Адаптированная образовательная программа
рабочая программа (младшая, средняя группа)
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155), Профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. № 544н) предъявляют современному педагогу дошкольных образовательных организаций новую трудовую функцию – работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.
Согласно статье 79, п. 1 Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» - «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
В соответствии со статьей 2 п. 23 индивидуализация образования отражается в индивидуальном учебном плане, обеспечивающем освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Следовательно, современному педагогу необходимо уметь строить педагогический процесс с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, возможностей каждого ребёнка (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), создавать условия для развития детей, их успешной адаптации и социализации (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования
для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
детский сад "Ёлочка"
Пояснительная записка
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155), Профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. № 544н) предъявляют современному педагогу дошкольных образовательных организаций новую трудовую функцию – работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.
Согласно статье 79, п. 1 Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» - «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
В соответствии со статьей 2 п. 23 индивидуализация образования отражается в индивидуальном учебном плане, обеспечивающем освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Следовательно, современному педагогу необходимо уметь строить педагогический процесс с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, возможностей каждого ребёнка (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), создавать условия для развития детей, их успешной адаптации и социализации (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
1. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМП-консилиум) - это организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Основные направления деятельности ПМП-консилиума:
- взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) на всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ; - разработка индивидуальных маршрутов развития;
-адекватное (соответствующее индивидуальным и психофизиологическим возможностям ребёнка) сочетание лечебной, образовательной и коррекционной деятельности;
- включение родителей в деятельность ДОУ в качестве соучастников реабилитационного процесса;
- поддержка благоприятного психологического климата в ДОУ.
В состав ПМП-консилиума входят:
- старший воспитатель ДОУ;
- воспитатель (координатор по инклюзии);
- педагог-психолог, старшая медицинская сестра, врач-педиатр; - специалист сопровождения (тьютор).
Задачи деятельности ПМП-консилиума ДОУ:
- Уточнение стратегии и тактики оказания специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка к ДОУ в целом.
- Динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий, в первую очередь по отношению к процессам социальной адаптации ребенка, его истинному включению в среду сверстников и детское сообщество в целом.
- Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям.
2. Адаптация содержания основной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Согласно статье 2, п. 28 Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» - «Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), разрабатываемая на базе основной образовательной программы с учетом адаптированной основной образовательной программы (программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов), и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Проектирование адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ, а также для детей с инвалидностью, осуществляется в командном взаимодействии сотрудников ДОУ – администрации, воспитателей, специалистов.
2.1. Этапы разработки адаптированной образовательной программы
Адаптированная образовательная программа (далее - АОП) в рамках ДОУ для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.
ВНИМАНИЕ! Представленная последовательность действий педагогов и специалистов ДОУ возможна при наличии у ребенка статуса «ребенок с инвалидностью» и рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или реабилитации ребенка с инвалидностью (далее - ИПРА) и/или статуса «ребенок с ОВЗ» и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) по организации для него специальных образовательных условий.
При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации и специалистов ДОУ будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого воспитанника с целью направления его на ПМПК. При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождения, такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
Перечислим самые важные из них:
Этап | Шаги проектирования АОП | Содержание деятельности |
Предварительный | Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей.
| При наличии рекомендаций ИПРА и/или ПМПК: - определяются специалисты психолого -педагогического сопровождения; - если в ДОУ нет какого-либо специалиста, администрация ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ПМПК, другим образовательными учреждениями); - заключается договор с родителями; проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. |
Оценка требований ФГОС ДО. | Изучение документации. Педагоги и специалисты ДОУ изучают нормативно-правовую базу по сопровождению детей с ОВЗ. Разрабатываются локальные нормативные акты. | |
Диагностический | Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. | - Организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия. - Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности воспитателя и специалистов являются самыми актуальными. |
Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов. | Организация деятельности ПМП-консилиума: обсуждение заключений специалистов.
