Картотека дидактических игр. Старшая группа
картотека (старшая группа)

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР

Познавательное развитие

                                                              В чем причина?
Цель: воспитывать сообразительность, находчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. Например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

«Так бывает или нет»

Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...».

«Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

«Что за насекомое?» (птица, рыба, зверь)

 Цель: уточнять и расширять представления о жизни насекомых, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

 Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

«Загадай, мы отгадаем»

Цель: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

«А что потом?»

Цель: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры:  Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?»  Передает камешек другому ребенку.

        Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется.

«Кто кем (чем) будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

«Лето или осень»

 Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают — это ….. И т. д.

«Шутка».

 Цель игры – ребенок должен заметить как можно больше небылиц.

У нас в переулке есть дом с чудесами,

Сходите, взгляните – увидите сами:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет.

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры:

Объясните, что общее у предметов.

У 2 предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, муравей (животные).

У 3 предметов:

мяч, солнце, шар — ...

тарелка, ваза, чашка — ...

лист, трава, крокодил — ...

«Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям назвать того, кто ...

  • Кто на паровозе ездит? (Машинист)
  • Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
  • Кто песни сочиняет? (Композитор)
  • Кто играет на рояле? (Пианист)
  • Кто все ломает? (Хулиган)
  • Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

«Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Ход игры:

В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели.Взрослый предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.

«Верно ли это?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.  

Ход игры:

Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

- Верно ли это?

«Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?»

«Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А хохлаткою они

Звали жеребёнка,

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачонка Мурка,

А ещё - два козла:

Сивка да Бурка!»
       

 «Дождик греет,

Солнце льётся.

Мельник мелет

Воду в колодце.

Прачка на печке

Стирает корыто.

Бабушка в речке

Поджарила сито». 

«Два весёлых карапуза, 

На печи усевшись ловко, 

Рвали с яблони арбузы, 

В море дёргали морковку. 

На ветвях созрели раки, 

Семь селёдок и ерши. 

Все окрестные собаки 

Ели брюкву от души».

Развитие речи

Найди себе пару

Чтобы найти себе пару, ребёнок говорит слово, а кто-то их детей отзывается похожим словом:

- Шутка!

- Мишутка!

Правила. Те, кто составил пару, отходят в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не подберут себе пару.

Стоп! Палочка остановись! 

Дети становятся в круг, взрослый - в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему - своеобразная эстафета. О том, какие это будут слова, участники игры договариваются заранее.

- О каком животном будем рассказывать?

- Будем говорить про котёнка всё, что знаем.

- Подберём слова про то, какой котёнок (подбор прилагательных).

Дети подбирают и называют слова: полосатый, озорной, пушистый, усатый, весёлый...Когда палочка дойдёт до середины круга, задание меняется:

- Будем подбирать слова про то, что котёнок может делать (подбор глаголов).

Правила. Если кто-то повторяет уже названное слово или слишком долго ищет его, взрослый даёт сигнал: "Стоп! Палочка, остановись!" Ребёнок должен выйти из круга. Аналогично подбираются слова для характеристики других животных, птиц, насекомых, рыб.

Был. Есть. Будет.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:

сейчас - сладкое, сочное, красное... 
было - зелёное, кислое, терпкое... 
будет - сухое, сморщенное, червивое.

Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

Закончи предложение

Цель: учить детей понимать причинные связи между явлениями; упражнять их в правильном подборе слов.

Игровое правило. Предложение заканчивает тот, на кого укажут.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы ...» — и предлагает детям закончить его. Дети говорят: «... чтобы было тепло ... чтобы пойти гулять … чтобы не замерзнуть». Отвечает тот, на кого укажут.

Воспитатель должен заранее подготовить ряд предложений, например: «Мы зажгли свет, потому что...», «Дети надели панамки, потому что...», «Полили рассаду, чтобы...» И т. д.

В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.

Я беру с собой в дорогу

Один игрок водит. Он задумывает правило, по которому предметы делятся на две группы – то, что он «возьмет с собой в дорогу», и все остальное. После этого водящий начинает игру, давая правильный пример:
- Я беру с собой в дорогу… АРБУЗ!
Игроки пытаются отгадать задуманное правило, спрашивая, возьмет ли водящий с собой в дорогу то или иное, например:
- А ты возьмешь с собой… БАНАН?
- Нет!
- А апельсин?
- Да!
- А огурец?
- Нет!
- А автомобиль?
- Нет…

- Мяч?

-Да.
Когда кто-нибудь думает, что он отгадал правило, он говорит об этом и называет правило. Если правило названо неверно, то он выходит из игры (Впрочем, малышам можно давать несколько попыток.)
Правила могут быть самые разные, от очень простых – типа «беру все шарообразные предметы», до весьма хитрых, типа «съедобное, начинающееся с согласной».

