Адаптированная образовательная программа
рабочая программа (младшая, средняя группа)

Митыпова Зинаида Цыдыповна

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155), Профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. № 544н) предъявляют современному педагогу дошкольных образовательных организаций новую трудовую функцию – работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. 

Согласно статье 79, п. 1 Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» - «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». 

В соответствии со статьей 2 п. 23 индивидуализация образования отражается в индивидуальном учебном плане, обеспечивающем освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 

Следовательно, современному педагогу необходимо уметь строить педагогический процесс с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, возможностей каждого ребёнка (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), создавать условия для развития детей, их успешной адаптации и социализации (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

        Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования

для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

детский сад "Ёлочка"

Пояснительная записка

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155), Профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. № 544н) предъявляют современному педагогу дошкольных образовательных организаций новую трудовую функцию – работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.  

Согласно статье 79, п. 1 Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» - «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».  

В соответствии со статьей 2 п. 23 индивидуализация образования отражается в индивидуальном учебном плане, обеспечивающем освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.  

Следовательно, современному педагогу необходимо уметь строить педагогический процесс с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, возможностей каждого ребёнка (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), создавать условия для развития детей, их успешной адаптации и социализации (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).  

1. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

 

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМП-консилиум) - это организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).  

Основные направления деятельности ПМП-консилиума:  

- взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) на всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ; - разработка индивидуальных маршрутов развития;  

-адекватное (соответствующее индивидуальным и психофизиологическим возможностям ребёнка) сочетание лечебной, образовательной и коррекционной деятельности;  

  • включение родителей в деятельность ДОУ в качестве соучастников реабилитационного процесса;  
  • поддержка благоприятного психологического климата в ДОУ.  

В состав ПМП-консилиума входят:  

  • старший воспитатель ДОУ;
  • воспитатель (координатор по инклюзии);
  • педагог-психолог, старшая медицинская сестра, врач-педиатр; -  специалист сопровождения (тьютор).

Задачи деятельности ПМП-консилиума ДОУ:

  • Уточнение стратегии и тактики оказания специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка к ДОУ в целом.
  • Динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий, в первую очередь по отношению к процессам социальной адаптации ребенка, его истинному включению в среду сверстников и детское сообщество в целом.
  • Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям.  

2. Адаптация содержания основной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 

 Согласно статье 2, п. 28 Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» -  «Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), разрабатываемая на базе основной образовательной программы с учетом адаптированной основной образовательной программы (программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов), и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Проектирование адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ, а также для детей с инвалидностью, осуществляется в командном взаимодействии сотрудников ДОУ – администрации, воспитателей, специалистов.

 

2.1. Этапы разработки адаптированной образовательной программы

 

Адаптированная образовательная программа (далее - АОП) в рамках ДОУ для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.  

ВНИМАНИЕ! Представленная последовательность действий педагогов и специалистов ДОУ возможна при наличии у ребенка статуса «ребенок с инвалидностью» и рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или реабилитации ребенка с инвалидностью (далее - ИПРА) и/или статуса «ребенок с ОВЗ» и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) по организации для него специальных образовательных условий.  

При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации и специалистов ДОУ будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого воспитанника с целью направления его на ПМПК. При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождения, такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

Перечислим самые важные из них:  

 

Этап 

Шаги проектирования АОП  

Содержание деятельности 

Предварительный 

Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей.

 

 

 

 

 

 

 

При наличии рекомендаций ИПРА и/или ПМПК:  

- определяются специалисты психолого -педагогического сопровождения;  

- если в ДОУ нет какого-либо специалиста, администрация ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ПМПК, другим образовательными учреждениями);

- заключается договор с родителями;

проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье.

Оценка требований ФГОС ДО.

Изучение документации.

Педагоги и специалисты ДОУ изучают нормативно-правовую базу по сопровождению детей с ОВЗ. Разрабатываются локальные нормативные акты.

Диагностический

Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.

- Организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия.

- Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности воспитателя и специалистов являются самыми актуальными.

Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.

Организация деятельности ПМП-консилиума: обсуждение заключений специалистов.

 

Разработка

Проектирование необходимых структурных составляющих АОП.

Определение временных границ реализации АОП.

Четкое формулирование цели АОП.

Определение круга задач в рамках реализации АОП.

Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты).

