ООД "Знакомство с куклой Десятиручкой и праздником Покров Святой Богородицы"
план-конспект занятия (старшая группа)
ООД "Зпакомство с куклой Десятиручкой и праздником Покров Святой Богородицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_3.docx | 118.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование интереса к народным традициям и духовным ценностям русского народа, по средством народной тряпичной куклы.
Задачи:
Образовательные: расширить представления детей о культурном наследии своего народа, познакомить детей с народной куклой - Десятиручкой. Дать понятие о празднике Покрова Святой Богородицы.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, активизировать словарь детей
Воспитательные: формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость. Прививать уважение к традициям русского народа. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре. Воспитывать патриотические качества.
Предварительная работа:
- создание макета «Русская изба»;
-разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;
- разучивание народной игры «У Маланьи»;
-разучивание песни «Покров»;
-знакомство с тряпичными куклами;
-знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.
Оборудование и материалы:
- народная кукла – Десятиручка (изготовленной педагогом ранее).
- сундук (разноцветные лоскутки тканей, основа для покрывала);
- презентация на тему «Покров Пресвятой Богородицы»;
- запись песни «Покров»;
- запись с русской народной музыкой;
-ноутбук.
Формы и методы реализации: беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассматривание куклы – оберега «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность.
Ход НОД.
Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
А мальчики у нас, как ясные соколы!
А девочки, как аленькие цветочки
Тренинг «Подари улыбку!»
Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа.
А теперь давайте поздороваемся
Здравствуй, группа (руки вперед)
Здравствуй, сад! (руки в стороны)
Здравствуй, добрый мир ребят (обнять себя за плечи)
Звери, птицы на планете, (скрестить руки перед собой, взмахи)
Здесь гостям все рады дети. (протянуть руки к гостям)
Давайте поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон)
Воспитатель: А теперь сядем с вами рядком, да поговорим ладком.
А умеете ли вы отгадывать загадки?
Ну тогда послушайте и отгадайте загадку
Загадка: Платья носит, есть не просит,
Всегда послушна, но с ней не скучно! (Кукла)
Воспитатель: Правильно кукла. В куклы, ребятки, играли все поколения детей. А на Руси в куклы играли и девочки, и мальчики, и даже цари. Ваши прабабушки тоже любили играть куклами.
Ребята, а как вы думаете , всегда ли на Руси куклы были такие как сейчас у нас с вами?
Предполагаемые ответы детей: Нет. давным давно куклы были тряпичные.
Воспитатель: А почему куклу назвали тряпичной?
Предполагаемые ответы детей: Потому что она сделана из тряпочек.
Воспитатель: А кто же делал эти куклы?
Предполагаемые ответы детей. Эти куклы делали мамы, бабушки.
Воспитатель: Правильно, дети, эти куклы в старину делали бабушки, мамы для своих детей и внуков. А как же они их делали? Кто расскажет?
Предполагаемые ответы детей: Мама собирала разноцветные тряпочки, складывала их в коробочки, а потом рвала на полоски и скручивала куколку.
Воспитатель: А для чего же делали кукол?
Предполагаемые ответы детей: их делали для того, что бы дети играли, не плакали и не баловались, мамы говорили « Поиграй, мое дитя, и не балуйся»
Воспитатель: Правильно, это игровые куклы. А еще каких куклы вы знаете? Предполагаемые ответы детей: Куклы – обереги берегли людей, приносили в дом счастье, обрядовые куклы использовались в различных обрядах и народных праздниках
Воспитатель: кукол, которые должны оберегать и защищать человека, делали без иглы и ножниц. Ткань, для изготовления кукол, старались не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Всех кукол наряжали в красивые платья, но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет, потому что считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. А почему?
Предполагаемые ответы детей: В старину верили, что в куклу без лица не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Воспитатель: Молодцы ребята. А сегодня я хочу вас познакомить с еще одной куклой. (воспитатель показывает куклу)
Посмотрите чем она отличается от других народных кукол.
Предполагаемые ответы детей. У нее много рук.
Воспитатель: Правильно. Это многорукая обрядовая кукла «Десятиручка» .
У Многоручки 10 рук, чтобы она помогала девушкам и женщинам по хозяйству все успевать делать и шить и вязать и вышивать. На каждую ручку загадывали по делу в котором нужна помощь ".
Ее делали из лыка или соломы. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана, вкруговую, привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Ставили такую куклу в женский кут, рядом с прялкой или ткацким станком, и кукла оберегала мастериц.
Оберег нас охраняй.
И в работе помогай!
Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.
А делали такую куклу в великий праздник покров пресвятой богородицы, который праздновали на Руси 14 октября .
Пришёл к нам октябрь - батюшка
Принес с собой наш любимый праздник – Покров!
А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?
Предполагаемый ответ детей: Нет.
Воспитатель: Сейчас я вам про него расскажу. История этого праздника такова.
«Однажды давным давно злые враги со всех сторон окружили древний город Константинополь и хотели захватить его. Жители сражались до последних сил за свой город, но враги не отступали. Тогда они обратились к Богу с молитвой о помощи, они собрались в храме, со слезами молились всю ночь. Рано утром человек по имени Андрей и его ученик Епифаний увидели над своими головами Деву Марию с Ангелами. Богородица раскрыла свой покров над молящимися, а покров это головной убор похожий на платок, или как его еще называют Омофор. Это означало, что она покроет и защитит город от врагов."
(Покрыть лёгким покрыть головы детей)
После чудесного явления враги бежали от стен Константинополя. В память об этом событии был установлен праздник и написана Икона Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятую Богородицу считают заступницей земли русской, а Праздник Покров Пресвятой Богородицы очень почитается на Руси. В этот день люди идут в Храм, и ставят свечи к иконе «Покрова».
Ребята, давайте рассмотрим икону.
ПОКАЗАТЬ ИКОНУ
Вот Богородица держит в руках большой светлый сияющий шарф, Омофор, которым покрывает всех от бед и несчастий. Я предлагаю вам послушать песню «Покров Богородиц»
Включить песню
Дидактическая игра «ДОБТЫЕ СЛОВА»
Ребята, сейчас я вам раздам осенние листья, а вы придумаете доброе, вежливое или ласковое слово, которое вы хотели бы подарить богородице за её безграничную доброту. Отдавая свой листок, вы называете слово вслух. Воспитатель собирает листья в букет.
Великая, милосердная, заступница, добрая, великодушная, благодарим тебя, спасибо тебе, заботливая, покровительница, светлая, помощница, дарящая добро, любящая людей, красивая, ласковая, защитница наша.
Посмотрите. Ребята, на ваших глазах появился настоящий букет добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым, как этого всегда хотела Богородица.
С Покрова – вечера становились длинными и холодными, заканчивались работы в поле, в огороде, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами. В будние дни, окончив все хозяйственные работы по дому, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, пряли или шили, вязали, лепили, вырезали игрушки.
Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»
А какие вы, ребята, знаете поговорки и пословицы о труде.
Предполагаемые ответы детей
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»
«Кто не работает, тот не ест»,
«дело мастера боится»
«Без труда – нет добра»
Маленькое дело лучше любого безделья
Умелые руки не знают скуки!
А по воскресеньям устраивали праздничные вечерки с песнями, плясками и играми в домах. На Руси умели не только работать, но умели и отдыхать! Ну, а вы не засиделись ли без дела? Не пора ли и нам поиграть? Приглашаю вас в круг, будем играть в русскую народную игру «У Маланьи».
Народная игра «У Маланьи»
-У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
-Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
-Семь сыновей (семь пальцев)
-Все без бровей (очертить брови пальцем)
-Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
-Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)
-Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны)
-Вот с такой головой (очертить большую голову)
-Вот с такой бородой (показать с руками с наклоном вниз)
-Ничего не ели (поднести ко рту руку-чашку, другую - ложку)
-На нее глядели (держа руки у лаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
-И все делали вот так… (любое движение)
В народе название праздника «Покров» стали связывать с природными явлениями: в этот день зачастую иней или снег впервые покрывали землю, указывая близость зимних холодов. Люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили: «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима! », « Покров покроет землю то снежком, то листом»
Вот ребятушки, как Пресвятая Богородица заботится о нас, укрывая нас своим покрывалом, так и матушка-природа заботится о земле и укрывает ее сначала лиственным, а потом снежным покрывалом, защищая ее от зимней стужи.
Мы с вами тоже сейчас сделаем свое нарядное покрывало.
«Посмотрите, у нас сундук стоит
Я уверена, много тайн он хранит,
К сундуку я сейчас пойду,
Все для работы в нём найду».
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
- Кто запомнил заветные слова?
- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
( Все вместе проговариваем заветные слова)
Открыть сундук.
Ну, вот сундук наш открылся, посмотрите в нем много красивых лоскутков, но прежде чем мы начнем работу давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, (Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем).
Выше бережка головушку несёт, (Сжимаем пальцы в щепоть)
Белым крылышком помахивает, (Повороты кистей рук из стороны в сторону — слева направо обратно)
На цветы водичку стряхивает. (Поочередное шевеление пальцами)
Вот и кончилась игра,
За работу нам пора.
Но помните, каждое одеяло делалось с любовью и с душой, потому оно и согревало в холода. (под русскую народную песню делают покрывало)
Воспитатель: Сегодня вы славно потрудились, замечательно справились с работой. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем спасибо за работу вашу, за старание.
А в стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. А ну честной народ, становись в хоровод!
Дети поют на мотив песни «Как на именины испекли мы каравай»
Как на день Покров
Ткали множество ковров.
Ай-люли-люли-люли,
Ткали множество ковров.
Первый - травяной,
Лета жаркий зной.
Ай-люли-люли-люли,
Лета жаркий зной.
А ковер второй
Из листвы сухой.
Ай-люли-люли-люли,
Из листвы сухой.
А третий ковер - снег,
И он не навек.
Ай-люли-люли-люли,
И он не навек.
Рефлексия. А теперь скажите мне с какой куклой мы сегодня познакомились?
А что в ней не обычного?
О каком празднике мы сегодня говорили?
Чем покрывает природа землю перед зимней стужей? (Листьями, снегом.)
- Вы ребята, молодцы! Всех вас хвалю и на память о наших сегодняшних посиделках милости прошу за стол отведать пирогов.
Я иду, иду, иду,
Самовар с собой несу!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Чай горячий на столе,
Пышки и варенье!
Приглашаю вас отведать
Мое угощенье!
Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара
Хоровод с куколками
В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
- А вы умеете водить хоровод?
Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать.
Спасибо за работу вашу, за старание.
- VI. Чаепитие
Делу время, а потехе час!
Пора и отдохнуть.
Давайте уберём свои рабочие места. А наши Хозяин с Хозяйкой приглашают вас ребята к самовару, отведать чайку с сушками.
Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара.
Какие вы знаете пословицы о труде?
Предполагаемые ответы детей:
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«Кто не работает, тот не ест»,
« За всякое дело берись смело»
«дело мастера боится»
С Покрова начинались посиделки. Гулянья на улице заканчивались и переносились в избу. В будние дни, окончив все хозяйственные работы по дому, девушки собирались друг к другу на посиделки. Обычно там они пряли или шили.
Покров открывал время свадеб, женских вечерок, посиделок.
Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»
1 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»
2 ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья
3 ребенок: Дело мастера боится.
4 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
5 ребенок: Гуляй, да время не теряй!
6 ребенок: Есть терпенье - будет и уменье!
7 ребенок: Умелые руки не знают скуки!
4.
Присказка: -А в корзине у меня есть и ткань, и нитки,
Куклу сделаем сейчас, из лоскутьев пёстрых.
Перевяжем мы ее нитками цветными
И волшебное свое выдумаем имя!
Воспитатель: - А вы бы хотели иметь эту куколку у себя? (ответы детей.) Сегодня я предлагаю смастерить такую куколку.
- Посмотрите на рабочие места, где стоят сигнальные карточки с красными и синими кружочками. Мальчики садятся там, где синие кружочки, девочки – где красные.
(Дети занимают свои места).
- И куколки у нас будут разные: у мальчиков из ткани с голубыми цветочками, а у девочек - с красными цветочками.
- Все заняли свои места, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
- Каждый возьмите по большой бусинке, положите на ладошку, посмотрите на нее, какая у вас бусинка?….. Все рассмотрели свои бусинки, катать мы ее будем круговыми движениями, повторяйте вместе со мной:
- А мы бусинки катали,
И желанья загадали.
Чтоб здоровым всем расти
Счастье в дом нам принести.
Воспитатель предлагает выйти детям в круг.
- Вы возьмёте свою куколку домой. А мама положит её под подушечку. Пусть она вас оберегает. Всем вам мама напевает колыбельную песенку. Давайте споём колыбельную под звон колокольчика, ту, которая нам с вами знакома.
Колыбельная для куколки:
- Ай люли, люли, люли
Кукле радуемся мы.
Станем куколку качать,
Её не будем огорчать.
Мы ей песенку споем:
Засыпай, ты, крепким сном.
Баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай.
Воспитатель предлагает выйти детям в круг.
- Вы возьмёте свою куколку домой. А мама положит её под подушечку. Пусть она вас оберегает. Всем вам мама напевает колыбельную песенку. Давайте споём колыбельную под звон колокольчика, ту, которая нам с вами знакома.
Колыбельная для куколки:
- Ай люли, люли, люли
Кукле радуемся мы.
Станем куколку качать,
Её не будем огорчать.
Мы ей песенку споем:
Засыпай, ты, крепким сном.
Баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай.
Воспитатель показывает детям кукол и говорит, как они называются.
. Рассказ воспитателя:
-А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Пеленашку».
-Посмотрите, какая она нарядная, яркая.
-А знаете, почему ее так называют? (Она похожа на младенца в пеленках, ее можно качать, нянчить, кормить).
Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.
Продуктивная деятельность:
-Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
-Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.
1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.
2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.
3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».
-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.
Продуктивная деятельность:
-Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
-Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.
1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.
2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.
3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».
-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.
Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает по мере необходимости).
-Ребята, а как можно играть с куклой?
-Давайте споем нашей кукле колыбельную песенку:
Люли – люли - люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули ворковать,
Надо деткам засыпать.
-У всех куклы уснули? Давайте уложим их в кроватки.
Теперь вы в любое время сможете изготовить такую куклу и поиграть с ней.
Тогда принимаемся за дело!
Хозяин с Хозяйкой принесли для нас сундук. Давайте из него возьмём игрушки. Вы подходите, доставайте игрушку и, рассказав о ней, ставьте её в музей. Cможете?
Тогда принимаемся за дело!
Дети рассказывают, как называется кукла, из чего сделана, какое предназначение имела: Травница, Кулачники, Барыня на чайник, Десятиручка, Крупенички, День-ночь, Птица-радость, Солнечный конь, Матрёшка, кукла-Колокольчик, Кувадка, Кукла на выхвалку.
Игра «Объясни, почему лишнее?»
Среди народных кукол в сундуке лежат мягкая игрушка, резиновая игрушка, неваляшка.
- Почему не выставили мехового зайчика в музей?
- Пластмассовую неваляшку?
- Резинового Карлсона? (Они сделаны из резины, меха, пластмассы на фабрике, и не относятся к тряпичным народным куклам, сделанным своими руками)
Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки.
А ещё на Руси любили играть.
- А какие народные игры вы знаете? (ответы детей)
Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть?
Хозяйка приглашает вас в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
Отдохнули? Повеселились?
А теперь от скуки берём дело в руки!
Игра «Расставь по порядку»
Хозяин принёс нам карточки-схемы. Но вот беда – они все перепутались. Давайте расставим все по порядку, чтобы гостям было понятно, как же сделать куклу «Колокольчик».
Делу время, а потехе час!
Пора и отдохнуть.
Давайте уберём свои рабочие места. А наши Хозяин с Хозяйкой приглашают вас ребята к самовару, отведать чайку с сушками.
Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара.
За окном висят из нитей
Не пойму – что за зверушки
Право, странные игрушки . . .
Давайте подойдём к окошку. (Дети с педагогом подходят к окну).
Это вы повесили игрушки? (Нет). Может быть это Крош? На что они похожи? (На человечков, кукол)
Какие необычные куколки. Дети, а вам хочется узнать, что это за куклы, кто их сделал и почему
Воспитатель: Какие красивые у вас получились куклы. Они очень понравились нашим гостям – Крошу, Нюше. Они так рады новым друзьям. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:
Оберег нас охраняй.
Жить счастливо помогай!
Дети повторяют хором.
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем «спасибо. А наши друзья Крош и Нюша хотят вас угостить за хорошую работу.
Пояснительная записка
Тема: «Такие разные куклы»
Цель: Приобщение детей к духовному наследию народа.
Задачи: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа
Обучить детей основам изготовления оберегов
Формировать эстетический вкус
Познакомить с народной игрой
Воспитывать дружеские отношения
Формы и методы реализации: беседа, рассказ воспитателя о куклах-оберегах, вопросы к детям, рассматривание кукол – оберегов «Пеленашка» и «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность
Возрастные группы обучающихся: 8 лет
Ожидаемые результаты: Возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании младших школьников
Сохранение патриотического и культурного наследия.
Оборудование: ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, сундук , колыбель с куклой-ребенком, кукла Десятиручка, аудиозапись –плач ребенка
Раздаточный материал: вата, лоскутки ткани, нитки, карты-схемы поэтапного изготовления куклы
Словарь закрепляемый на занятии: куклы-обереги, берегини, безликая, ритуал, крестьяне, Древняя Русь
Тема: «Такие разные куклы»
Круг приветствия
(Дети заходят в группу, становятся в круг приветствия)
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень!
В: - Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары: продаются самовары!
Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… – разные товары. Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!
Этим весёлым, радостным задором мы начинаем наше занятие.
Посмотрите, что это? (Ответы детей: игрушки)
В: - Все дети, во все времена, любили и любят играть в игрушки.
А у вас есть игрушки?
- А как появились они у вас?
– Что вы можете сказать об игрушке?
(Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях. )
Что могут делать современные игрушки?(Ответы детей: ходить, говорить, летать…)
В: - А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах.
- И сегодня, я хочу познакомить вас с игрушкой особой – народной. Такими игрушками играли на Руси дети много лет назад. Хотите узнать, а какой игрушке идёт речь? Тогда вам нужно отгадать загадку: ( слайд 2)
Есть ноги, но не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость, но сама
радоваться не может.
Кто это? (кукла)
( слайд 3) (на экране появляется кукла)
- Скажите, а для чего нужны куклы?
