ООД "Знакомство с куклой Десятиручкой и праздником Покров Святой Богородицы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Октябрина Дмитриевна Бударина

ООД "Зпакомство с куклой Десятиручкой и праздником Покров Святой Богородицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_3.docx118.57 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование интереса к народным традициям и духовным ценностям русского народа, по средством народной тряпичной куклы.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о культурном наследии своего народа, познакомить детей с народной куклой - Десятиручкой. Дать понятие о празднике Покрова Святой Богородицы.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, активизировать словарь детей

Воспитательные: формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость. Прививать уважение к традициям русского народа. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре. Воспитывать патриотические качества.

Предварительная работа:

- создание макета «Русская изба»;

-разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;

- разучивание народной игры «У Маланьи»;

-разучивание песни «Покров»;

-знакомство с тряпичными  куклами;

-знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

Оборудование и материалы:

- народная кукла – Десятиручка (изготовленной педагогом ранее).

- сундук (разноцветные лоскутки тканей, основа для покрывала);

- презентация на тему «Покров Пресвятой Богородицы»;

- запись песни «Покров»;

- запись с русской народной музыкой;

-ноутбук.

Формы и методы реализации: беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассматривание куклы – оберега «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность.

Ход НОД.

Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки, как аленькие цветочки

Тренинг «Подари улыбку!»

Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа.

А теперь давайте поздороваемся

Здравствуй, группа (руки вперед)

Здравствуй, сад! (руки в стороны)

Здравствуй, добрый мир ребят (обнять себя за плечи)

Звери, птицы на планете, (скрестить руки перед собой, взмахи)

Здесь гостям все рады дети. (протянуть руки к гостям)

Давайте поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон)

Воспитатель: А теперь сядем с вами рядком, да поговорим ладком.

                         А умеете ли вы отгадывать загадки?

                            Ну тогда послушайте и отгадайте загадку

Загадка: Платья носит, есть не просит,

                Всегда послушна, но с ней не скучно! (Кукла) 

Воспитатель:  Правильно кукла. В куклы, ребятки, играли все поколения детей. А на Руси в куклы играли и девочки, и мальчики, и даже цари. Ваши прабабушки тоже любили играть куклами.

Ребята, а как вы думаете , всегда ли на Руси куклы были такие как сейчас у нас  с вами?

Предполагаемые ответы детей: Нет. давным давно куклы были тряпичные. 

Воспитатель: А почему куклу назвали тряпичной?

Предполагаемые ответы детей: Потому что она сделана из тряпочек.

Воспитатель: А кто же делал эти куклы?

Предполагаемые ответы детей. Эти куклы делали мамы, бабушки.

Воспитатель: Правильно, дети, эти куклы в старину делали бабушки, мамы для своих детей и внуков.  А как же они их делали? Кто расскажет?

Предполагаемые ответы детей: Мама собирала разноцветные тряпочки, складывала их в коробочки, а потом рвала на полоски и скручивала куколку.

Воспитатель: А для чего же делали кукол?

Предполагаемые ответы детей: их делали для того, что бы дети играли, не плакали и не баловались, мамы говорили « Поиграй, мое дитя, и не балуйся»

Воспитатель: Правильно, это игровые куклы. А еще каких куклы вы знаете? Предполагаемые ответы детей: Куклы – обереги берегли людей, приносили в дом счастье, обрядовые куклы использовались в различных обрядах и народных праздниках

Воспитатель: кукол, которые должны оберегать и защищать человека, делали без иглы и ножниц. Ткань, для изготовления кукол, старались не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Всех кукол наряжали в красивые платья, но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет, потому что считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. А почему?

Предполагаемые ответы детей: В старину верили, что в куклу без лица не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Воспитатель: Молодцы ребята.  А сегодня  я хочу вас познакомить с еще одной куклой. (воспитатель показывает куклу)

Посмотрите чем она отличается от других народных кукол.

Предполагаемые ответы детей. У нее много рук.

Воспитатель: Правильно. Это многорукая обрядовая кукла «Десятиручка» .

У Многоручки 10 рук, чтобы она помогала девушкам и женщинам по хозяйству все успевать делать и шить и вязать и вышивать. На каждую ручку загадывали  по делу в котором нужна помощь ".

Ее делали из лыка или соломы. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана, вкруговую, привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Ставили такую куклу в женский кут, рядом с прялкой или ткацким станком, и кукла оберегала мастериц.

Оберег нас охраняй.

И в работе помогай!

Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.

А делали такую куклу в великий праздник покров пресвятой богородицы, который праздновали  на Руси 14 октября .

Пришёл к нам октябрь - батюшка

Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?

Предполагаемый ответ детей: Нет.

Воспитатель: Сейчас я вам про него расскажу. История этого праздника такова.

«Однажды давным давно злые враги со всех сторон окружили древний город Константинополь и хотели захватить его. Жители сражались до последних сил за свой город, но враги не отступали. Тогда они обратились к Богу с молитвой о помощи, они собрались в храме, со слезами молились всю ночь. Рано утром человек по имени Андрей и его ученик Епифаний увидели над своими головами Деву Марию с Ангелами. Богородица раскрыла свой покров над молящимися, а покров это головной убор похожий на платок, или как его еще называют Омофор. Это означало, что она покроет и защитит город от врагов."

(Покрыть лёгким покрыть головы детей)

После чудесного явления враги бежали от стен Константинополя. В память об этом событии был установлен праздник и написана Икона Покрова Пресвятой Богородицы.  Пресвятую Богородицу считают заступницей земли русской, а Праздник Покров Пресвятой Богородицы очень почитается на Руси. В этот день люди идут в Храм, и ставят свечи к иконе «Покрова».

Ребята, давайте рассмотрим икону.

ПОКАЗАТЬ ИКОНУ

Вот Богородица держит в руках большой светлый сияющий шарф, Омофор, которым покрывает всех от бед и несчастий. Я предлагаю вам послушать песню «Покров Богородиц»

 Включить песню

Дидактическая игра «ДОБТЫЕ СЛОВА»

Ребята, сейчас я вам раздам осенние листья, а вы придумаете доброе, вежливое или ласковое слово, которое вы хотели бы подарить богородице за её безграничную доброту. Отдавая свой листок, вы называете слово вслух. Воспитатель собирает листья  в букет.

Великая, милосердная, заступница, добрая, великодушная, благодарим тебя, спасибо тебе, заботливая, покровительница, светлая, помощница, дарящая добро, любящая людей, красивая, ласковая, защитница наша.

Посмотрите. Ребята, на ваших глазах появился настоящий букет добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым, как этого всегда хотела Богородица.

С Покрова – вечера становились длинными и холодными, заканчивались работы в поле, в огороде, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами. В будние дни, окончив все хозяйственные работы по дому, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, пряли или шили, вязали, лепили, вырезали игрушки.

Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»

А какие вы, ребята, знаете поговорки и пословицы о труде.

 Предполагаемые ответы детей 

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»

 «Кто не работает, тот не ест»,

 «дело мастера боится»

 «Без труда – нет добра»

Маленькое дело лучше любого безделья

 Умелые руки не знают скуки!

 А по воскресеньям устраивали праздничные вечерки с песнями, плясками и играми в домах. На Руси умели не только работать, но умели и отдыхать! Ну, а вы не засиделись ли без дела? Не пора ли и нам поиграть?  Приглашаю вас в круг, будем играть в русскую народную игру «У Маланьи».

Народная игра «У Маланьи»

 

               -У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

-Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)

-Семь сыновей (семь пальцев)

-Все без бровей (очертить брови пальцем)

-Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

-Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)

-Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны)

-Вот с такой головой (очертить большую голову)

-Вот с такой бородой (показать с руками с наклоном вниз)

-Ничего не ели (поднести ко рту руку-чашку, другую - ложку)

-На нее глядели (держа руки у лаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

-И все делали вот так… (любое движение)        

 В народе название праздника «Покров» стали связывать с природными явлениями: в этот день зачастую иней или снег впервые покрывали землю, указывая близость зимних холодов. Люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили: «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима! », « Покров покроет землю то снежком, то листом»

Вот ребятушки, как Пресвятая Богородица заботится о нас, укрывая нас своим покрывалом, так и матушка-природа заботится о земле и укрывает ее сначала лиственным, а потом снежным покрывалом, защищая ее от зимней стужи.

Мы с вами тоже сейчас сделаем свое нарядное покрывало.

 «Посмотрите, у нас сундук стоит

Я уверена, много тайн он хранит,
К сундуку я сейчас пойду,
Все для работы в нём найду».

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

( Все вместе проговариваем заветные слова)

Открыть сундук.

Ну, вот сундук наш открылся, посмотрите в нем много красивых лоскутков, но прежде чем мы начнем работу давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,    (Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем).

Выше бережка головушку несёт, (Сжимаем пальцы в щепоть)

Белым крылышком помахивает,  (Повороты кистей рук из стороны в сторону — слева направо обратно)

На цветы водичку стряхивает. (Поочередное шевеление пальцами)

Вот и кончилась игра,

За работу нам пора.

Но помните,  каждое одеяло делалось с любовью и с душой, потому оно и согревало в холода. (под русскую народную песню делают покрывало)

Воспитатель: Сегодня вы славно потрудились, замечательно справились с работой. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем спасибо  за работу вашу, за старание.

А в стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. А ну честной народ, становись в хоровод!

Дети поют на мотив песни «Как на именины испекли мы каравай»

Как на день Покров

Ткали множество ковров.

Ай-люли-люли-люли,

Ткали множество ковров.

Первый - травяной,

Лета жаркий зной.

Ай-люли-люли-люли,

Лета жаркий зной.

А ковер второй

Из листвы сухой.

Ай-люли-люли-люли,

Из листвы сухой.

А третий ковер - снег,

И он не навек.

Ай-люли-люли-люли,

И он не навек.

Рефлексия.  А теперь скажите мне с какой куклой мы сегодня познакомились?

А что в ней не обычного?

О каком празднике мы сегодня говорили?

 Чем покрывает природа землю перед зимней стужей? (Листьями, снегом.)

- Вы ребята, молодцы! Всех вас хвалю и на память о наших сегодняшних посиделках милости прошу за стол отведать пирогов.

Я иду, иду, иду,
Самовар с собой несу!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Чай горячий на столе,
Пышки и варенье!
Приглашаю вас отведать
Мое угощенье!

Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара

          

Хоровод с куколками

В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.

 

            Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

- А вы умеете водить хоровод?

Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать.

Спасибо за работу вашу, за старание.

 

  1. VI.             Чаепитие

      Делу время, а потехе час!

      Пора и отдохнуть.

Давайте уберём свои рабочие места. А наши Хозяин с Хозяйкой приглашают вас ребята к самовару, отведать чайку с сушками.

Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара.

Какие вы знаете пословицы о труде?

Предполагаемые ответы детей:

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

«Кто не работает, тот не ест»,

« За всякое дело берись смело»

«дело мастера боится»

С Покрова начинались посиделки. Гулянья на улице заканчивались и переносились в избу. В будние дни, окончив все хозяйственные работы по дому, девушки собирались друг к другу на посиделки. Обычно там они пряли или шили.

Покров открывал время свадеб, женских вечерок, посиделок.

Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»

1 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»

2 ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья

3 ребенок: Дело мастера боится.

4 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

5 ребенок: Гуляй, да время не теряй!

6 ребенок: Есть терпенье - будет и уменье!

7 ребенок: Умелые руки не знают скуки!

4.

Присказка: -А в корзине у меня есть и ткань, и нитки,

Куклу сделаем сейчас, из лоскутьев пёстрых.

Перевяжем мы ее нитками цветными

И волшебное свое выдумаем имя!

Воспитатель: - А вы бы хотели иметь эту куколку у себя? (ответы детей.) Сегодня я предлагаю смастерить такую куколку.

- Посмотрите на рабочие места, где стоят сигнальные карточки с красными и синими кружочками. Мальчики садятся там, где синие кружочки, девочки – где красные.

(Дети занимают свои места).

- И куколки у нас будут разные: у мальчиков из ткани с голубыми цветочками, а у девочек - с красными цветочками.

- Все заняли свои места, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

- Каждый возьмите по большой бусинке, положите на ладошку, посмотрите на нее, какая у вас бусинка?….. Все рассмотрели свои бусинки, катать мы ее будем круговыми движениями, повторяйте вместе со мной:

- А мы бусинки катали,

И желанья загадали.

Чтоб здоровым всем расти

Счастье в дом нам принести.

Воспитатель предлагает выйти детям в круг.

- Вы возьмёте свою куколку домой. А мама положит её под подушечку. Пусть она вас оберегает. Всем вам мама напевает колыбельную песенку. Давайте споём колыбельную под звон колокольчика, ту, которая нам с вами знакома.

Колыбельная для куколки:

- Ай люли, люли, люли

Кукле радуемся мы.

Станем куколку качать,

Её не будем огорчать.

Мы ей песенку споем:

Засыпай, ты, крепким сном.

Баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай.

Воспитатель предлагает выйти детям в круг.

- Вы возьмёте свою куколку домой. А мама положит её под подушечку. Пусть она вас оберегает. Всем вам мама напевает колыбельную песенку. Давайте споём колыбельную под звон колокольчика, ту, которая нам с вами знакома.

Колыбельная для куколки:

- Ай люли, люли, люли

Кукле радуемся мы.

Станем куколку качать,

Её не будем огорчать.

Мы ей песенку споем:

Засыпай, ты, крепким сном.

Баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай.

Воспитатель показывает детям кукол и говорит, как они называются.

. Рассказ воспитателя:

-А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Пеленашку».

-Посмотрите, какая она нарядная, яркая.

-А знаете, почему ее так называют? (Она похожа на младенца в пеленках, ее можно качать, нянчить, кормить).

Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.

Продуктивная деятельность:

-Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

-Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.

1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.

2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.

3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».

-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.

Продуктивная деятельность:

-Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

-Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.

1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.

2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.

3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».

-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.

Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает по мере необходимости).

-Ребята, а как можно играть с куклой?

-Давайте споем нашей кукле колыбельную песенку:

Люли – люли - люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать,

Надо деткам засыпать.

-У всех куклы уснули? Давайте уложим их в кроватки.

Теперь вы в любое время сможете изготовить такую куклу и поиграть с ней.

    

  Тогда принимаемся за дело!

 

Хозяин с Хозяйкой принесли для нас сундук. Давайте из него возьмём игрушки. Вы подходите, доставайте игрушку и, рассказав о ней, ставьте её в музей. Cможете?

    

  Тогда принимаемся за дело!

 

Дети рассказывают, как называется кукла, из чего сделана, какое предназначение имела: Травница, Кулачники, Барыня на чайник, Десятиручка, Крупенички, День-ночь, Птица-радость, Солнечный конь, Матрёшка, кукла-Колокольчик, Кувадка, Кукла на выхвалку.

 

Игра «Объясни, почему лишнее?»

Среди народных кукол в сундуке лежат мягкая игрушка, резиновая игрушка, неваляшка.

 

- Почему не выставили мехового зайчика в музей?

- Пластмассовую неваляшку?

- Резинового Карлсона? (Они сделаны из резины, меха, пластмассы на фабрике, и не относятся к тряпичным народным куклам, сделанным своими руками)

 Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки.

А ещё на Руси любили играть.

- А какие народные игры вы знаете? (ответы детей)

           Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть? 

 

Хозяйка приглашает вас в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».

 

У Маланьи у старушки           (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке   (присесть, сложить руки домиком)

Семь сыновей                          (семь пальцев)

Все без бровей,                        (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами,               (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами,              (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами,                (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой,               (очертить большую голову)

Вот с такой бородой,              (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели                          (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели,                       (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так…          (Любое движение)

           Отдохнули? Повеселились?

           А теперь от скуки берём дело в руки!

Игра «Расставь по порядку»

Хозяин принёс нам карточки-схемы. Но вот беда – они все перепутались. Давайте расставим все по порядку, чтобы гостям было понятно, как же сделать куклу «Колокольчик».

Делу время, а потехе час!

      Пора и отдохнуть.

Давайте уберём свои рабочие места. А наши Хозяин с Хозяйкой приглашают вас ребята к самовару, отведать чайку с сушками.

Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара.

За окном висят из нитей

Не пойму – что за зверушки

Право, странные игрушки . . .

Давайте подойдём к окошку. (Дети с педагогом подходят к окну).

Это вы повесили игрушки? (Нет). Может быть это Крош? На что они похожи? (На человечков, кукол)

Какие необычные куколки. Дети, а вам хочется узнать, что это за куклы, кто их сделал и почему

Воспитатель: Какие красивые у вас получились куклы. Они очень понравились нашим гостям – Крошу, Нюше. Они так рады новым друзьям. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:

Оберег нас охраняй.

Жить счастливо помогай!

Дети повторяют хором.

Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем «спасибо. А наши друзья Крош и Нюша хотят вас угостить за хорошую работу.

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2013/04/215-300x224.jpghttp://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2013/04/58-300x223.jpg
Пояснительная записка


Тема: «Такие разные куклы»

Цель: Приобщение детей к духовному наследию народа.

Задачи: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа

Обучить детей основам изготовления оберегов

Формировать эстетический вкус

Познакомить с народной игрой

Воспитывать дружеские отношения

Формы и методы реализации: беседа, рассказ воспитателя о куклах-оберегах, вопросы к детям, рассматривание кукол – оберегов «Пеленашка» и «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность

Возрастные группы обучающихся: 8 лет

Ожидаемые результаты: Возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании младших школьников

Сохранение патриотического и культурного наследия.

Оборудование: ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, сундук , колыбель с куклой-ребенком, кукла Десятиручка, аудиозапись –плач ребенка

Раздаточный материал: вата, лоскутки ткани, нитки, карты-схемы поэтапного изготовления куклы

Словарь закрепляемый на занятии: куклы-обереги, берегини, безликая, ритуал, крестьяне, Древняя Русь



Тема: «Такие разные куклы»

Круг приветствия

(Дети заходят в группу, становятся в круг приветствия)

- Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!


В: - Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары: продаются самовары!

Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… – разные товары. Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!

Этим весёлым, радостным задором мы начинаем наше занятие.

Посмотрите, что это? (Ответы детей: игрушки)

В: - Все дети, во все времена, любили и любят играть в игрушки.

А у вас есть игрушки?

- А как появились они у вас?

– Что вы можете сказать об игрушке?

(Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях. )

Что могут делать современные игрушки?(Ответы детей: ходить, говорить, летать…)

В: - А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах.

- И сегодня, я хочу познакомить вас с игрушкой особой – народной. Такими игрушками играли на Руси дети много лет назад. Хотите узнать, а какой игрушке идёт речь? Тогда вам нужно отгадать загадку: ( слайд 2)

Есть ноги, но не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

( слайд 3) (на экране появляется кукла)

- Скажите, а для чего нужны куклы?

Ответы детей. (слайд 4)

В: - А вы знаете, что давным-давно в русской деревне кукол не покупали, а делали самодельные тряпичные куклы. ( слайд 5)

Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы называли берегини , их передавали по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы, оберегали их.

Хотите познакомиться с некоторыми из них ? (да)

Тогда смотрите на экран.

Эта кукла называется Зернушка. (Слайд..6)

Делали её после того, как соберут урожай. В основе этой куклы – мешочек, который наполняли зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.

В: -А это кукла «Кубышка – травница». (Слайд.7)

Как вы думаете, почему её так называли?

(ответы детей)

В: -Потому что, эту куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала от болезней всех, кто живёт в доме.

В: -А эту куклу зовут Покосница. (СЛАЙД 8)

Как вы думаете ребята, зачем делали куклу Покосницу?

Покосницу "крутили" к сенокосу. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Кукла тоже была нарядной, яркой. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Ой, слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?

(Ответы детей: это ребенок плачет.)

В: -Пойдём посмотрим.

(подвожу детей к детской колыбели, там кукла-младенец)

В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, : (воспитатель сворачивает куклу Пеленашку) быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая :

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

- Ребята, как можно еще успокоить маленького?

Ответы детей:

(Покормить, покачать, спеть колыбельную).

В: -Давайте споём колыбельную для нашей куклы.

«Ходит сон по хате»

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном

В сарафане голубом,

Ходят вместе они,

Спи, мой дитятко усни.

Баю – бай, баю – бай,

Крепко глазки закрывай.

В: _ Молодцы ребята, ребёнок успокоился и больше не плачет, теперь у него хорошее настроение, а мы можем продолжить наше занятие.

(Дети садятся на свои места)

В: - Ребята, а у вас сейчас какое настроение, хорошее или плохое?

(Ответы детей)

-А кто из вас, ребята, знает, какая кукла на Руси считалась оберегом хорошего настроения? (Ответы детей).

Это кукла Колокольчик. (СЛАЙД 9 )

Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

У меня для вас сюрприз:

(Воспитатель достает из коробки куклу «Десятиручку»,заранее изготовленную собственноручно)

Посмотрите внимательно на эту куклу. Что вы видите в ней необычного?

(Ответы детей: у неё много рук)

В: - Правильно ребята вы заметили, у неё много рук и поэтому её назвали «Десятиручка».

А зачем ей столько рук?

(Ответы детей)

В: - Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Дел было слишком много и Десятиручка помагала с ними справиться. Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.

- В: - Но на Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры! (слайд 10)

А вы любите играть?        

Хотите поиграть в русскую народную игру «Гуси-гуси» ? (слайд 11)

Тогда становитесь в круг.

Кто мне скажет, с чего начинается любая игра?

(Ответы детей)

Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?

(Ответы детей)

Игра «Гуси-гуси»

(По окончанию игры воспитатель незаметно подводит детей к стоящему в углу сундуку)

- Я заметила, что тут сундук стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:

-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

( Все вместе проговариваем заветные слова)

( Открываю сундучок , а там записка и коробочка с лоскутами, заготовками для кукол)

В: - Посмотрите, здесь записка и коробочка, а в ней что-то лежит.

Давайте посмотрим, что же это?

Дети: - Это лоскуты.

В: -Илья, читай, что написано в записке?

Ребёнок: Делу –время, а потехе - час.

В: - Не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Предлагаю вам изготовить из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала

(шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала

(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло

(р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

(слайд 12)

В: - Ребята, куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

- А сейчас посмотрите на карты-схемы пошагового изготовления куклы.

При изготовлении крестьянской куклы-оберега нельзя пользоваться иглой.

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.

2) Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой.

3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.

4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.

5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

7) На голову кукле повязываем платок.

8) Всё, кукла готова.

В: - В Древней Руси существовал ритуал с куклой Берегиней, им пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".

Давайте возьмём своих куколок в руки, встаем в круг и повторим ритуал, как когда-то давно на Руси.

Ребята, теперь у каждого из вас есть своя кукла-оберег! Берегите её, ведь вы её делали своими руками да с добрыми словами. А она за это будет вас беречь от болезней и злых людей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству и хранили в сундуке. Предлагаю и вам спрятать своих берегинь в сундук.


Берегинюшка моя,

Во сундук кладу тебя.

Ты тихонько там лежи

И весь дом мой береги!


Итог занятия:

Чем отличается современная кукла от тряпичной?

Почему народная кукла была безлика?

Зачем люди делали таких кукол?

Молодцы!




 


Пояснительная записка


Тема: «Такие разные куклы»

Цель: Приобщение детей к духовному наследию народа.

Задачи: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа

Обучить детей основам изготовления оберегов

Формировать эстетический вкус

Познакомить с народной игрой

Воспитывать дружеские отношения

Формы и методы реализации: беседа, рассказ воспитателя о куклах-оберегах, вопросы к детям, рассматривание кукол – оберегов «Пеленашка» и «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность

Возрастные группы обучающихся: 8 лет

Ожидаемые результаты: Возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании младших школьников

Сохранение патриотического и культурного наследия.

Оборудование: ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, сундук , колыбель с куклой-ребенком, кукла Десятиручка, аудиозапись –плач ребенка

Раздаточный материал: вата, лоскутки ткани, нитки, карты-схемы поэтапного изготовления куклы

Словарь закрепляемый на занятии: куклы-обереги, берегини, безликая, ритуал, крестьяне, Древняя Русь



Тема: «Такие разные куклы»

Круг приветствия

(Дети заходят в группу, становятся в круг приветствия)

- Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!


В: - Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары: продаются самовары!

Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… – разные товары. Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!

Этим весёлым, радостным задором мы начинаем наше занятие.

Посмотрите, что это? (Ответы детей: игрушки)

В: - Все дети, во все времена, любили и любят играть в игрушки.

А у вас есть игрушки?

- А как появились они у вас?

– Что вы можете сказать об игрушке?

(Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях. )

Что могут делать современные игрушки?(Ответы детей: ходить, говорить, летать…)

В: - А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах.

- И сегодня, я хочу познакомить вас с игрушкой особой – народной. Такими игрушками играли на Руси дети много лет назад. Хотите узнать, а какой игрушке идёт речь? Тогда вам нужно отгадать загадку: ( слайд 2)

Есть ноги, но не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

( слайд 3) (на экране появляется кукла)

- Скажите, а для чего нужны куклы?

Ответы детей. (слайд 4)

В: - А вы знаете, что давным-давно в русской деревне кукол не покупали, а делали самодельные тряпичные куклы. ( слайд 5)

Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы называли берегини , их передавали по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы, оберегали их.

Хотите познакомиться с некоторыми из них ? (да)

Тогда смотрите на экран.

Эта кукла называется Зернушка. (Слайд..6)

Делали её после того, как соберут урожай. В основе этой куклы – мешочек, который наполняли зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.

В: -А это кукла «Кубышка – травница». (Слайд.7)

Как вы думаете, почему её так называли?

(ответы детей)

В: -Потому что, эту куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала от болезней всех, кто живёт в доме.

В: -А эту куклу зовут Покосница. (СЛАЙД 8)

Как вы думаете ребята, зачем делали куклу Покосницу?

Покосницу "крутили" к сенокосу. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Кукла тоже была нарядной, яркой. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Ой, слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?

(Ответы детей: это ребенок плачет.)

В: -Пойдём посмотрим.

(подвожу детей к детской колыбели, там кукла-младенец)

В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, : (воспитатель сворачивает куклу Пеленашку) быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая :

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

- Ребята, как можно еще успокоить маленького?

Ответы детей:

(Покормить, покачать, спеть колыбельную).

В: -Давайте споём колыбельную для нашей куклы.

«Ходит сон по хате»

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном

В сарафане голубом,

Ходят вместе они,

Спи, мой дитятко усни.

Баю – бай, баю – бай,

Крепко глазки закрывай.

В: _ Молодцы ребята, ребёнок успокоился и больше не плачет, теперь у него хорошее настроение, а мы можем продолжить наше занятие.

(Дети садятся на свои места)

В: - Ребята, а у вас сейчас какое настроение, хорошее или плохое?

(Ответы детей)

-А кто из вас, ребята, знает, какая кукла на Руси считалась оберегом хорошего настроения? (Ответы детей).

Это кукла Колокольчик. (СЛАЙД 9 )

Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

У меня для вас сюрприз:

(Воспитатель достает из коробки куклу «Десятиручку»,заранее изготовленную собственноручно)

Посмотрите внимательно на эту куклу. Что вы видите в ней необычного?

(Ответы детей: у неё много рук)

В: - Правильно ребята вы заметили, у неё много рук и поэтому её назвали «Десятиручка».

А зачем ей столько рук?

(Ответы детей)

В: - Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Дел было слишком много и Десятиручка помагала с ними справиться. Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.

- В: - Но на Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры! (слайд 10)

А вы любите играть?

Хотите поиграть в русскую народную игру «Гуси-гуси» ? (слайд 11)

Тогда становитесь в круг.

Кто мне скажет, с чего начинается любая игра?

(Ответы детей)

Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?

(Ответы детей)

Игра «Гуси-гуси»

(По окончанию игры воспитатель незаметно подводит детей к стоящему в углу сундуку)

- Я заметила, что тут сундук стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:

-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

( Все вместе проговариваем заветные слова)

( Открываю сундучок , а там записка и коробочка с лоскутами, заготовками для кукол)

В: - Посмотрите, здесь записка и коробочка, а в ней что-то лежит.

Давайте посмотрим, что же это?

Дети: - Это лоскуты.

В: -Илья, читай, что написано в записке?

Ребёнок: Делу –время, а потехе - час.

В: - Не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Предлагаю вам изготовить из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала

(шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала

(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло

(р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

(слайд 12)

В: - Ребята, куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

- А сейчас посмотрите на карты-схемы пошагового изготовления куклы.

При изготовлении крестьянской куклы-оберега нельзя пользоваться иглой.

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.

2) Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой.

3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.

4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.

5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

7) На голову кукле повязываем платок.

8) Всё, кукла готова.

В: - В Древней Руси существовал ритуал с куклой Берегиней, им пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".

Давайте возьмём своих куколок в руки, встаем в круг и повторим ритуал, как когда-то давно на Руси.

Ребята, теперь у каждого из вас есть своя кукла-оберег! Берегите её, ведь вы её делали своими руками да с добрыми словами. А она за это будет вас беречь от болезней и злых людей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству и хранили в сундуке. Предлагаю и вам спрятать своих берегинь в сундук.


Берегинюшка моя,

Во сундук кладу тебя.

Ты тихонько там лежи

И весь дом мой береги!


Итог занятия:

Чем отличается современная кукла от тряпичной?

Почему народная кукла была безлика?

Зачем люди делали таких кукол?

Молодцы!




 

 Посмотрите. Ребята, на ваших глазах расцвёл цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым, как этот цветок.

Посмотрите. Ребята, на ваших глазах расцвёл цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым, как этот цветок.

 

Игра «Облупа».

- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

- По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник – именно в тот день, когда и было это видение.

- Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.

Русская народная игра «Арина».

- Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,
Вдоль по караваю.
Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

Много-много лет назад на город Константинополь напали враги. И все люди города собрались в храме для молитвы. Они просили Господа защитить их город от врагов. И вдруг во время молитвы один человек по имени Андрей увидел, как Сама Богородица, преклонив колени, долго пребывала в молитве. Закончив молиться, Она сняла со Своей Головы покров и распростерла его над всеми молившимися людьми, защищая их от врагов. И покров этот в руках Владычицы «блестел, ярче лучей солнечных». Враги действительно были побеждены и ушли из города. И с тех пор люди в знак благодарности стали отмечать этот праздник

А еще с давних пор наши бабушки, мамы часто молятся этой иконе, прося здоровья и благополучия своим близким, в том числе и вам. А сейчас, ребята, мы с вами послушаем стихотворение, которое подготовила Рита: Уж ночь близка. Окно темно. Стоит дитя пред образами. А на душе давно одно: Молитва о болящей маме. «Помилуй, Боженька, еѐ, Прости меня. Я лучше стану. Пусть снова мамочка поет,Я баловаться перестану». Наутро мама поднялась, Была здорова, даже пела. Вот так молитва вознеслась И чудо сотворить успела. Молись, дитя, всегда молись! Крести свой лобик троекратно. Твоя молитва к Богу – жизнь! Она и жизнь вернет обратно.

Дети, как Пресвятая Богородица заботится о нас, укрывая нас своим покрывалом, так и матушка-природа заботится о земле и укрывает ее сначала лиственным, а потом снежным покрывалом, защищая ее от зимней стужи.- Послушайте, дети, стихотворение, которое я вам прочту. Называется оно « Одеяло». ОДЕЯЛО Шила бабушка внучатам Из лоскутьев одеяло. В сундучишке небогатом Разбирала, узнавала: Вот горошек старой шторки, Вот остаток покрывала… Вот кусок от гимнастѐрки – В ней когда-то воевала. В этом – радостно плясала… В этом – горько голосилось… В небольшое одеяло Жизнь нелѐгкая вместилась. Гелия Маура. - Понравились вам стихи? Мы с вами тоже сейчас сделаем свое нарядное покрывало. На предыдущем занятии мы говорили о лоскутном одеяле. Каждый из вас сделал свой лоскуток. Я предлагаю из этих лоскутков собрать красивое лоскутное одеяло. ( Детям раздаются заготовки, сделанные на предыдущем занятии. Дети крепят заготовки на листы бумаги при помощи прищепок, имитируя элементы покрывала.) - Посмотрите, ребята, какое яркое и красивое одеяло у нас получилось.Каждое такое одеяло делалось с любовью и с душой, потому оно и согревало в холода. -Ну что же, ребята, мне хочется подвести итог нашего сегодняшнего занятия. Рефлексия. О каком празднике мы сегодня говорили?( О празднике Покрова Пресвятой Богородицы ) Что такое покров?(Покрывало, платок) Чем покрывает природа землю перед зимней стужей? (Листьями, снегом.) - Вы ребята, молодцы! Всех вас хвалю и на память о нашем сегодняшнем разговоре дарю вам по маленькому осеннему листочку. Всем спасибо

Мы идем, идем, идем,
Самовар с собой несем!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Чай горячий на столе,
Пышки и варенье!
Приглашаем вас отведать
Наше угощенье!

Дети поют на мотив песни «Как на именины испекли мы каравай»

Как на день Покров

Ткали множество ковров.

Ай-люли-люли-люли,

Ткали множество ковров.

Первый - травяной,

Лета жаркий зной.

Ай-люли-люли-люли,

Лета жаркий зной.

А ковер второй

Из листвы сухой.

Ай-люли-люли-люли,

Из листвы сухой.

А третий ковер - снег,

И он не навек.

Ай-люли-люли-люли,

И он не навек.

Здравствуйте, дорогие  ребята,  и  гости  нашего  праздника.  А  праздник  у  нас  сегодня  непростой,  а  особенный,  Осенним  Покровом  называется.  К этому дню крестьяне убирали весь урожай. Поэтому для русского крестьянина праздник Покрова в старину был ещё и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года.

Старушка: На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили:

«На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима! »

Хозяюшка: С Покрова начинались регулярные девичьи посиделки – капустники. Обязательным угощением на столах были блюда из капусты / пироги, пирожки, квашенная капуста. А давайте тоже с вами попробуем приготовить капусту.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем,

А потом капусту в рот кладем.

Старушка:  Покров - конец хороводам, начало посиделкам.

Расскажу я вам, друзья, про свои посиделки.

На завалинках, в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели,

Веселился весь народ.

Добрым чаем угощались

С мёдом, ну конечно, - без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

Хозяюшка: А во что играли?

Старушка: Так игры разные у нас были, да и вы знаете одну такую игру

Как у дяди Трифона» (русская народная игра для взрослых и детей )

Как у дяди Трифона
было семеро детей,
было семеро детей,
было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
друг на друга всё глядели, вместе делали вот так:

Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах» вместе делали вот так» показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.

Пришел к нам октябрь-батюшка

Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»

1 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»

2ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья

3 ребенок: Дело мастера боится.

4 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

5 ребенок: Гуляй, да время не теряй!

6 ребенок: Есть терпенье - будет и уменье!

7ребенок: Умелые руки не знают скуки!

Гость доволен - хозяин рад!

Милости просим за стол отведать пирогов.

Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.

А ну честной народ, становись в хоровод!

Дети встают в круг, берутся за руки.  В центре находится водящий – Кострома. Играющие идут по кругу и говорят слова на распев.

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Нитки пряду!

(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Клубки мотаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Поработала - пообедаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Легла, да уснула...

(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Проснулась - попрыгаю!

(Все дети прыгают)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Сейчас догонять вас буду!

(Все разбежались кто куда).

Дети разбегаются в разные стороны, водящий - догоняет, первый пойманный становится Костромой. Игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Покров Пресвятой Богородицы

Осенью, 14 октября, наступает праздник - Покров....

Сценарий праздника " Покров Пресвятой Богородицы" в подготовительной к школе группе.

Цель: Прививать детям любовь к духовной истории  Родины, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам и традициям....

О празднике Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы – это великий праздник в честь явления Богородицы блаженному Андрею, который в 2014 году приходится на 14 октября вторник. В этот праздничный день верующие обращаются с иск...

Сценарий авторского праздника "Покров Пресвятой Богородицы"

приобщение детей к духовным ценностям русского народа; эстетическое и нравственное развитие дошкольников.Создание благоприятной психологической обстановки.Снятие мышечного напряжения.К празднику есть ...

Папка-передвижка к празднику "Покров Пресвятой Богородицы"

Папка-передвижка к празднику "Покров Пресвятой Богородицы"...

Мастер-класс народной куклы Десятиручка к празднику «Покров»

Мастер-класснародной куклыДесятиручкак празднику «Покров»...