| |
Разработка | Проектирование необходимых структурных составляющих АОП. Определение временных границ реализации АОП. Четкое формулирование цели АОП. Определение круга задач в рамках реализации АОП. Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты). Планирование форм реализации разделов АОП. Определение форм и критериев диагностического обследования и уровня сформированности социальной компетентности воспитанника. Определение форм и критериев мониторинга | Деятельность воспитателя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМП консилиума. При необходимости – привлечение специалистов ПМПК, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.
|
Реализация |
| Организация деятельности воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. Организация диагностического обследования и уровня сформированности социальной компетентности воспитанника. Организация мониторинга эффективности коррекционной работы. |
Анализ и коррекция |
| Организация деятельности ПМП-консилиума по анализу эффективности работы, оценки индивидуального развития ребенка. Внесение корректив в АОП в части индивидуального маршрута комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения. |
2.2. Механизм адаптации основной образовательной программы
дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования
В АОП прописываются общие цель и задачи для ДОУ, а также цель и задачи для ……… (уточнить конкретно категорию детей с ОВЗ).
Например, (ФГОС ДО)
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ………… (уточнить конкретно категорию детей с ОВЗ), оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи реализации АОП (из ФГОС ДО)
Вся коррекционная работа специалистов сопровождения направлена на реализацию задач (задачи корректируются с учетом специфики коррекционной работы данного ДОУ):
- своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии; - создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ АОП и их интеграции в ДОУ; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- разработка и реализация индивидуального маршрута комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, организация индивидуальной и (или) групповой непосредственно образовательной деятельности;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию АОП
Коррекционные принципы и подходы лишь дополняют пункт основной образовательной программы дошкольного образования для категории детей с ОВЗ.
Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ определяют принципы (выбираются принципы с учетом специфики коррекционной работы данного ДОУ).
Подходы к формированию АОП:
- осуществление диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
1.1.3 Характеристики особенностей развития детей с …………… (конкретно), воспитывающихся в ДОУ с учетом их особых образовательных потребностей. Используется материал коррекционной педагогики и психологии.
1.2 Планируемые результаты освоения АОП
Результаты освоения АОП представлены в виде целевых ориентиров, которые являются общими, в том числе для детей с ОВЗ.
Возможность достижения указанных планируемых результатов зависит от ряда факторов, в том числе:
-от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений (слуха, зрения, интеллекта, речи и др.);
-от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств детей с ОВЗ (скорости целенаправленных психических процессов, выносливости, эффективности долговременной декларативной памяти), свойств, обеспечивающих управление психическими процессами (устойчивости целенаправленного поведения, гибкости психических процессов, торможения психических реакций, планирования поведения); сенсомоторных возможностей (удержания равновесия и передвижения, зрительно-моторной координации, билатерального взаимодействия рук); интегративных возможностей (зрительно-моторного, слухоречевого подражания, ориентировочно-исследовательского поведения) и др.
Как правило, у ребёнка с ОВЗ, помимо первичного нарушения (слуха, зрения, интеллекта, речи и др.), отмечается и ряд вторичных нарушений, что значительно осложняет достижение детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП.
Существенными факторами, определяющими возможность достижения детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП, является также качество:
- используемых образовательных и специальных образовательных программ;
- образовательной деятельности ДОУ (группы) по их реализации;
- созданных в ДОУ условий реализации программ;
- взаимодействия ДОУ и семей воспитанников и т. п.
В условно-обобщённой форме влияние особенностей развития детей с ОВЗ на освоение АОП и соответственно на достижение детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП можно представить следующим образом:
ВНИМАНИЕ! В случае невозможности комплексного освоения воспитанниками с ОВЗ АОП (например: дети с нарушением интеллекта) из-за тяжести нарушений развития, подтвержденных в установленном порядке ПМПК, результаты освоения АОП определяются для конкретных детей с акцентом на социальную адаптацию и социальное развитие воспитанников.
