Педагогический тренинг «Построение эффективного общения педагога с родителями»
консультация
Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями,
упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_trening_29.11.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический тренинг
«Построение эффективного общения педагога с родителями»
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения. В связи с этим актуальны, на наш взгляд просто необходимы, интерактивные мероприятия с педагогами, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе. Сегодня мы и посвятим нашу встречу данной теме.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.
(на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф.Ряховскому).
1.Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями"
Ведущий: Уважаемые педагоги вашему вниманию предлагаются вопросы. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
Полученные очки суммируются, и определяете, какой у вас уровень коммуникабельности с родителями.
(воспитателем предлагаются листы бумаги для ответов на вопросы)
Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0 очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
2.Теоретическая часть
Ведущий: "Правила построения эффективного общения"
" - Сейчас я предлагая Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к себе человека необходимо применить "Правило трёх плюсов":
1. Улыбка
2. Имя собеседника
3. Комплимент
Для того, что бы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии! Зачастую, имя бывает решающей каплей, что бы дело в конфликтной ситуации обернулось в нашу пользу! Так же в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого (родителю его ребёнка). Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребёнка.
Кроме этих приёмов существуют и другие приёмы установления хорошего контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить" собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им "ближе". Но нельзя переступать "границы" личного пространства собеседника!
3. Необходимо убрать барьеры, "увеличивающие" расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки и ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать приём присоединения, т. е. найти общее "Я": "Я сам такой же.", "У меня тоже самое." Как можно реже употреблять местоимение "Вы"("Вы сделайте то - то!", "Вы должны это. ") Чаще говорить "Мы все заинтересованы, что бы наши дети были здоровы, умели., знали.).
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Манеру одеваться - можно отнести к невербальным средствам общения
- Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируются собеседником с высоким статусом партнера по общению. С низким статусом обычно связывают одежду, которая придаёт телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободного покроя, расклешенные юбки и т. д.).
- Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя, быть аккуратно одетым, т. к. его внешний вид одежда, прическа, походка и даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в процессе общения.
Как правильно вести беседу.
Слушать внимательно и доверительно
Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации. Дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.
Не прерывать высказывания собеседника
Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
Основные моменты:
Дайте собеседнику возможность выговориться
- Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
- Резюмируйте наиболее важные высказывания
- Не прерывайте собеседника
- Не противоречьте
- Задавайте вопросы
3.Упражнение «Комплимент» (Участники встают в круг)
Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями, формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».
Инструкция: Я предлагаю вам поиграть в игру.
Сейчас каждый из вас будет говорить комплимент сидящему от себя справа, как одному из родителей своей группы. Это может быть комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, активного участия в жизни группы и детского сада, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».
Обсуждение упражнения
— Вам понравилось делать комплименты.
__ Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?
— Почему?
Ведущий подводит итог: самым лучшим комплиментом для
родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога
выделить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его
компетентности в глазах родителей.
4. Упражнение на тему; Какие мы хорошие?
Участником раздаются стикеры в виде сердечек. На которых предлагается написать то положительное качество, которое помогает им взаимодействовать с родителями. Далее сердечки приклеиваются на ватман, на котором изображена семья.
6.Синквейн на слово семья
я предлагаю каждой группе составить синквейн.
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов)
5 строка – заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом).
Пример
Семья.
Крепкая, сплоченная.
Воспитывать, советовать, помогать.
Быть одним целым всегда.
Опора.
(составление синквейна на слово-воспитатель, родитель, дети)
Воспитатель. Добрый, знающий. Воспитывает, учит, помогает. Человек, любящий свое дело. Наставник. | Дети Весёлые, шустрые. Бегают, играют, шумят. Они изучают мир. Будущее. |
Родители. Умные, добрые. Помогают, оберегают, обучают. Заботятся о своих детях. Родственники. |
Ведущий:
-Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".
Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...
Семинар-тренинг для педагогов " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями"
Развитие коммуникативных навыков педагога...
Консультация для воспитателей " Способы построения эффективного общения педагогов с родителями"
В консультации приводятся способы и примеры эффективного общения педагогов и родителей....
Построение эффективного общения педагога с родителями.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные...
Деловая игра с элементами тренинга «Построение эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»
Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ...
Построение эффективного общения педагога с родителями и взаимодействия с семьёй
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников...
Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".
Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями". «Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужн...