Картотека игр из нетрадиционного материала для развития мелкой моторики рук и речи дошкольников
картотека
Подборка игр из нетрадиционного материала для развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека игр из нетрадиционного материала для развития мелкой моторики рук
Составила Шаповалова Т.А.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на
слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление.
1.Пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок
«Лыжи»
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
2. Пальчиковые игры с прищепками
«Котенок»
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.
«Гусенок»
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу:
Вот проснулся
Встал гусенок,
Пальцы щиплет
Он спросонок:
-Дай, хозяйка,
Корма мне раньше,
Чем моей родне.
3. Пальчиковые игры с грецким орехом
«Я катаю мой орех»
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
«Орехи»
Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое - левой рукой.
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
4. Пальчиковые игры с зубной щеткой
«Ежик»
Дети проводят щеткой круговые движения по правой, затем по левой руке.
Живет у нас под креслом еж,
Колючий тихий ежик.
На щетку очень он похож,
Когда не видно ножек.
«Массаж»
Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики – удальчики!
«Гном»
Провести щёткой по пальцу, начиная с большого, от подушечки пальца до его основания. Проводить по нему после вопросительного предложения, т. е. во время ответа по ходу чтения.
Кто живёт под потолком?- Гном (проводит щёткой по большому пальцу)
У него есть борода?- да! (по указательному)
И манишка и жилет?- Нет! (по среднему)
Как встаёт он по утрам?- Сам! (по безымянному)
Кто с ним утром кофе пьёт?- Кот! (по мизинцу)
Чередование круговых движений по ладошке и движений «вперёд» по пальцу.
И давно он там живёт?- (круговые движения по ладошке)
Год! (по мизинцу)
Кто с ним бегает вдоль крыш?- (круговые движения по ладошке)
Мышь! (по безымянному)
Он капризничает, да?- (круговые движения по ладошке)
Ни- (по среднему) ког- (по указательном) да! (по большому пальцу)
5. Пальчиковые игры с карандашом
«Карандаш»
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху карандаша. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.
«Ослик»
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
«Качели»
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я попала на качели?»
6.Упражнение с пельменницей.
«Зоопарк»
Взять пельменницу и предложить ребёнку ходить указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам пельменницы. Стараемся делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно- и двумя одновременно, говоря:
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
Позже задание можно усложнить, ходить указательным и безымянным пальцами.
7.Упражнение с губкой для мытья посуды.
«Тесто»
Предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут- будут из печи
Булочки и калачи».
8. Пальчиковая игра с шурупами и гайками
«Я папе помогаю»
Оборудование: небольшие картонные коробочки обклеенные цветной бумагой с прорезанными на одной стороне небольшими отверстиями, гайки и винтики разного размера. В плоскую тарелочку высыпать винтики и гаечки. Ведущий читает стихотворение и предлагает детям разложить винтики и гаечки по коробочкам.
Я папе помогаю
Порядок навожу.
Все гайки и шурупы
В коробки разложу.
9. Пальчиковые игры с шишками
Дети катают, сжимают и т.д. шишки, ориентируясь на текст
Мишка с шишкою играет,
Между лап её катает,
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Дети все довольны.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать.
Раз, два, три, четыре, пять
***
Еловая шишка нам колет ладошки,
Мы катаем шишку немножко.
***
Шишки словно ежики,
Колются чуть-чуть.
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.
***
Я сильнее всех на свете!
Буду шишки я сжимать.
Буду шишки я сжимать, буду руки развивать.
Левую, правую, правую, левую.
***
Сосновую шишку сожму я в ладошке,
С нею сейчас поиграю немножко.
Ладошки шишкою согрею,
Потом играть я буду с нею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики рук и речи дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования и пальчиковых игр "
Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, развивать речь и мелкую моторику рук, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощ...
Консультация для воспитателей " Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтоб...
Доклад "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"
Доклад на районной МО "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"...
Сценарий мастер-класса «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».
Представлен мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционными приёмами и материалами для развития мелкой моторики как стимула развития речи детей дошкольного возраста...
Нетрадиционный материал для развития мелкой моторики руки дошкольника
Вопрос развития мелкой моторики детей в современное время довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальн...
Мастер - класс «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики, как стимула развития речи»
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности при этом носит игровой характер....
Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики и подготовки руки дошкольника к письму».
Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук,...