Освоение АОП различными категориями детей с ОВЗ, в том числе с: | Социально- коммуникативное развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Художественно- эстетическое развитие | Физическое развитие |
- нарушениями слуха
| Затруднено | Затруднено | Затруднено | В пределах нормы | В пределах нормы |
- нарушениями зрения
| В пределах нормы | В пределах нормы | Затруднено | Затруднено | Затруднено |
- нарушениями речи | В пределах нормы или затруднено (у детей с заиканием, тяжелыми нарушениями речи)
| Затруднено | В пределах нормы | В пределах нормы | В пределах нормы |
- нарушениями ОДА | В пределах нормы | В пределах нормы или затруднено (у детей с дизартрией)
| В пределах нормы | Затруднено | Затруднено |
- нарушениями интеллекта | Затруднено освоение всего содержания АОП либо освоение АОП невозможно; необходимо осуществление социальной адаптации (для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта)
| ||||
- ЗПР | В пределах Нормы
| Затруднено | Затруднено | В пределах нормы | В пределах нормы |
-расстройствами аутичного стектра | Затруднено | Затруднено | В пределах нормы | В пределах нормы | В пределах нормы |
-множественными нарушениями развития |
Затруднено |
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
В данном пункте добавляются коррекционные задачи по каждой образовательной области. Каждая образовательная область дополняется и прописывается конкретно для определенной категории детей с ОВЗ.
Данный раздел оптимально представлен в основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» (стр. 109-118), размещенной на официальном сайте Министерства образования и науки РФ ФГАО «Федеральный институт развития образования» (http://www.firo.ru/?page_id=11684)
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации АОП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Прописывается педагогами и педагогом-психологом ДОУ.
2.3 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Выдержка из ФГОС ДО: «Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития».
2.3.1 Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
В ДОУ должны быть созданы специальные условия (материально-технические, программно-методические и кадровые) для получения образования детьми с ………… (указать категорию нарушений) с оказанием им квалифицированной коррекционно-педагогической поддержки.
Коррекционная работа организована для детей с ……(указать) … возраста.
Профессиональная коррекция нарушений – это планируемый и особым образом организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные положения:
- коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
- содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития дошкольников с ОВЗ.
2.3.2 Механизмы адаптации ООП ДО для детей с ОВЗ
Для детей с ……………… (конкретно) осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования …. (название).
Для адаптации основной образовательной программы дошкольного образования для категории детей с ОВЗ вносятся изменения и дополнения:
- В целевой раздел (в части определения цели и задач, принципов реализации АОП, описания планируемых результатов освоения АОП и др.), содержательный раздел (в части определения задач психолого-педагогической и коррекционной работы, используемых программ и методик), организационный раздел АОП (в части определения режима дня, описания материально-технического обеспечения, предметно-развивающей среды).
- Включение дополнения в содержательный раздел АОП, а именно включение описания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений.
2.3.3 Использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов
В ДОУ реализуется адаптированная образовательная программа для детей с ………….. (указать).
Адаптированная образовательная программа составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования и вариативной образовательной программы «………….» (название программы, авторы) и методических рекомендаций …………… (указать каких).
Методы реализации АОП
Отбор методов для реализации АОП будет обусловлен характером образовательных потребностей детей с ОВЗ. В качестве общих специфических моментов можно выделить следующие:
- на первых этапах реализации АОП с детьми с ОВЗ целесообразно опираться на все виды наглядных методов (кроме детей с ОВЗ по зрению);
- наиболее эффективным при реализации АОП является сочетание наглядных и практических методов;
- помимо традиционных методов реализации АОП, эффективным способом помощи всем категориям детей с ОВЗ является метод арт-терапии (помощь средствами искусства);
-возможности словесных методов (беседы, рассказа, разъяснения и т.д.) на начальных этапах имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, бедности социального опыта большинства детей с ОВЗ;
- с учетом особенностей детей с ОВЗ необходимо применять методы контроля и самоконтроля реализации АОП.
В тех случаях, когда АОП не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, должны составляться индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
Осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ в ДОУ ведется в соответствии с направлениями коррекционной работы.
Данные направления отражают ее основное содержание:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ДОУ.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ОВЗ;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
-обследование уровня актуального развития, определение зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;
- выявление трудностей, возникающих у ребенка по мере освоения ООП ДО;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; - анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях ДОУ (создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого, социального и личностного развития детей; проведение индивидуально направленной коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ); способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий воспитанников с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); позволяет подготовить детей с ОВЗ к обучению в школе.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на образовательно-познавательную деятельность воспитанника в динамике образовательного процесса, направленное на формирование предпосылок универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
- снятие симптомов тревожности, снятие психофизического напряжения с помощью элементов игровой терапии.