Планирование форм реализации разделов АОП.

Определение форм и критериев диагностического обследования и уровня сформированности социальной компетентности воспитанника.

Определение форм и критериев мониторинга

Деятельность воспитателя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМП консилиума.

При необходимости – привлечение специалистов ПМПК, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.  

 

Реализация 

 

Организация деятельности воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Организация диагностического обследования и уровня сформированности социальной компетентности воспитанника.

Организация мониторинга эффективности коррекционной работы.

Анализ и коррекция 

 

Организация деятельности ПМП-консилиума по анализу эффективности работы, оценки индивидуального развития ребенка. Внесение корректив в АОП в части индивидуального маршрута комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения.

2.2. Механизм адаптации основной образовательной программы  

дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 I.         Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1 Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

В АОП прописываются общие цель и задачи для ДОУ, а также цель и задачи для ……… (уточнить конкретно категорию детей с ОВЗ).

 Например, (ФГОС ДО)

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ………… (уточнить конкретно категорию детей с ОВЗ), оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

 Задачи реализации АОП (из ФГОС ДО)

 Вся коррекционная работа специалистов сопровождения направлена на реализацию задач (задачи корректируются с учетом специфики коррекционной работы данного ДОУ):

  • своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии; - создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ АОП и их интеграции в ДОУ; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
  • разработка и реализация индивидуального маршрута комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, организация индивидуальной и (или) групповой непосредственно образовательной деятельности;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию АОП

Коррекционные принципы и подходы лишь дополняют пункт основной образовательной программы дошкольного образования для категории детей с ОВЗ. 

Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ определяют принципы (выбираются принципы с учетом специфики коррекционной работы данного ДОУ).

Подходы  к формированию АОП:

- осуществление диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;

1.1.3 Характеристики особенностей развития детей с …………… (конкретно), воспитывающихся в ДОУ с учетом их особых образовательных потребностей. Используется материал коррекционной педагогики и психологии.

1.2 Планируемые результаты освоения АОП

Результаты освоения АОП представлены в виде целевых ориентиров, которые являются общими, в том числе для детей с ОВЗ.

Возможность   достижения   указанных   планируемых   результатов   зависит от ряда факторов, в том числе:  

-от   характера, структуры   и   степени   выраженности   первичных   нарушений (слуха, зрения, интеллекта, речи и др.);  

-от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств детей с ОВЗ (скорости целенаправленных психических   процессов,   выносливости,   эффективности   долговременной   декларативной памяти), свойств, обеспечивающих управление психическими  процессами (устойчивости целенаправленного поведения, гибкости психических процессов, торможения психических реакций, планирования поведения);  сенсомоторных возможностей    (удержания равновесия и передвижения, зрительно-моторной координации, билатерального   взаимодействия   рук);   интегративных   возможностей   (зрительно-моторного, слухоречевого     подражания,  ориентировочно-исследовательского поведения) и др.  

   Как правило, у ребёнка с ОВЗ, помимо первичного нарушения (слуха, зрения,     интеллекта, речи   и   др.), отмечается   и   ряд   вторичных   нарушений, что значительно осложняет достижение детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП.  

Существенными факторами, определяющими возможность достижения детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП, является также качество:  

- используемых   образовательных   и   специальных   образовательных программ;  

- образовательной деятельности ДОУ (группы) по их реализации;

   - созданных в ДОУ условий реализации программ;  

   - взаимодействия ДОУ и семей воспитанников и т. п.  

 В   условно-обобщённой   форме   влияние   особенностей   развития   детей с ОВЗ на освоение АОП и соответственно на достижение детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП можно представить следующим образом:

ВНИМАНИЕ! В случае невозможности комплексного освоения воспитанниками с ОВЗ АОП (например: дети с нарушением интеллекта) из-за тяжести нарушений развития, подтвержденных в установленном порядке ПМПК, результаты освоения АОП определяются для конкретных детей с акцентом на социальную адаптацию и социальное развитие воспитанников.

 

Освоение

АОП различными

категориями детей с ОВЗ, в том числе с: 

Социально- коммуникативное развитие 

Речевое развитие 

Познавательное развитие 

Художественно- эстетическое развитие 

Физическое развитие 

- нарушениями слуха

 

Затруднено

Затруднено

Затруднено

В пределах нормы

В пределах нормы

- нарушениями зрения

 

В пределах нормы

В пределах нормы

Затруднено

Затруднено

Затруднено

- нарушениями речи

В пределах нормы или

затруднено (у

детей с заиканием, тяжелыми

нарушениями речи)

 

Затруднено

В пределах нормы

В пределах нормы

В пределах нормы

- нарушениями

ОДА

В пределах нормы

В пределах нормы или

затруднено

(у детей с дизартрией)

 

В пределах нормы

Затруднено

Затруднено

- нарушениями интеллекта

Затруднено освоение всего содержания АОП либо освоение АОП невозможно; необходимо осуществление социальной адаптации (для детей с тяжелыми нарушениями

интеллекта)

 

- ЗПР

В пределах Нормы

 

Затруднено

Затруднено

В пределах нормы

В пределах нормы

-расстройствами аутичного стектра

Затруднено

Затруднено

В пределах нормы

В пределах нормы

В пределах нормы

-множественными нарушениями развития

 

Затруднено

 

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

В данном пункте добавляются коррекционные задачи по каждой образовательной области. Каждая образовательная область дополняется и прописывается конкретно для определенной категории детей с ОВЗ.  

Данный раздел оптимально представлен в основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» (стр. 109-118), размещенной на официальном сайте Министерства образования и науки РФ ФГАО «Федеральный институт развития образования» (http://www.firo.ru/?page_id=11684) 

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации АОП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Прописывается педагогами и педагогом-психологом ДОУ.

2.3 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Выдержка из ФГОС ДО: «Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития».

2.3.1 Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

В ДОУ должны быть созданы специальные условия (материально-технические, программно-методические и кадровые) для получения образования детьми с ………… (указать категорию нарушений) с оказанием им квалифицированной коррекционно-педагогической поддержки.

Коррекционная работа организована для детей с ……(указать) … возраста.

Профессиональная коррекция нарушений – это планируемый и особым образом организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные положения:

  • коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
  • содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития дошкольников с ОВЗ.

 

2.3.2 Механизмы адаптации ООП ДО для детей с ОВЗ

Для детей с ……………… (конкретно) осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования …. (название).

Для адаптации основной образовательной программы дошкольного образования для категории детей с ОВЗ вносятся изменения и дополнения:

  1. В целевой раздел (в части определения цели и задач, принципов реализации АОП, описания планируемых результатов освоения АОП и др.), содержательный раздел (в части определения задач психолого-педагогической и коррекционной работы, используемых программ и методик), организационный раздел АОП (в части определения режима дня, описания материально-технического обеспечения, предметно-развивающей среды).
  2. Включение дополнения в содержательный раздел АОП, а именно включение описания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений.

 

2.3.3  Использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов

В ДОУ реализуется адаптированная образовательная программа для детей с …………..  (указать).  

Адаптированная образовательная программа составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования и вариативной образовательной программы «………….» (название программы, авторы) и методических рекомендаций …………… (указать каких).  

Методы  реализации  АОП

Отбор методов для реализации АОП будет обусловлен характером образовательных потребностей детей с ОВЗ. В качестве общих специфических моментов можно выделить следующие:

  • на первых этапах реализации АОП с детьми с ОВЗ целесообразно опираться на все виды наглядных методов (кроме детей с ОВЗ по зрению);
  • наиболее эффективным при реализации АОП является сочетание наглядных и практических методов;
  • помимо традиционных методов реализации АОП, эффективным способом помощи всем категориям детей с ОВЗ является метод арт-терапии (помощь средствами искусства);

-возможности словесных методов (беседы, рассказа, разъяснения и т.д.) на начальных этапах имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, бедности социального опыта большинства детей с ОВЗ;

  • с учетом особенностей детей с ОВЗ необходимо применять методы контроля и самоконтроля реализации АОП.

В тех случаях, когда АОП не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, должны составляться индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

 

Осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ в ДОУ ведется в соответствии с направлениями коррекционной работы.

Данные направления отражают ее основное содержание:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ДОУ.

