Проект "Неделя опытов"
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Закевосян Карине Александровна
   Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность                            направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные для познания                при непосредственном восприятии
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы
 
Цель проекта: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
 
Срок реализации: краткосрочный.
Цель:
• Развивать познавательно – исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;
• Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
• Развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды, статическое электричество и др.);
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;
 
• Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирования желания учиться, познавать новое; учиться работать сообща.
Образовательные задачи:
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей закрепить знания детей по вопросу свойств воды; дать представления об электричестве.
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
• Расширение знаний детей об окружающем мире через знакомство с элементами различных областей знаний, в том числе:
- развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение различных веществ, взаимодействие различных веществ при соединение).
• Развитие связанной речи, вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе;
• Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи:
Развитие у детей умственных способностей, в том числе:
• развитие мыслительных операций, таких как:
- анализ;
- классификация;
- сравнение;
- обобщение;
• Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (статическое электричество, плотность воды, взаимодействие веществ с водой).
Воспитательные задачи:
• Продолжать воспитывать культуру поведения.
• Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
• Формировать понимание важности воды, воздуха для всех объектов на планете.
Основные условия организации работы с детьми в лаборатории:
• Наличие водоснабжения в данном помещении.
Предварительная работа:
• Ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
• Беседы о воде, электричестве;
• Рассматривание и чтение детских энциклопедий.
Предполагаемый результат:
• Создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;
• Возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;
• Стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
• Удачное проведение экспериментов.
Выполнение проекта:
Проведение экспериментов.
1."Опыт с молоком"
Что необходимо для этого опыта:
 1. молоко
 2. красители
 3. жидкое мыло или жидкость для мытья посуды
 4. ватные палочки
5. пластиковая тарелка. 
Наливаем в тарелку молоко (не холодное), затем добавляем красители (несколько цветов), проста капаем и не размешиваем, потом берем ватную палочку, макаем в жидкое мыло или жидкость для мытья посуды и опускаем в молоко в то место, где сосредоточены красители и краски начинают разбегаться по всей поверхности молока, рисуя причудливые узоры.
    
2.  "Что растворяется, а что нет".
Этот очень познавательный опыт рассчитан на ребенка 5-6 лет. В результате такой развивающей игры дети узнает о свойствах тех веществ, которые окружают его в повседневной жизни.
Для опыта понадобится 4 стакана с теплой водой, сахар, соль, гречка и масло. Наполните все стаканы водой, затем в каждый стакан насыпайте по очереди по ложке одного из веществ. Помешивая воду в каждой емкости, наблюдайте с малышом за реакциями.
Понятно, что сахар и соль растворятся, зерна гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности воды. Вывод прост: все вещества по-разному взаимодействуют с водой.
3."Окрашивание воды"
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
4."Пенная змея"
Все, что нужно — это пустая пластиковая бутылка, клейкая лента, кусок ткани, средство для мытья посуд.
Отрезаем низ у бутылки, потом натягиваем ткань на получившуюся дырку, чтобы прикрепить его к бутылке,можно обойтись и резинкой.
Налейте средство для мытья посуды в неглубокий контейнер с небольшим количеством воды и осторожно перемешайте.
Опустите носок в раствор, чтобы он как следует пропитался, и начинайте осторожно выдувать пузыри.
  
Результативность: За сравнительно короткое время реализации проекта дети хорошо усвоили понятия о статическом электричестве, о плотности воды, о разном взаимодействии веществ с водой. У детей появился интерес к экспериментальной деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
   
 
Работа с родителями: Представление видео презентации об экспериментальной деятельности детей в группе; демонстрация экспериментов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...