Статья " Адаптация в детском саду , вораст 2-3 года".
статья (младшая группа)

Кожокару Елена Алексеевна

ГБДОУ детский сад №15 Кировского района; Кожокару Елена Алексеевна Воспитатель; Адаптация в детском саду возраст 2-3 года;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                     ГБДОУ детский сад №15 Кировского района;  

                                     Кожокару Елена Алексеевна

                                     Воспитатель;

                                     Адаптация в детском саду возраст 2-3 года;

 

                                                 

Актуальность выбранной темы заключается в том, что детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, наступает волнения и тревоги как у детей так и у родителей.С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей рядом, новые требования к поведению, новое помещение, новый стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим и психическим состояниям.

Беспокойство родителей в таких вопросах :

- Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложиться у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде?

Такие же проблемы встают и пред воспитателем, принимающим детей в свою группу. И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требуют малыши двух-трех летнего возраста, так как в этом возрасте адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском садуи в семье. Адаптационный период – серьезное испытания для детей, вызванные адаптациейстрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой  деятельности и высокая цена ,которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих успешной адаптации ребенка к детскому саду.  Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, правильной организации воспитательного процесса.

Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Известно, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан, А.В.Мудрик, и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн, Е.А.Ямбург, Ш.А.Амонашвили и др.).

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития, адаптация- фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации к детскому саду и является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

Мы наверноесогласимся с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения вопросов всестороннего развития личности ребенка.

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности и для ребенка который впервые пришел в детский сад- это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить ведь в первую очередь ломается  егопривычный стереотип жизни, в котором он чувствовал себя спокойно и уверенно.

Следующий психотравмирующий факт  это разлука с матерью и близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения, это порождает ощущение тревоги, неуверенности, к которому часто примешивается чувство брошенности. Очень важно, чтобы родители в  период адаптации относились к ребенку очень бережно и внимательно стремились помочь ему пережить  трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша,  от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.Работающие воспитатели на группе ясельного возраста знают, что такое адаптационный период для ребенка, ведь для вновь поступившего малыша детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Однако в процессе адаптации можно отметить некоторые закономерности. Во-первых, до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же,поэтому  ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В раннем возрасте в период адаптациинаибольшее значение имеет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ, эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери, таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация.

К процессу адаптации ребенка может добавиться и кризис трех лет, это период, когда ребенок впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие, а взрослые, этого не видят или, не желают видеть, потому что проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малышотстаивая перед нами свою личность, от этого его психика становится ранимая, что негативно сказывается на адаптации, о чем свидетельствуют видимые изменения в его поведении.

В три года малышу обычно уже нравиться контактировать с людьми. Он даже может сам выбирать повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса.

Познавательная деятельность в возрасте двух-трех лет тесно связана с игрой, поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими, ему не хочется знакомиться со сверстниками, ему хочется понять, что происходит рядом с ним. Его познавательная деятельность заторможена. Но, как только проснется интерес к новому, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

Под влиянием стресса ребенок обычно изменяется настолько, что может забыть почти все навыки самообслуживания, которые давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако по мере адаптации ребенка к условиям коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, дополнительно легко усваивая новые.

У некоторых малышей на фоне стресса, при тяжелой степени адаптации меняется речь, словарный запас малыша скудеет, при разговоре употребляя младенческие или облегченные слова, его предложения становятся односложными, и состоят в основном из глаголов. Вначале адаптационного периода сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш постоянно вскакивает на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но этот сон беспокойный, прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением и  только когда ребенок адаптируется к саду, он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест очень много.

Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует  нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются. В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой исследований, было выделено три фазы адаптационного процесса:

Первая: острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

Вторая: подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

Третья: фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса этого периода в норме составляет в яслях  7-10 дней

По тому, как дети приспосабливаются к садику, какова степень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода, их можно разделить на три основные группы:

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания.

Во вторую группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть.

Наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Если прошло больше месяца, а ребенок не привык к детскому саду, то надо задуматься и приглядеться, что его беспокоит, отчего он такой капризный и раздражительный.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.Значительно быстрее и легче адаптируется ребенок, если семья старается поддерживать приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении. Чем скорее будет установлено единство воспитания в дошкольном учреждении и в семье и чем больше подходы к ребенку будут соответствовать его индивидуальным особенностям, тем скорее и безболезненнее будет процесс привыкания детей к новым условиям.

Для того, чтобы управлять процессом адаптации, воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского учреждения.

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение.Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.

Задача воспитателя: успокоить взрослых, пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации, выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.

Детский сад должен стать реальной, открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на  доверии, успех сотрудничества зависит от взаимных установок семьи и детского сада.

В раннем возрасте ребенок приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остаётся связанным со взрослым, он нуждается в его практической помощи и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Ребенку нужно постоянное внимание и поддержка со стороны родителей, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.Таким образом, роль родителей в успешности или не успешности адаптации ребенка к ДОУ очень велика.

Список использованной литературы

1. Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. — 1990. — №11. — с. 32-34

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. — Ярославль: Академия, 2001.

3. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение,1983. — 80с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Адаптация в детском саду"

Рекомендации и советы родителям как облегчить адаптацию ребёнка в детском саду....

Статья "Адаптация в детском саду"

Детский сад – это место со своими правилами, порядками и огромным количеством малышей. Здесь невозможно заранее предугадать реакцию вашего чада на все происходящее, поэтому период адаптации длит...

Статья "Адаптация в детском саду"

Детский сад – это место со своими правилами, порядками и огромным количеством малышей. Здесь невозможно заранее предугадать реакцию вашего чада на все происходящее, поэтому период адаптации длит...

Статья: "Адаптация к детскому саду в раннем возрасте с 2 - 3 лет"

Ребенок - действительно быстрее и легче адаптируется к детскому саду, чем ребенок от трех лет. В своей статье боллее подробно описываю этот вопрос....

Статья: «Адаптация в детском саду во второй младшей группе»

В последние годы получило распространение мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет - он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к...

Статья "Адаптация к детскому саду"

Ваш малыш подрастает и вы начинаете задумываться о детском саде. Пойти или не пойти, в какой детский сад отдать ребенка и как его подготовить к детскому саду....

Статья "Адаптация в детском саду"

Статья о факторах успешной адаптации в детском саду.Роль родителей в адаптации....