Ответы детей. (слайд 4)
В: - А вы знаете, что давным-давно в русской деревне кукол не покупали, а делали самодельные тряпичные куклы. ( слайд 5)
Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы называли берегини , их передавали по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы, оберегали их.
Хотите познакомиться с некоторыми из них ? (да)
Тогда смотрите на экран.
Эта кукла называется Зернушка. (Слайд..6)
Делали её после того, как соберут урожай. В основе этой куклы – мешочек, который наполняли зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.
В: -А это кукла «Кубышка – травница». (Слайд.7)
Как вы думаете, почему её так называли?
(ответы детей)
В: -Потому что, эту куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала от болезней всех, кто живёт в доме.
В: -А эту куклу зовут Покосница. (СЛАЙД 8)
Как вы думаете ребята, зачем делали куклу Покосницу?
Покосницу "крутили" к сенокосу. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Кукла тоже была нарядной, яркой. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.
Ой, слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?
(Ответы детей: это ребенок плачет.)
В: -Пойдём посмотрим.
(подвожу детей к детской колыбели, там кукла-младенец)
В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, : (воспитатель сворачивает куклу Пеленашку) быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая :
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
- Ребята, как можно еще успокоить маленького?
Ответы детей:
(Покормить, покачать, спеть колыбельную).
В: -Давайте споём колыбельную для нашей куклы.
«Ходит сон по хате»
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном
В сарафане голубом,
Ходят вместе они,
Спи, мой дитятко усни.
Баю – бай, баю – бай,
Крепко глазки закрывай.
В: _ Молодцы ребята, ребёнок успокоился и больше не плачет, теперь у него хорошее настроение, а мы можем продолжить наше занятие.
(Дети садятся на свои места)
В: - Ребята, а у вас сейчас какое настроение, хорошее или плохое?
(Ответы детей)
-А кто из вас, ребята, знает, какая кукла на Руси считалась оберегом хорошего настроения? (Ответы детей).
Это кукла Колокольчик. (СЛАЙД 9 )
Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
У меня для вас сюрприз:
(Воспитатель достает из коробки куклу «Десятиручку»,заранее изготовленную собственноручно)
Посмотрите внимательно на эту куклу. Что вы видите в ней необычного?
(Ответы детей: у неё много рук)
В: - Правильно ребята вы заметили, у неё много рук и поэтому её назвали «Десятиручка».
А зачем ей столько рук?
(Ответы детей)
В: - Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Дел было слишком много и Десятиручка помагала с ними справиться. Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.
- В: - Но на Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры! (слайд 10)
А вы любите играть?
Хотите поиграть в русскую народную игру «Гуси-гуси» ? (слайд 11)
Тогда становитесь в круг.
Кто мне скажет, с чего начинается любая игра?
(Ответы детей)
Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?
(Ответы детей)
Игра «Гуси-гуси»
(По окончанию игры воспитатель незаметно подводит детей к стоящему в углу сундуку)
- Я заметила, что тут сундук стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:
-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Кто запомнил заветные слова?
- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
( Все вместе проговариваем заветные слова)
( Открываю сундучок , а там записка и коробочка с лоскутами, заготовками для кукол)
В: - Посмотрите, здесь записка и коробочка, а в ней что-то лежит.
Давайте посмотрим, что же это?
Дети: - Это лоскуты.
В: -Илья, читай, что написано в записке?
Ребёнок: Делу –время, а потехе - час.
В: - Не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Предлагаю вам изготовить из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала
(шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала
(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло
(р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
(слайд 12)
В: - Ребята, куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
- А сейчас посмотрите на карты-схемы пошагового изготовления куклы.
При изготовлении крестьянской куклы-оберега нельзя пользоваться иглой.
1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
2) Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой.
3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7) На голову кукле повязываем платок.
8) Всё, кукла готова.
В: - В Древней Руси существовал ритуал с куклой Берегиней, им пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".
Давайте возьмём своих куколок в руки, встаем в круг и повторим ритуал, как когда-то давно на Руси.
Ребята, теперь у каждого из вас есть своя кукла-оберег! Берегите её, ведь вы её делали своими руками да с добрыми словами. А она за это будет вас беречь от болезней и злых людей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству и хранили в сундуке. Предлагаю и вам спрятать своих берегинь в сундук.
Берегинюшка моя,
Во сундук кладу тебя.
Ты тихонько там лежи
И весь дом мой береги!
Итог занятия:
Чем отличается современная кукла от тряпичной?
Почему народная кукла была безлика?
Зачем люди делали таких кукол?
Молодцы!
Пояснительная записка
Тема: «Такие разные куклы»
Цель: Приобщение детей к духовному наследию народа.
Задачи: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа
Обучить детей основам изготовления оберегов
Формировать эстетический вкус
Познакомить с народной игрой
Воспитывать дружеские отношения
Формы и методы реализации: беседа, рассказ воспитателя о куклах-оберегах, вопросы к детям, рассматривание кукол – оберегов «Пеленашка» и «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность
Возрастные группы обучающихся: 8 лет
Ожидаемые результаты: Возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании младших школьников
Сохранение патриотического и культурного наследия.
Оборудование: ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, сундук , колыбель с куклой-ребенком, кукла Десятиручка, аудиозапись –плач ребенка
Раздаточный материал: вата, лоскутки ткани, нитки, карты-схемы поэтапного изготовления куклы
Словарь закрепляемый на занятии: куклы-обереги, берегини, безликая, ритуал, крестьяне, Древняя Русь
Тема: «Такие разные куклы»
Круг приветствия
(Дети заходят в группу, становятся в круг приветствия)
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень!
В: - Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары: продаются самовары!
Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… – разные товары. Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!
Этим весёлым, радостным задором мы начинаем наше занятие.
Посмотрите, что это? (Ответы детей: игрушки)
В: - Все дети, во все времена, любили и любят играть в игрушки.
А у вас есть игрушки?
- А как появились они у вас?
– Что вы можете сказать об игрушке?
(Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях. )
Что могут делать современные игрушки?(Ответы детей: ходить, говорить, летать…)
В: - А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах.
- И сегодня, я хочу познакомить вас с игрушкой особой – народной. Такими игрушками играли на Руси дети много лет назад. Хотите узнать, а какой игрушке идёт речь? Тогда вам нужно отгадать загадку: ( слайд 2)
Есть ноги, но не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость, но сама
радоваться не может.
Кто это? (кукла)
( слайд 3) (на экране появляется кукла)
- Скажите, а для чего нужны куклы?
Ответы детей. (слайд 4)
В: - А вы знаете, что давным-давно в русской деревне кукол не покупали, а делали самодельные тряпичные куклы. ( слайд 5)
Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы называли берегини , их передавали по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы, оберегали их.
Хотите познакомиться с некоторыми из них ? (да)
Тогда смотрите на экран.
Эта кукла называется Зернушка. (Слайд..6)
Делали её после того, как соберут урожай. В основе этой куклы – мешочек, который наполняли зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.
В: -А это кукла «Кубышка – травница». (Слайд.7)
Как вы думаете, почему её так называли?
(ответы детей)
В: -Потому что, эту куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала от болезней всех, кто живёт в доме.
В: -А эту куклу зовут Покосница. (СЛАЙД 8)
Как вы думаете ребята, зачем делали куклу Покосницу?
Покосницу "крутили" к сенокосу. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Кукла тоже была нарядной, яркой. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.
Ой, слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?
(Ответы детей: это ребенок плачет.)
В: -Пойдём посмотрим.
(подвожу детей к детской колыбели, там кукла-младенец)
В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, : (воспитатель сворачивает куклу Пеленашку) быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая :
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
- Ребята, как можно еще успокоить маленького?
Ответы детей:
(Покормить, покачать, спеть колыбельную).
В: -Давайте споём колыбельную для нашей куклы.
«Ходит сон по хате»
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном
В сарафане голубом,
Ходят вместе они,
Спи, мой дитятко усни.
Баю – бай, баю – бай,
Крепко глазки закрывай.
В: _ Молодцы ребята, ребёнок успокоился и больше не плачет, теперь у него хорошее настроение, а мы можем продолжить наше занятие.
(Дети садятся на свои места)
В: - Ребята, а у вас сейчас какое настроение, хорошее или плохое?
(Ответы детей)
-А кто из вас, ребята, знает, какая кукла на Руси считалась оберегом хорошего настроения? (Ответы детей).
Это кукла Колокольчик. (СЛАЙД 9 )
Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
У меня для вас сюрприз:
(Воспитатель достает из коробки куклу «Десятиручку»,заранее изготовленную собственноручно)
Посмотрите внимательно на эту куклу. Что вы видите в ней необычного?
(Ответы детей: у неё много рук)
В: - Правильно ребята вы заметили, у неё много рук и поэтому её назвали «Десятиручка».
А зачем ей столько рук?
(Ответы детей)
В: - Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Дел было слишком много и Десятиручка помагала с ними справиться. Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.
- В: - Но на Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры! (слайд 10)
А вы любите играть?
Хотите поиграть в русскую народную игру «Гуси-гуси» ? (слайд 11)
Тогда становитесь в круг.
Кто мне скажет, с чего начинается любая игра?
(Ответы детей)
Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?
(Ответы детей)
Игра «Гуси-гуси»
(По окончанию игры воспитатель незаметно подводит детей к стоящему в углу сундуку)
- Я заметила, что тут сундук стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:
-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Кто запомнил заветные слова?
- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
( Все вместе проговариваем заветные слова)
( Открываю сундучок , а там записка и коробочка с лоскутами, заготовками для кукол)
В: - Посмотрите, здесь записка и коробочка, а в ней что-то лежит.
Давайте посмотрим, что же это?
Дети: - Это лоскуты.
В: -Илья, читай, что написано в записке?
Ребёнок: Делу –время, а потехе - час.
В: - Не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Предлагаю вам изготовить из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала
(шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала
(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло
(р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
(слайд 12)
В: - Ребята, куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
- А сейчас посмотрите на карты-схемы пошагового изготовления куклы.
При изготовлении крестьянской куклы-оберега нельзя пользоваться иглой.
1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
2) Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой.
3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7) На голову кукле повязываем платок.
8) Всё, кукла готова.
В: - В Древней Руси существовал ритуал с куклой Берегиней, им пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".
Давайте возьмём своих куколок в руки, встаем в круг и повторим ритуал, как когда-то давно на Руси.
Ребята, теперь у каждого из вас есть своя кукла-оберег! Берегите её, ведь вы её делали своими руками да с добрыми словами. А она за это будет вас беречь от болезней и злых людей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству и хранили в сундуке. Предлагаю и вам спрятать своих берегинь в сундук.
Берегинюшка моя,
Во сундук кладу тебя.
Ты тихонько там лежи
И весь дом мой береги!
Итог занятия:
Чем отличается современная кукла от тряпичной?
Почему народная кукла была безлика?
Зачем люди делали таких кукол?
Молодцы!
Посмотрите. Ребята, на ваших глазах расцвёл цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым, как этот цветок.
Посмотрите. Ребята, на ваших глазах расцвёл цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым, как этот цветок.
Игра «Облупа».
- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».
Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.
Дети садятся на стулья.
- По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник – именно в тот день, когда и было это видение.
- Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.
Русская народная игра «Арина».
- Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».
Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:
Долгая Арина
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Чье имя скажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль каравая,
Вдоль по караваю.
Кого найду, узнаю!
Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.
Много-много лет назад на город Константинополь напали враги. И все люди города собрались в храме для молитвы. Они просили Господа защитить их город от врагов. И вдруг во время молитвы один человек по имени Андрей увидел, как Сама Богородица, преклонив колени, долго пребывала в молитве. Закончив молиться, Она сняла со Своей Головы покров и распростерла его над всеми молившимися людьми, защищая их от врагов. И покров этот в руках Владычицы «блестел, ярче лучей солнечных». Враги действительно были побеждены и ушли из города. И с тех пор люди в знак благодарности стали отмечать этот праздник
А еще с давних пор наши бабушки, мамы часто молятся этой иконе, прося здоровья и благополучия своим близким, в том числе и вам. А сейчас, ребята, мы с вами послушаем стихотворение, которое подготовила Рита: Уж ночь близка. Окно темно. Стоит дитя пред образами. А на душе давно одно: Молитва о болящей маме. «Помилуй, Боженька, еѐ, Прости меня. Я лучше стану. Пусть снова мамочка поет,Я баловаться перестану». Наутро мама поднялась, Была здорова, даже пела. Вот так молитва вознеслась И чудо сотворить успела. Молись, дитя, всегда молись! Крести свой лобик троекратно. Твоя молитва к Богу – жизнь! Она и жизнь вернет обратно.
Дети, как Пресвятая Богородица заботится о нас, укрывая нас своим покрывалом, так и матушка-природа заботится о земле и укрывает ее сначала лиственным, а потом снежным покрывалом, защищая ее от зимней стужи.- Послушайте, дети, стихотворение, которое я вам прочту. Называется оно « Одеяло». ОДЕЯЛО Шила бабушка внучатам Из лоскутьев одеяло. В сундучишке небогатом Разбирала, узнавала: Вот горошек старой шторки, Вот остаток покрывала… Вот кусок от гимнастѐрки – В ней когда-то воевала. В этом – радостно плясала… В этом – горько голосилось… В небольшое одеяло Жизнь нелѐгкая вместилась. Гелия Маура. - Понравились вам стихи? Мы с вами тоже сейчас сделаем свое нарядное покрывало. На предыдущем занятии мы говорили о лоскутном одеяле. Каждый из вас сделал свой лоскуток. Я предлагаю из этих лоскутков собрать красивое лоскутное одеяло. ( Детям раздаются заготовки, сделанные на предыдущем занятии. Дети крепят заготовки на листы бумаги при помощи прищепок, имитируя элементы покрывала.) - Посмотрите, ребята, какое яркое и красивое одеяло у нас получилось.Каждое такое одеяло делалось с любовью и с душой, потому оно и согревало в холода. -Ну что же, ребята, мне хочется подвести итог нашего сегодняшнего занятия. Рефлексия. О каком празднике мы сегодня говорили?( О празднике Покрова Пресвятой Богородицы ) Что такое покров?(Покрывало, платок) Чем покрывает природа землю перед зимней стужей? (Листьями, снегом.) - Вы ребята, молодцы! Всех вас хвалю и на память о нашем сегодняшнем разговоре дарю вам по маленькому осеннему листочку. Всем спасибо
Мы идем, идем, идем,
Самовар с собой несем!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Чай горячий на столе,
Пышки и варенье!
