повлиял проект «Тайны вулкана»  на Вашего ребенка?

* «Что нового и интересного Вы узнали в процессе реализации проекта?»

* Как Вы оцениваете результаты проекта, по 5-ти бальной системе?

* Какую тему, Вы предложите для дальнейшего проектирования в группе?

Исполнительский

Выступление с  проектом на педагогическом совете с участием родительского комитета

Под косвенным руководством педагога организация мини – музея

 «Тайны вулкана»

Выпуск творческой стенгазеты

«Всё о вулканах»

Организована фото – выставка «Семья исследователей вулкана»

Организована экскурсия в мини – музей «Тайны вулкана»

Результат проекта

      На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе экспериментально – исследовательской деятельности по теме: «Тайна вулкана», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения опытов, у детей повысился уровень теоретических знаний и практических  умений (на 67%).

       Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял эксперимент и наглядно видел результат своей деятельности.

      Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода исследовательско – экспериментальной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знаний умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.

      Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы – свидетельствуют о его научности и практической значимости. О перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.

Результаты проекта будут интересны для педагогов дошкольного учреждения, родителей, заботящихся о познавательно – исследовательской деятельности детей – дошкольников. Данная работа может демонстрироваться на методических объединениях для воспитателей, педагогов дополнительного образования.

                                       

                                                                                                                Приложение № 1

                       

Загадки на тему «Вулкан»

Я плююсь огнём и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня?          (Вулкан)

У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться -
Взорвётся, задымится!          (Вулкан)

Я даю определение:
В виде чаши углубление
На вершине у вулкана.
Думай, друг, сдаваться рано.        
(Кратер.) 

Земля задрожала, вулкан задымился,
Огонь из-под пепла и камня пробился.
И вот уж из жерла вулкана потёк
Расплавленной горной породы поток!          
(Лава.)
 

Физкультминутка   «Высокая Гора»

Высока я

Гора поднимает соединенные ладонями руки над головой.

и крепка –
Не пробьешь и пушкой,

Гора самодовольно бьет себя кулаком в грудь.

Проплывают облака
Над моей макушкой.

Гора машет руками над головой.

Если встану на пути,
Вам придется обойти.

Гора расставляет ноги и упирает руки в боки.

Солнце первый луч с утра
Дарит мне, ведь я – Гора!

Перед словом «гора» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим отгадать маску.

Физкультминутка «Вулкан»

Спящий я похож на гору,

Вулкан закрывает глаза и прислоняется левым ухом к соединенным вместе ладошкам, изображая спящего.

Но уж коли я проснусь,

Вулкан открывает глаза и потягивается.

Задрожу,

Вулкан дрожит.

                  то значит скоро
Я фонтаном ввысь взметнусь.

Вулкан поднимает руки над головой.

Пых! По небу пепел кружит.

Вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой черными и серыми лентами.

Пых! Огонь летит наружу,

Вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой огненными (алыми, желтыми и оранжевыми) лентами.

Льется лава в океан –

Вулкан разводит руки в стороны и делает огненными лентами волнообразные движения.

Извергается Вулкан.

Перед словом «вулкан» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим отгадать маску.

Приложение № 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Извержение вулкана».

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

Задачи: 

  • познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
  • поощрение детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • развивать аккуратность и взаимопомощь.

Оборудование: 

  • картинки с изображением вулканов;
  • карта России;
  • поддоны;
  • картон;
  • клей;
  • сода;
  • уксус;
  • сухая красная краска;
  • моющая жидкость;
  • листы бумаги;
  • чайные ложки;
  • пипетка.

Предварительная работа: изготовление макета гор из пустых бутылочек, стаканчиков  от йогурта.

 

Ход мероприятия:

- Сегодня у нас ребята с вами необычное занятие,  которое посвящено нашей исследовательской деятельности, но прежде я хочу спросить, как вы думаете, что такое вулкан?

 - А теперь обратите внимание на стол, на котором стоит макет гор. В одной горе у нас вулкан, но он почему то  у нас оказался не работающим. Может быть, кто – то из вас ребята знает, как сделать так чтобы получилось у нас извержение вулкана и он стал работающим?

- А хотите узнать, что такое вулкан и как происходит его извержение? И даже научиться

несложному опыту с  извержением вулкана. Но сначала я хочу рассказать вам одну легенду о вулкане. Давайте с вами присядем в кружок поудобнее и внимательно послушаем. ( Звучит спокойная музыка, воспитатель читает)

- « Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо по среди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершину горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. « Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».( разбор непонятных для детей слов)

 - Понравилась вам легенда? А о чем говорится в этой легенде? Я хочу предложить вам рассмотреть картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

 - Правильно, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание, на его верхнюю часть, она похожа на большую яму, воронку. Кто знает, как называется эта часть вулкана?

 - Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне  - красновато-оранжевая пасть это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная  жидкость, выходящая  из  вулкана,  называется  лавой.

-  Хотите, я вас научу, как сделать извержение  вулкана.( проводится опыт)

- Ребята, давайте попробуем « запустить» наш вулкан, и посмотрим, что у нас получится.

- Ребята, разные вулканы извергаются по - разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдём их на карте России. И пометим значком.

- А сейчас давайте с вами нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследования по теме « Вулкан».

  Заканчивается мероприятие выставкой рисунков.

                 

                           

                 

Картинка 2 из 1537