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей с ОВЗ;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

-обследование уровня актуального развития, определение зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;

  • выявление трудностей, возникающих у ребенка по мере освоения ООП ДО;  
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; - анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает  своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях ДОУ (создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого, социального и личностного развития детей; проведение индивидуально направленной коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ); способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий воспитанников с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); позволяет подготовить детей с ОВЗ  к обучению в школе.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • системное воздействие на образовательно-познавательную деятельность воспитанника в динамике образовательного процесса, направленное на формирование предпосылок универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
  • снятие симптомов тревожности, снятие психофизического напряжения с помощью элементов игровой терапии.

3.Консультативная работа

обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательных отношений;

- консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с конкретным ребенком;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

4. Информационно-просветительская работа 

направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленной на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей).

В ДОУ должна быть создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которая ведет ребенка на протяжении всего периода пребывания в ДОУ. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения   являются:

  1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников. Проводится на основе традиционных методик и пособий: (перечислить).
  2. Аналитическая работа (когда и как проводится).
  3. Организационная работа (создание единого информационного поля ДОУ, ориентированного на всех участников образовательных отношений - проведение педагогических советов, обучающих семинаров с педагогами и родителями) (примерные сроки проведения, как регулярно).
  4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
  5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
  6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы с детьми).

2.3.4 Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для детей с ОВЗ

Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОУ реализуется в непосредственно образовательной деятельности и имеет сюжетно-тематический, проблемно-поисковый, интегрированный принцип построения образовательной деятельности.

Приложение …… (Календарно-тематический план работы). 

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы воспитателя и специалистов сопровождения в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребёнка в соответствии с его возможностями, строятся на основе оценки достижений ребёнка и определения зоны его ближайшего развития. Количество, продолжительность, содержание и формы организации таких занятий определяются с учётом:

-категории детей с ОВЗ, степени выраженности нарушений развития, возраста детей;  

-требований СанПиН;

-рекомендаций специальных образовательных программ.

Групповые и подгрупповые занятия с детьми с ОВЗ могут содействовать решению как образовательных, так и коррекционно-развивающих задач. Решение образовательных задач по реализации АОП с квалифицированной коррекцией нарушений в развитии осуществляется как воспитателем группы, так и специалистом.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяются в соответствии с рекомендациями специальных образовательных программ для каждой категории детей с ОВЗ. В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ лежат комплексно-тематический и концентрический принципы. Комплексно-тематический принцип предполагает выбор смысловой темы, раскрытие которой осуществляется в разных видах деятельности. Выбор темы определяется рядом факторов: сезонностью, социальной и личностной значимостью, интересами и потребностями детей в группе.

Одно из важных условий реализации комплексно-тематического принципа — концентрированное изучение темы, обеспечивающего «повторение без повторения» образовательной деятельности — формирование у детей широкого спектра первичных представлений и приобретение ими соответствующего опыта деятельности. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Обязательным условием развития дошкольников с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что формирует социальные навыки общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты.

Педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны всей группе и каждому из воспитанников группы. Педагог должен создавать условия, в которых ребёнок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Все виды деятельности детей при организации непосредственно образовательной деятельности должны выбираться с учётом индивидуальных программ коррекции.

 

2.4. Особенности образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Пункты 2.4, 2.5, 2.6 разрабатываются педагогами  ДОУ и педагогом психологом.

 

III. Организационный раздел

3.1.  Описание материально-технического и информационного обеспечения АОП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Материально-технические условия реализации АОП должны обеспечивать соблюдение:

-санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учётом потребностей детей с ОВЗ в ДОУ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

-возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ к объектам инфраструктуры ДОУ;

-санитарно- и социально-бытовых условий с учётом потребностей детей с ОВЗ (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены; наличие адекватно оборудованного пространства ДОУ, рабочего места ребёнка и т. д.);

-пожарной и электробезопасности в соответствии с потребностями детей с ОВЗ;

-создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ.

 

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

В него включают:

  • Описание обеспеченности методическими материалами: перечень УМК, необходимых для реализации АОП и имеющихся в ДОУ.
  • Перечень средств обучения и воспитания: приборы, инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.  

 

Можно оформить в виде таблицы.

 Перечень УМК

Наименование литературы

Автор(ы)

Издательство

Год издания

 

 

 

 

 

Перечень средств обучения и воспитания.

Разделы  коррекционной  работы

Средства обучения и воспитания  

 

 

 3.2. Режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.3. Учебный план.

3.4. Календарный учебный график.

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

 Пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 разрабатывается педагогами  ДОУ и педагогом психологом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...