Приглашаем вас отведать
Наше угощенье!
Дети поют на мотив песни «Как на именины испекли мы каравай»
Как на день Покров
Ткали множество ковров.
Ай-люли-люли-люли,
Ткали множество ковров.
Первый - травяной,
Лета жаркий зной.
Ай-люли-люли-люли,
Лета жаркий зной.
А ковер второй
Из листвы сухой.
Ай-люли-люли-люли,
Из листвы сухой.
А третий ковер - снег,
И он не навек.
Ай-люли-люли-люли,
И он не навек.
Здравствуйте, дорогие ребята, и гости нашего праздника. А праздник у нас сегодня непростой, а особенный, Осенним Покровом называется. К этому дню крестьяне убирали весь урожай. Поэтому для русского крестьянина праздник Покрова в старину был ещё и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года.
Старушка: На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили:
«На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима! »
Хозяюшка: С Покрова начинались регулярные девичьи посиделки – капустники. Обязательным угощением на столах были блюда из капусты / пироги, пирожки, квашенная капуста. А давайте тоже с вами попробуем приготовить капусту.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем,
А потом капусту в рот кладем.
Старушка: Покров - конец хороводам, начало посиделкам.
Расскажу я вам, друзья, про свои посиделки.
На завалинках, в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине мы сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Веселился весь народ.
Добрым чаем угощались
С мёдом, ну конечно, - без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.
Хозяюшка: А во что играли?
Старушка: Так игры разные у нас были, да и вы знаете одну такую игру
Как у дяди Трифона» (русская народная игра для взрослых и детей )
Как у дяди Трифона
было семеро детей,
было семеро детей,
было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
друг на друга всё глядели, вместе делали вот так:
Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах» вместе делали вот так» показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.
Пришел к нам октябрь-батюшка
Принес с собой наш любимый праздник – Покров!
Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»
1 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»
2ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья
3 ребенок: Дело мастера боится.
4 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
5 ребенок: Гуляй, да время не теряй!
6 ребенок: Есть терпенье - будет и уменье!
7ребенок: Умелые руки не знают скуки!
Гость доволен - хозяин рад!
Милости просим за стол отведать пирогов.
Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.
А ну честной народ, становись в хоровод!
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится водящий – Кострома. Играющие идут по кругу и говорят слова на распев.
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
Дома Кострома?
Кострома -Дома!
Дети -Что делаешь?
Кострома -Нитки пряду!
(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
Дома Кострома?
Кострома -Дома!
Дети -Что делаешь?
Кострома -Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
Дома Кострома?
Кострома -Дома!
Дети -Что делаешь?
Кострома -Поработала - пообедаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
Дома Кострома?
Кострома -Дома!
Дети -Что делаешь?
Кострома -Легла, да уснула...
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)
(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
Дома Кострома?
Кострома -Дома!
Дети -Что делаешь?
Кострома -Проснулась - попрыгаю!
(Все дети прыгают)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
Дома Кострома?
Кострома -Дома!
Дети -Что делаешь?
Кострома -Сейчас догонять вас буду!
(Все разбежались кто куда).
Дети разбегаются в разные стороны, водящий - догоняет, первый пойманный становится Костромой. Игра повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник Покров Пресвятой Богородицы
Осенью, 14 октября, наступает праздник - Покров....
Сценарий праздника " Покров Пресвятой Богородицы" в подготовительной к школе группе.
Цель: Прививать детям любовь к духовной истории Родины, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам и традициям....
О празднике Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы – это великий праздник в честь явления Богородицы блаженному Андрею, который в 2014 году приходится на 14 октября вторник. В этот праздничный день верующие обращаются с иск...
Сценарий авторского праздника "Покров Пресвятой Богородицы"
приобщение детей к духовным ценностям русского народа; эстетическое и нравственное развитие дошкольников.Создание благоприятной психологической обстановки.Снятие мышечного напряжения.К празднику есть ...
Папка-передвижка к празднику "Покров Пресвятой Богородицы"
Папка-передвижка к празднику "Покров Пресвятой Богородицы"...
ООД "Зпакомство с куклой Десятиручкой и праздником Покров Святой Богородицы"
ООД в старшей группе...
Мастер-класс народной куклы Десятиручка к празднику «Покров»
Мастер-класснародной куклыДесятиручкак празднику «Покров»...