Картотека игр из нетрадиционного материала для развития мелкой моторики рук и речи дошкольников
картотека

Шаповалова Татьяна Анатольевна

Подборка игр из нетрадиционного материала для развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр из нетрадиционного материала для развития мелкой моторики рук

Составила Шаповалова Т.А.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время  игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на

слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление.

1.Пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок

 «Лыжи»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 

2. Пальчиковые игры с прищепками

«Котенок» 
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку. 

«Гусенок» 

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу:

Вот проснулся

Встал гусенок,

Пальцы щиплет

Он спросонок:

-Дай, хозяйка,

Корма мне раньше,

Чем моей родне.

3. Пальчиковые игры с грецким орехом

«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех". 

«Орехи»

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое - левой рукой.


Научился два ореха 
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.

4. Пальчиковые игры с зубной щеткой

«Ежик» 

Дети проводят щеткой круговые движения по правой, затем по левой руке.

Живет у нас под креслом еж,

Колючий тихий ежик.

На щетку очень он похож,

Когда не видно ножек.

 «Массаж»

Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики!

«Гном»

Провести щёткой по пальцу, начиная с большого, от подушечки пальца до его основания. Проводить по нему после вопросительного предложения, т. е. во время ответа по ходу чтения.

Кто живёт под потолком?- Гном (проводит щёткой по большому пальцу)

У него есть борода?- да! (по указательному)

 И манишка и жилет?- Нет! (по среднему)

 Как встаёт он по утрам?- Сам! (по безымянному)

 Кто с ним утром кофе пьёт?- Кот! (по мизинцу)

 Чередование круговых движений по ладошке и движений «вперёд» по пальцу.

 И давно он там живёт?- (круговые движения по ладошке) 

 Год! (по мизинцу)

 Кто с ним бегает вдоль крыш?- (круговые движения по ладошке) 

Мышь! (по безымянному)

 Он капризничает, да?- (круговые движения по ладошке)

 Ни- (по среднему) ког- (по указательном) да! (по большому пальцу)

5. Пальчиковые игры с карандашом

«Карандаш» 

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху карандаша. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.

        «Ослик» 

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).


Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.


     

  «Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.

        «Качели»


Ручку пальчиками взяли, 
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели 
Я попала на качели?»

6.Упражнение с пельменницей.

          «Зоопарк»

Взять пельменницу и предложить ребёнку ходить указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам пельменницы. Стараемся делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно- и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Позже задание можно усложнить, ходить указательным и безымянным пальцами.

7.Упражнение с губкой для мытья посуды.

 «Тесто» 

Предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут- будут из печи

 Булочки и калачи».

8. Пальчиковая игра с шурупами и гайками

«Я папе помогаю»

Оборудование: небольшие картонные коробочки обклеенные цветной бумагой с прорезанными на одной стороне небольшими отверстиями, гайки и винтики разного размера. В плоскую тарелочку высыпать винтики и гаечки. Ведущий читает стихотворение и предлагает детям разложить винтики и гаечки по коробочкам.

Я папе помогаю

Порядок навожу.

Все гайки и шурупы

В коробки разложу.

9. Пальчиковые игры с шишками

Дети катают, сжимают и т.д. шишки,  ориентируясь на текст

Мишка с шишкою играет,

Между лап её катает,

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Дети все довольны.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать.

Раз, два, три, четыре, пять

***

Еловая шишка нам колет ладошки,

Мы катаем шишку немножко.

***

Шишки словно ежики,

Колются чуть-чуть.

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

***

Я сильнее всех на свете!

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать, буду руки развивать.

Левую, правую, правую, левую.

***

Сосновую шишку сожму я в ладошке,

С нею сейчас поиграю немножко.

Ладошки шишкою согрею,

Потом играть я буду с нею.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук и речи дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования и пальчиковых игр "

Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, развивать речь и мелкую моторику рук, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощ...

Консультация для воспитателей " Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтоб...

Доклад "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

Доклад на районной МО "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"...

Сценарий мастер-класса «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».

Представлен мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционными приёмами и материалами для развития мелкой моторики как стимула развития речи детей дошкольного возраста...

Нетрадиционный материал для развития мелкой моторики руки дошкольника

Вопрос развития мелкой моторики детей в современное время довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальн...

Мастер - класс «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики, как стимула развития речи»

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности при этом носит игровой характер....

Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики и подготовки руки дошкольника к письму».

Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук,...