"Пошумим с пользой" - консультация для воспитателей
консультация (старшая группа)

Шумовые музыкальные инструменты, это самое интересное, что привлекает детей в музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poshumim_s_polzoy.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пошумим с пользой.

Консультация для воспитателей

Игра на шумовых музыкальных инструментах

Играл весной оркестр лесной!

Жук-усач был скрипач.

Шмель мохнач был жужжач.

Дрозд-белобровка-на флейте ловко.

Журавли были-в трубы трубили.

Дятел был – в барабаны бил,

Тетерев шипел,соловей пел.

Филин слушать пришел:-У-У-Ух,ХОРОШО!

(Э. Мошковская)

Шумовые музыкальные инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке, они являются первыми помощниками, очень просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.

Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого  музыцирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

1. Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

2. Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

3. Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

4. Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

5. Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

6. Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

7. Металлические банки разных размеров;

8. Стеклянные бутылки и фужеры;

9. Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.

И многое другое, из чего можно извлечь звуки.

Игровой мир озвучен простейшими самодельными музыкальными инструментами, сделанными самими детьми или вместе с родителями из всего, что они могут найти и приспособить для извлечения звуков. Внешний вид и необычное звучание самодельных инструментов еще больше заинтересовал детей

Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:

1. Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов.

2. Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.

3. Способствовать практическому усвоение музыкальных знаний.

4. Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.

5. Воспитывать потребность к музыцированию.

6. Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии.

7. Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-ребенок».

8. Способствовать воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3. Звуковая иллюстрация стихов

4. Сказки - шумелки

С шумовыми инструментами можно играть везде: в группе,  на улице, дома.

1. «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки, постарайся найти разные».

2. «Сыграй свою музыку на инструменте – как ты хочешь» - свободные индивидуальные и коллективные импровизации, спонтанная комбинаторика.

3. «Будь дирижёром, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, которую ты хочешь» - ребёнок дирижирует оркестром из нескольких музыкальных инструментов.

4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них музыку дождя, песню ветра, танец ёжика, солнечный свет, гром, твоё сегодняшнее настроение. Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций, типа «кап-кап»«тик-так», имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредования ассоциативной связи.

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» - здесь используется метод наложения свободной в метро-ритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.

6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь» - диалоги инструментов, например коробочки и маракаса. В дальнейшем можно разыгрывать различные сценки с помощью инструментов. Например, коробочка обиделась на маракас, маракас и коробочка давно не виделись, маракасу грустно, коробочка хочет его развеселить. Участие в подобных музыкальных диалогах, которые дети вынужденно будут дополнять мимикой и пантомимой, способно дать им возможность почувствовать многогранную природу музыкальной интонации и интуитивно понять очень многое.

7. «Сыграем вместе» - переходная форма от игр звуками в свободной  форме к импровизациям в заданной структуре. Используется метод наложения – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне структурно оформленной импровизации педагога на фортепиано (ксилофоне, металлофоне).

Игры с шумовыми музыкальными инструментами

Игра с бубном.

Привлечь внимание к звенящему бубну. Предложить бегать врассыпную, когда он будет звенеть, когда бубен остановится присесть , воспитатель медленно постукивая, приговаривает:

Дзинь-бум, дзинь-бум. бубен нам устроил шум!

Постучим, пошумим и все снова побежим!

Игра с барабаном.

Барабан играет быструю музыку, что под нее можно делать?

Дети бегают под быструю, маршируют  под бодрую, останавливаются,  тишина.

Игра с Зайчиком

К детям прибегает Зайка, который бегал в огороде.

Воспитатель поет импровизацию-вопросы

Это Степашка зайчик

Дети поют Да-да-да (хлопая в ладоши, вместе с воспитателем)

Прыгает как мячик?

Дети:Да-да-да (шлепки по коленям)

Забегал к нам в садик? Да-да-да

С грядки ел салатик?Да-да-да

И горошек ел он?Да-да-да

Репку сгрызть успел он?Да-да-да

И еще капустку?Да-да-да»

У кого какая песня?

Воспитатель поет, можно подыгрывать на треугольнике:

У часов какая песня?У часов какая песня?

Дети с воспитателем играют на палочках ритмический рисунок:

Тик-тик-тик-тик-тик-тик-так.

Воспитатель:У дождя какая песня?

Дети с воспитателем на колокольчиках:

Кап-кап-кап и тд.

Воспитатель: У ветра какая песня?

Дети с воспитателем шуршат пакетами: У-у-у

У гусей какая песня?

Га-га-га (на трещотках)

У коров какая песня?

МУ-му (Дудки)

Полька

Используя музыку любой польки в записи,можно устроить настоящий оркестр. На 1 часть музыки все играют на инструментах, положить инструменты,на 2 часть все бегут,по окончании музыки берут любой инструмент,игра повторяеися.

Знакомство

Спой и сыграй на шумовом инструменте свое имя. Дети стоят в кругу,один играет и поет свое имя,поем и играем и вместе его имя,поем и играем полное имя этого ребенка.

