Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы
Цель проекта: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Срок реализации: краткосрочный.
Цель:
• Развивать познавательно – исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;
• Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
• Развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды, статическое электричество и др.);
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;
• Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирования желания учиться, познавать новое; учиться работать сообща.
Образовательные задачи:
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей закрепить знания детей по вопросу свойств воды; дать представления об электричестве.
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
• Расширение знаний детей об окружающем мире через знакомство с элементами различных областей знаний, в том числе:
- развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение различных веществ, взаимодействие различных веществ при соединение).
• Развитие связанной речи, вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе;
• Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи:
Развитие у детей умственных способностей, в том числе:
• развитие мыслительных операций, таких как:
- анализ;
- классификация;
- сравнение;
- обобщение;
• Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (статическое электричество, плотность воды, взаимодействие веществ с водой).
Воспитательные задачи:
• Продолжать воспитывать культуру поведения.
• Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
• Формировать понимание важности воды, воздуха для всех объектов на планете.
Основные условия организации работы с детьми в лаборатории:
• Наличие водоснабжения в данном помещении.
Предварительная работа:
• Ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
• Беседы о воде, электричестве;
• Рассматривание и чтение детских энциклопедий.
Предполагаемый результат:
• Создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;
• Возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;
• Стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
• Удачное проведение экспериментов.
Выполнение проекта:
Проведение экспериментов.
1."Опыт с молоком"
Что необходимо для этого опыта:
1. молоко
2. красители
3. жидкое мыло или жидкость для мытья посуды
4. ватные палочки
5. пластиковая тарелка.
Наливаем в тарелку молоко (не холодное), затем добавляем красители (несколько цветов), проста капаем и не размешиваем, потом берем ватную палочку, макаем в жидкое мыло или жидкость для мытья посуды и опускаем в молоко в то место, где сосредоточены красители и краски начинают разбегаться по всей поверхности молока, рисуя причудливые узоры.
2. "Что растворяется, а что нет".
Этот очень познавательный опыт рассчитан на ребенка 5-6 лет. В результате такой развивающей игры дети узнает о свойствах тех веществ, которые окружают его в повседневной жизни.
Для опыта понадобится 4 стакана с теплой водой, сахар, соль, гречка и масло. Наполните все стаканы водой, затем в каждый стакан насыпайте по очереди по ложке одного из веществ. Помешивая воду в каждой емкости, наблюдайте с малышом за реакциями.
Понятно, что сахар и соль растворятся, зерна гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности воды. Вывод прост: все вещества по-разному взаимодействуют с водой.
3."Окрашивание воды"
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
4."Пенная змея"
Все, что нужно — это пустая пластиковая бутылка, клейкая лента, кусок ткани, средство для мытья посуд.
Отрезаем низ у бутылки, потом натягиваем ткань на получившуюся дырку, чтобы прикрепить его к бутылке,можно обойтись и резинкой.
Налейте средство для мытья посуды в неглубокий контейнер с небольшим количеством воды и осторожно перемешайте.
Опустите носок в раствор, чтобы он как следует пропитался, и начинайте осторожно выдувать пузыри.
Результативность: За сравнительно короткое время реализации проекта дети хорошо усвоили понятия о статическом электричестве, о плотности воды, о разном взаимодействии веществ с водой. У детей появился интерес к экспериментальной деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Работа с родителями: Представление видео презентации об экспериментальной деятельности детей в группе; демонстрация экспериментов.