3.Консультативная работа
обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательных отношений;
- консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с конкретным ребенком;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
4. Информационно-просветительская работа
направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленной на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей).
В ДОУ должна быть создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которая ведет ребенка на протяжении всего периода пребывания в ДОУ. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
- Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников. Проводится на основе традиционных методик и пособий: (перечислить).
- Аналитическая работа (когда и как проводится).
- Организационная работа (создание единого информационного поля ДОУ, ориентированного на всех участников образовательных отношений - проведение педагогических советов, обучающих семинаров с педагогами и родителями) (примерные сроки проведения, как регулярно).
- Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
- Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
- Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы с детьми).
2.3.4 Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для детей с ОВЗ
Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОУ реализуется в непосредственно образовательной деятельности и имеет сюжетно-тематический, проблемно-поисковый, интегрированный принцип построения образовательной деятельности.
Приложение …… (Календарно-тематический план работы).
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы воспитателя и специалистов сопровождения в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребёнка в соответствии с его возможностями, строятся на основе оценки достижений ребёнка и определения зоны его ближайшего развития. Количество, продолжительность, содержание и формы организации таких занятий определяются с учётом:
-категории детей с ОВЗ, степени выраженности нарушений развития, возраста детей;
-требований СанПиН;
-рекомендаций специальных образовательных программ.
Групповые и подгрупповые занятия с детьми с ОВЗ могут содействовать решению как образовательных, так и коррекционно-развивающих задач. Решение образовательных задач по реализации АОП с квалифицированной коррекцией нарушений в развитии осуществляется как воспитателем группы, так и специалистом.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяются в соответствии с рекомендациями специальных образовательных программ для каждой категории детей с ОВЗ. В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ лежат комплексно-тематический и концентрический принципы. Комплексно-тематический принцип предполагает выбор смысловой темы, раскрытие которой осуществляется в разных видах деятельности. Выбор темы определяется рядом факторов: сезонностью, социальной и личностной значимостью, интересами и потребностями детей в группе.
Одно из важных условий реализации комплексно-тематического принципа — концентрированное изучение темы, обеспечивающего «повторение без повторения» образовательной деятельности — формирование у детей широкого спектра первичных представлений и приобретение ими соответствующего опыта деятельности. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
Обязательным условием развития дошкольников с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что формирует социальные навыки общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты.
Педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны всей группе и каждому из воспитанников группы. Педагог должен создавать условия, в которых ребёнок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Все виды деятельности детей при организации непосредственно образовательной деятельности должны выбираться с учётом индивидуальных программ коррекции.
2.4. Особенности образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Пункты 2.4, 2.5, 2.6 разрабатываются педагогами ДОУ и педагогом психологом.
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического и информационного обеспечения АОП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-технические условия реализации АОП должны обеспечивать соблюдение:
-санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учётом потребностей детей с ОВЗ в ДОУ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
-возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ к объектам инфраструктуры ДОУ;
-санитарно- и социально-бытовых условий с учётом потребностей детей с ОВЗ (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены; наличие адекватно оборудованного пространства ДОУ, рабочего места ребёнка и т. д.);
-пожарной и электробезопасности в соответствии с потребностями детей с ОВЗ;
-создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
В него включают:
- Описание обеспеченности методическими материалами: перечень УМК, необходимых для реализации АОП и имеющихся в ДОУ.
- Перечень средств обучения и воспитания: приборы, инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Можно оформить в виде таблицы.
Перечень УМК
Наименование литературы | Автор(ы) | Издательство | Год издания |
|
|
|
|
Перечень средств обучения и воспитания.
Разделы коррекционной работы | Средства обучения и воспитания |
|
|
3.2. Режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.3. Учебный план.
3.4. Календарный учебный график.
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 разрабатывается педагогами ДОУ и педагогом психологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...