Бусинки

Дети по очереди (по кругу) исполняют на своем инструменте один звук (это музыкальная бусинка).Дирижер,сначала взрослый,затем ребенок,показывает вступление каждого инструмента.

Тюшки-тютюшки

Тюшки-тютюшки сделаем хлопушки.

Воспитатель задает ритм хлопками,дети повторяют

Тюшки-тютюшки сделаем шлепушки. (по коленям-шлеп.)

Тюшки тютюшки сделаем бамбушки (по груди)

Тюшки тютюшки сделаем щелкушки (щелкаем пальцами)

«Чудесный мешочек»

В тканевом мешочке спрятаны шумовые инструменты (бутылочка, гремелочка, мешочек, колокольчик)

Педагог предлагает детям по звуку определить название инструмента. При правильном ответе малыша, ему разрешают достать игрушку и показать, как громко она звучит.

с «мешочком» «в лесочке»

Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек

Белка шла с сыночком

А за ними зайчики - хлопают по мешочку

Прыгали как мячики

«зима»

Вот пришла к нам зима - нажимают пальчиком

И сугробы она намела - сжимают и разжимают рукой

Мы на санки сядем гоп-гоп-гоп - катают между ладонями

Весело покатимся и в сугроб - хлопают ладошкой по мешочку.

4. гремелочка (на резинке)

«паровоз»

Едет, едет паровоз много шума от колёс -дети идут за педагогом, повторяя

звуки за взрослым

Ты теперь не отставай, паровозу подпевай

(стучат ритмично, встряхивают, стучат по ладошке по колену, идут молча)

«медведь и дети» (гремелочка одета на правую ногу)

Игра проводится с ростовой куклой марионеткой

Мишка по лесу гулял, мишка деток всё искал, -медведь гуляет

Очень долго он гулял, сел мишутка, задремал -сел, спит

Стали детки подходить, стали Мишеньку будить: -дети подходят на цыпочках

Мишка, Мишка, ты вставай и ребяток догоняй! (убегают) –топают правой ногой.

«эхо»

Педагог прячется за ширмой и издаёт звук любым шумовым инструментом, дети определяют не только инструмент, но и повторяют способ извлечения из него звука.

«день»

Солнце в небе ярко светит, бутылочки

Погулять выходят дети.

Топ-топ-топ-топ.

Во дворе сосульки плачут, -колокольчики

С крыши звонко капли скачут.

Шлёп-шлёп-шлёп-шлёп.

Громко тенькают синички, - тарелочки

В луже меряют водичку,

Тень-тень-тень-тень.

Вы подумайте минутку, - ложки

Это что за время суток?

День, день, день, день.

«посуда»

(для этой игры необходимы предметы настоящей посуды, педагог и дети стучат по очереди, ложки или деревянные палочки, мешочки, трещотки по количеству детей)

Вот большой железный чайник - стучат ложкой по чайнику

Очень важный, как начальник.

Вот деревянные ложки - ложки

Голова на тонкой ножке.

Вот пакетик в нём крупа, - шуршат мешочком

Он шуршит раздув бока.

Это тёрка-деревяшка - трещотка и ложка

Очень крупная бедняжка.

Вот фарфоровые блюдца - ложка и блюдце

Громким звоном все смеются

Вот пластмассовый поднос - ложка и перевёрнутый поднос

Он посуду нам принёс.

«каштаны» (деревянная трещотка и ложка)

Мы бежали по дорожке, - скользящие движения

Нам каштан попал под ножки

Стали мы его пинать

Раз, два, три, четыре, пять. – стучат.

На шумовых музыкальных инструментах можно озвучить любую русскую народную мелодию или детскую песню.

Также можно использовать музыкальные, пальчиковые игры и сказки -шумелки Е. Железновой.

Пошумим с пользой

        Консультация для воспитателей        

        Подготовили: Грабатюк И.В.

                                                    Яковлева Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проводим лето с пользой"

Лето – это масса времени для принуждённых бесед и занятий с ребёнком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, кто-то остаётся в огороде, но у ...

Консультация для воспитателей средней группы " Польза прогулок на свежем воздухе"

Консультация для начинающих воспитателей.Три примера подвижных игр на прогулке....

Консультация для воспитателей «Проблема и польза интегрированных занятий в детском саду»

Цепелева НатальяКонсультация для воспитателей «Проблема и польза интегрированных занятий в детском саду»Каждый наш поступок, который видят или слышат дети,каждое наше слово — интонац...

Консультация для воспитателей «Как объяснить родителям пользу эстетического воспитания» 26.01.2018г.

Консультация для воспитателей «Как объяснить родителям пользу эстетического воспитания»26.01.2018г....

Консультация для воспитателей на тему: «Польза дыхательной гимнастики».

Факт, что сегодня значительно увеличилось число дошкольников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно...

Консультация для воспитателей «Польза проведения гимнастики пробуждения»

Оздоровительная работа с дошкольниками в последнее годы приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому...