Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Какнаучитьребенка читать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать»

Подготовила : Шахбанова Гари Исхадиновна

В подготовке детей к школе на одном из первых мест мы отнюдь не ставим обучение началом грамоты и математики. Ваш ребёнок прекрасно читает и считает, но у него недостаточно развиты такие первостепенно важные человеческие качества, как организованность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие. Наверное, в этом случае, невзирая на скорость чтения, ваш ребёнок вряд ли будет усиленно учиться. По этой, в том числе причине, первоклассники, как правило, учатся хорошо, а с переходом в последующие классы успеваемость нередко снижается. Далеко не последнюю роль при соприкосновении с новым, более сложным материалом играет умение самоорганизоваться, проявлять ответственность, умственное трудолюбие и самостоятельность. Поэтому, убедительно просим постоянно формировать эти очень нужные нравственные категории человека.

Тем не менее, если дошкольнику исполнилось 5 или более лет, можно ненавязчиво, косвенно приобщать малыша к обучению грамоте.

Прежде чем перейти к конкретным учебным советам, обращаем внимание на следующий фактор. Одни дети обучаются читать легко, и родители в полной мере удовлетворяются этим. Другие - с большим трудом постигают первые азбучные истины. Трудно научится читать гиперактивным, реактивным ребятам. И не надо настаивать. Но даже с детьми легкообучающимися чтению, крайне недостаточно проводится работа над звуковой стороной речи. Такие дети нередко читают быстро, а пишут неграмотно, у них нет интереса к русскому языку. Выдающиеся психологи утверждали, что дошкольник 3 -6 лет – это самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. Поэтому перед нами стоят задачи:

1. Развивать интерес звучащему слову, а через него ко всему русскому языку.

2. Обучать детей умению проводить звуковой анализ слова, т. е. последовательно выделять гласные и согласные, мягкие и твёрдые звуки. И если мы с детьми 3 – 4 лет пройдём этот подготовительный этап, значит выиграем сразу же несколько призов.

* У детей развивается фонематический слух, т. е. умение слышать в потоке нашей речи звуки.

*На этой основе мы с дошкольниками более плавно перейдём к чтению.

*В будущем имеется большая вероятность грамотного письма.

*Малыш будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него, к чтению литературы.

Итак, мы с вами на время забыли о буквах, азбуках, букварях и переносимся только в мир звуков. Для этого Л. С. Жукова и её последователи создали интересную игровую методику звукового анализа слова.

Первые игры со звуками советуем проводить в семье, когда малышу уже 3,5 – 4 года. Покажем это на примере звука «ш»Читаем ребёнку стихотворение, где часто слышится этот звук. При чтении выделяем его интонацией:

Мышонку шепчет мышь:

Ты всё шуршишь, шуршишь!

Мышонок шепчет мышке:

Шуршать я буду тише.

Затем задаёт вопрос«Какой звук ты чаще всего встречаешь в стихотворении?»

А теперь скажите, как шипит змея? (ш-ш-ш)

А как шумят листья на деревьях, когда их колышет ветер?

Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «ш», принести игрушку, в названии которых слышится этот звук. В течении нескольких дней, вы читаете детям стихи, загадки, чистоговорки с этим звуком, выделяя его интонацией.

Параллельно с подбором фольклорного материала широкое место занимают речевые игры. Самая распространённая игра «Давай придумаем слова со звуком…» Нужно только, чтобы дети придумывали по правилам; слова с твёрдым согласным звуком, к примеру «р» (рыба, рак, топор, а затем слова с мягким «р»(якорь, репа, море).

При этом мы объясняем, что твёрдый звук звучит твёрдо, а мягкий – мягко.

Не забудем, что звуки «ж»«ш» всегда твёрдые, а звуки «ч2, «Щ» всегда мягкие.

Когда ребята хорошо усвоят различия между мягкими и твёрдыми согласными звуками, мы обуславливаем в игре задания«Придумай слова, которые начинаются только с мягкого согласного звука»(мята, лето, река, тень). Следующая игра «Цепочка слов». В этой игре надо подвести детей к пониманию того, что от замены только одного звука в слове меняется и его смысл (тень – день, пень – лень).

Затем важно договориться с малышом уже 5 лет, что гласные звуки мы будем закрашивать красным цветом, твёрдые гласные – синим., а мягкие согласные – зелёным цветом. Смеем вас заверить, что такое условное обозначение дети принимают с удовольствием и заполняют быстрее взрослого.

И тогда мы подведём ребёнка к очень важному процессу – звуковому анализу слова, т. к. к умении. Не просто слышать некоторые звуки в словах, но и выделять их последовательно. Это значит, что ребёнок, уже обученный слуховому анализу, должен сказать, что в слове «лиса» первый звук «л» - мягкий, согласный, зелёный квадратик; второй звук «и» - гласный (красный квадратик, третий звук «с» - твёрдый согласный (синий квадратик); четвёртый звук «а» - гласный (красный квадратик). Если ваш ребёнок с небольшой помощью взрослого уже делает такой звуковой анализ, значит можно переходить к следующему, очень важному этапу., игре «Придумай разные слова по моей схеме» Конечно, детям мы предлагаем рассказать простые 3 -4 звуковые схемы, ребёнок должен понять, что к одной схеме можно придумать различные слова. Важно только, чтобы каждый звук в слове подходил под каждую клеточку. Затем можно уже обходиться без схемок, а просто предлагать назвать детям, например, слово из 3 звуков, но чтобы первый звук был твёрдым согласным, второй – гласным, а третий – мягким согласным (пыль, конь).

Завершающим этапом будет игра «Загадка». Вы загадываете слово и закрашиваете квадратики соответственно звуковому составу, именно слова, вами задуманного. Например: слово – пальто. Значит первый звук твёрдый, согласный, второй – гласный, третий – мягкий согласный и т. д. Дети будут придумывать различные слова, под эту тему: майка, почта. Но скоро они понимают, что так трудно найти единственно правильное слова. Тогда вы предлагаете задавать вопросы, но продуманные, неповторяющиеся, исходящие от предыдущего:

- Это живое? - Нет

- Это предмет? – Да

- Это есть у нас дома? – Да

- Из мебели? – Нет

- Это посуда? - Да

- Это одежда? - Да.

Ребёнок смотрит на схему и может догадаться, какое слово загадал взрослый. Если же не угадывает, то вопросы продолжаются. Звуковая работа продолжается на прогулке, по пути в детский сад, в магазин. И даже тогда, когда вы с детьми переходите к буквам, к чтению, не забудьте с детьми поиграть со звуками. А к буквам пора переходить. Ребёнок может начать читать и в 4, и в 5, и в 6 лет. Важно, чтобы чтение было без принуждения. Дошкольники, как правило, без затруднения запоминают букву в отдельности. И всё же мы останавливаемся на этом этапе. Сейчас имеется в продаже много азбук. Мы, порой безумно их приобретаем. А жаль. Каждая азбука несёт определённую смысловую нагрузку. Одни азбуки по своему содержанию и оформлению обращают на себя внимание лукавством и юмором. Другие азбуки способствуют закреплению фонематического слуха – на каждую букву начинается определённый предмет, и есть ещё и азбуки, в которых в стихотворной форме говорится, на что или на кого похожа эта буква. Вот именно с такой азбуки стоит начинать переход дошкольника от звука к букве. В этом плане мы предлагаем вашему вниманию «Алфавит»Владимира Степанова.

«В»

Видишь девочка Алёна

Держит трубку телефона

Трубка телефонная –

Буква «В» огромная –

Может слушать и молчать

На вопросы отвечать.

Когда ваши дети выучили, в основном, все буквы, не спеша переходите к чтению слогов., коротких сло и коротких предложений. Неинтересно читатьпросто слоги или предложения типа«Мама мыла раму». Вот и придумали психологи – педагоги массу забав, чтобы не нарушался основной принцип обучения дошкольников.: «Учите, играя.» Здесь используют «Кроссворды»«Ребусы»«Перевертыши»«Грамматическая арифметика»«Буква потерялась»«Слово рассыпалось»«Два колодца»«Телеграмма». Опишем некоторые увлекательные упражнения.

«Кроссворды». В данном случае пустые клетки, которые вдумчиво заполняет ребёнок и отгадывает слово или фразу. Кроссворды, как правило, детям предлагаются «опредмеченные». Вокруг клеточки в качестве подсказок рисуются предметы. Имеются кроссворды разной степени сложности. Поэтому на первых порах рекомендуем их отгадывать сообща. Тем более, что в отгадках порой встречаются не совсем знакомые дошкольникам слова. По ходу нужно объяснить значение загадок. За счёт этого и расширяется словарный запас.

И, наконец, постепенно наступает то время, когда мы переходим к чтению более длинных текстов. Для этого будут полезны короткие рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, В. Сухомлинского. Важно, чтобы эти рассказы были напечатаны крупным текстом. Гуляя с детьми предлагайте им читать всё, что они увидят: вывески в магазинах, на рынке. Приучите себя, дорогие родители, писать письма своему ребёнку. Позже эти письма могут быть с сюрпризами, заданиями. С этой целью приобретайте новые книжки, используйте все непредвиденные ситуации: получение и совместное чтение писем, телеграмм. Устраивайте шутки с сюрпризами:

- давай рассмешим папу смешным стихотворением, прочитай!.

В итоге, только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, может добиться идеального варианта в семье – чтение без принуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...