                                                            «Живые слова»
Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений. 

«Что умеют делать звери?»

 Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

 Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

- Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

- Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

 

«Придумай другое слово»

 Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

 Ход игры: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

 

«Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

 Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.

 

«Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель — метет, вьюжит, пуржит.

Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …

Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

 

«О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет — снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет — девочка, радио, …

Горький — перец, лекарство, .. и т. д.

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

друг — дружок,

пирог — пирожок,

сапог — сапожок,

снег — снежок,

рог — рожок,

луг — лужок,

творог — творожок,

флаг — флажок.

«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. 

«Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».

Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.

Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

                                                                   «Подарки для зверят»
Цель: закрепить умение выделять первый звук в слове, развивать внимание, собранность.
Ход игры. Волшебник прислал зверятам подарки. Подарок для каждого начинается на первую букву его названия. Зайчонку — звёздочку, мишке — мячик, бельчонку — барабан.

«Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. 

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 

Взрослый: красный – 

Ребёнок: мак, огонь, флаг

оранжевый - апельсин, морковь, заря; 

желтый - цыпленок, солнце, репа;

зеленый - огурец, трава, лес;

голубой - небо, лед, незабудки;

синий - колокольчик, море, чернила;

фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

«Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

красивый – безобразный,

пустой – полный,

худой – толстый,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,

тяжелый – легкий,

трусливый – храбрый,

твердый – мягкий,

светлый – темный,

длинный – короткий,

высокий – низкий,

острый – тупой,

горячий – холодный,

больной – здоровый,

широкий – узкий,

глубокий – мелкий,

сильный – слабый,

жидкий – густой,

добрый – злой,

вежливый - грубый,

аккуратный – неряшливый,

чистый – грязный,

ясный – пасмурный,

хороший – плохой.

«Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок...пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда…ложь

Быстро…медленно

Говорить…молчать

Покупать…продавать

Поднимать…опускать

Бросать…поднимать (поймать)

Прятать…искать

Зажигать…тушить

Одеть…раздеть

Потерять…найти

Положить…убрать

Дать…взять

Налить…вылить

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко....близко

Можно…нельзя

Трудно…легко

Начало...конец.

«Закончи предложение»

Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям закончить предложение.

Маша взяла утюг, она будет… (гладить белье).

Дима взял пилу, он будет… (пилить бревно).

Юра взял топор, он будет …(рубить).

Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет… (кататься на велосипеде).

Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).

Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).

Максим не достает до звонка, потому что он… (маленький).

Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).

Мы пойдем гулять, если... (не будет дождя).

Цветы засохнут, если... (их не поливать).

Если бы я не помог Наташе, она бы... (могла упасть).

Чашка разобьется, если... (ее уронить).

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись то собаки)

«Скажи наоборот»

Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Ход игры:

Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».

Слон большой, а комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ...

Золушка добрая, а мачеха ...

Зимой погода холодная, а летом ...

Сахар сладкий, а горчица ...

Дерево высокое, а куст ...

Дедушка старый, а внук ...

Суп горячий, а компот ...

Сажа черная, а снег ...

Лев смелый, а заяц ...

Молоко жидкое, а сметана ...

Река широкая, а ручеек...

Работать трудно, а отдыхать ...

Днем светло, а ночью ...

Сегодня мне весело, а вчера было ...

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...

Кричат громко, а шепчут ...

Я больна, но скоро буду ...

Я живу близко от реки, а мой друг ...

Продавец продает, а покупатель ...

Друзья часто ссорятся, но легко ...

Легко заболеть, но трудно ...

Воспитатель спрашивает, а дети ...

Утром дети приходят в детский сад, а вечером...

Сначала гостей встречают, а потом ...

При встрече здороваются, а при расставании ...

Вечером ложатся в кровать, а утром ...

«Найди картинке место»

Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: Наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали.  

Ход игры:

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.  

«Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры:

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

- Описать предмет, которого не стало

- Рассказать о месте, где он стоял

- На какой звук начиналось название этого предмет

«Составь рассказ»

Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Ход игры:

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Ход игры:

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

«Продавец и покупатель»

Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

Материал: Предметы (картиноки с изображением предметов.

Ход игры:

На столе или мольберте выложены предмеы или картинки. Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета не называть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр старшая группа

Игра- это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения ...

картотека дидактических игр старшая группа

картотека дидактических игр...

картотека дидактических игр старшая группа

Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Активизировать словарь детей, расширять ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, и...

Картотека дидактических игр старшей группы

Картотека дидактических игр...