Адаптированная образовательная программа
рабочая программа (младшая, средняя группа)
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155), Профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. № 544н) предъявляют современному педагогу дошкольных образовательных организаций новую трудовую функцию – работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.
Согласно статье 79, п. 1 Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» - «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
В соответствии со статьей 2 п. 23 индивидуализация образования отражается в индивидуальном учебном плане, обеспечивающем освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Следовательно, современному педагогу необходимо уметь строить педагогический процесс с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, возможностей каждого ребёнка (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), создавать условия для развития детей, их успешной адаптации и социализации (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования
для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
детский сад "Ёлочка"
Пояснительная записка
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155), Профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. № 544н) предъявляют современному педагогу дошкольных образовательных организаций новую трудовую функцию – работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.
Согласно статье 79, п. 1 Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» - «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
В соответствии со статьей 2 п. 23 индивидуализация образования отражается в индивидуальном учебном плане, обеспечивающем освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Следовательно, современному педагогу необходимо уметь строить педагогический процесс с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, возможностей каждого ребёнка (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), создавать условия для развития детей, их успешной адаптации и социализации (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
1. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМП-консилиум) - это организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Основные направления деятельности ПМП-консилиума:
- взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) на всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ; - разработка индивидуальных маршрутов развития;
-адекватное (соответствующее индивидуальным и психофизиологическим возможностям ребёнка) сочетание лечебной, образовательной и коррекционной деятельности;
- включение родителей в деятельность ДОУ в качестве соучастников реабилитационного процесса;
- поддержка благоприятного психологического климата в ДОУ.
В состав ПМП-консилиума входят:
- старший воспитатель ДОУ;
- воспитатель (координатор по инклюзии);
- педагог-психолог, старшая медицинская сестра, врач-педиатр; - специалист сопровождения (тьютор).
Задачи деятельности ПМП-консилиума ДОУ:
- Уточнение стратегии и тактики оказания специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка к ДОУ в целом.
- Динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий, в первую очередь по отношению к процессам социальной адаптации ребенка, его истинному включению в среду сверстников и детское сообщество в целом.
- Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям.
2. Адаптация содержания основной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Согласно статье 2, п. 28 Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» - «Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), разрабатываемая на базе основной образовательной программы с учетом адаптированной основной образовательной программы (программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов), и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Проектирование адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ, а также для детей с инвалидностью, осуществляется в командном взаимодействии сотрудников ДОУ – администрации, воспитателей, специалистов.
2.1. Этапы разработки адаптированной образовательной программы
Адаптированная образовательная программа (далее - АОП) в рамках ДОУ для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.
ВНИМАНИЕ! Представленная последовательность действий педагогов и специалистов ДОУ возможна при наличии у ребенка статуса «ребенок с инвалидностью» и рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или реабилитации ребенка с инвалидностью (далее - ИПРА) и/или статуса «ребенок с ОВЗ» и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) по организации для него специальных образовательных условий.
При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации и специалистов ДОУ будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого воспитанника с целью направления его на ПМПК. При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождения, такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
Перечислим самые важные из них:
Этап | Шаги проектирования АОП | Содержание деятельности |
Предварительный | Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей.
| При наличии рекомендаций ИПРА и/или ПМПК: - определяются специалисты психолого -педагогического сопровождения; - если в ДОУ нет какого-либо специалиста, администрация ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ПМПК, другим образовательными учреждениями); - заключается договор с родителями; проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. |
Оценка требований ФГОС ДО. | Изучение документации. Педагоги и специалисты ДОУ изучают нормативно-правовую базу по сопровождению детей с ОВЗ. Разрабатываются локальные нормативные акты. | |
Диагностический | Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. | - Организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия. - Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности воспитателя и специалистов являются самыми актуальными. |
Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов. | Организация деятельности ПМП-консилиума: обсуждение заключений специалистов.
| |
Разработка | Проектирование необходимых структурных составляющих АОП. Определение временных границ реализации АОП. Четкое формулирование цели АОП. Определение круга задач в рамках реализации АОП. Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты). Планирование форм реализации разделов АОП. Определение форм и критериев диагностического обследования и уровня сформированности социальной компетентности воспитанника. Определение форм и критериев мониторинга | Деятельность воспитателя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМП консилиума. При необходимости – привлечение специалистов ПМПК, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.
|
Реализация |
| Организация деятельности воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. Организация диагностического обследования и уровня сформированности социальной компетентности воспитанника. Организация мониторинга эффективности коррекционной работы. |
Анализ и коррекция |
| Организация деятельности ПМП-консилиума по анализу эффективности работы, оценки индивидуального развития ребенка. Внесение корректив в АОП в части индивидуального маршрута комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения. |
2.2. Механизм адаптации основной образовательной программы
дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования
В АОП прописываются общие цель и задачи для ДОУ, а также цель и задачи для ……… (уточнить конкретно категорию детей с ОВЗ).
Например, (ФГОС ДО)
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ………… (уточнить конкретно категорию детей с ОВЗ), оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи реализации АОП (из ФГОС ДО)
Вся коррекционная работа специалистов сопровождения направлена на реализацию задач (задачи корректируются с учетом специфики коррекционной работы данного ДОУ):
- своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии; - создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ АОП и их интеграции в ДОУ; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- разработка и реализация индивидуального маршрута комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, организация индивидуальной и (или) групповой непосредственно образовательной деятельности;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию АОП
Коррекционные принципы и подходы лишь дополняют пункт основной образовательной программы дошкольного образования для категории детей с ОВЗ.
Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ определяют принципы (выбираются принципы с учетом специфики коррекционной работы данного ДОУ).
Подходы к формированию АОП:
- осуществление диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
1.1.3 Характеристики особенностей развития детей с …………… (конкретно), воспитывающихся в ДОУ с учетом их особых образовательных потребностей. Используется материал коррекционной педагогики и психологии.
1.2 Планируемые результаты освоения АОП
Результаты освоения АОП представлены в виде целевых ориентиров, которые являются общими, в том числе для детей с ОВЗ.
Возможность достижения указанных планируемых результатов зависит от ряда факторов, в том числе:
-от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений (слуха, зрения, интеллекта, речи и др.);
-от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств детей с ОВЗ (скорости целенаправленных психических процессов, выносливости, эффективности долговременной декларативной памяти), свойств, обеспечивающих управление психическими процессами (устойчивости целенаправленного поведения, гибкости психических процессов, торможения психических реакций, планирования поведения); сенсомоторных возможностей (удержания равновесия и передвижения, зрительно-моторной координации, билатерального взаимодействия рук); интегративных возможностей (зрительно-моторного, слухоречевого подражания, ориентировочно-исследовательского поведения) и др.
Как правило, у ребёнка с ОВЗ, помимо первичного нарушения (слуха, зрения, интеллекта, речи и др.), отмечается и ряд вторичных нарушений, что значительно осложняет достижение детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП.
Существенными факторами, определяющими возможность достижения детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП, является также качество:
- используемых образовательных и специальных образовательных программ;
- образовательной деятельности ДОУ (группы) по их реализации;
- созданных в ДОУ условий реализации программ;
- взаимодействия ДОУ и семей воспитанников и т. п.
В условно-обобщённой форме влияние особенностей развития детей с ОВЗ на освоение АОП и соответственно на достижение детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП можно представить следующим образом:
ВНИМАНИЕ! В случае невозможности комплексного освоения воспитанниками с ОВЗ АОП (например: дети с нарушением интеллекта) из-за тяжести нарушений развития, подтвержденных в установленном порядке ПМПК, результаты освоения АОП определяются для конкретных детей с акцентом на социальную адаптацию и социальное развитие воспитанников.
Освоение АОП различными категориями детей с ОВЗ, в том числе с: | Социально- коммуникативное развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Художественно- эстетическое развитие | Физическое развитие |
- нарушениями слуха
| Затруднено | Затруднено | Затруднено | В пределах нормы | В пределах нормы |
- нарушениями зрения
| В пределах нормы | В пределах нормы | Затруднено | Затруднено | Затруднено |
- нарушениями речи | В пределах нормы или затруднено (у детей с заиканием, тяжелыми нарушениями речи)
| Затруднено | В пределах нормы | В пределах нормы | В пределах нормы |
- нарушениями ОДА | В пределах нормы | В пределах нормы или затруднено (у детей с дизартрией)
| В пределах нормы | Затруднено | Затруднено |
- нарушениями интеллекта | Затруднено освоение всего содержания АОП либо освоение АОП невозможно; необходимо осуществление социальной адаптации (для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта)
| ||||
- ЗПР | В пределах Нормы
| Затруднено | Затруднено | В пределах нормы | В пределах нормы |
-расстройствами аутичного стектра | Затруднено | Затруднено | В пределах нормы | В пределах нормы | В пределах нормы |
-множественными нарушениями развития |
Затруднено |
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
В данном пункте добавляются коррекционные задачи по каждой образовательной области. Каждая образовательная область дополняется и прописывается конкретно для определенной категории детей с ОВЗ.
Данный раздел оптимально представлен в основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» (стр. 109-118), размещенной на официальном сайте Министерства образования и науки РФ ФГАО «Федеральный институт развития образования» (http://www.firo.ru/?page_id=11684)
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации АОП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Прописывается педагогами и педагогом-психологом ДОУ.
2.3 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Выдержка из ФГОС ДО: «Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития».
2.3.1 Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
В ДОУ должны быть созданы специальные условия (материально-технические, программно-методические и кадровые) для получения образования детьми с ………… (указать категорию нарушений) с оказанием им квалифицированной коррекционно-педагогической поддержки.
Коррекционная работа организована для детей с ……(указать) … возраста.
Профессиональная коррекция нарушений – это планируемый и особым образом организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные положения:
- коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
- содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития дошкольников с ОВЗ.
2.3.2 Механизмы адаптации ООП ДО для детей с ОВЗ
Для детей с ……………… (конкретно) осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования …. (название).
Для адаптации основной образовательной программы дошкольного образования для категории детей с ОВЗ вносятся изменения и дополнения:
- В целевой раздел (в части определения цели и задач, принципов реализации АОП, описания планируемых результатов освоения АОП и др.), содержательный раздел (в части определения задач психолого-педагогической и коррекционной работы, используемых программ и методик), организационный раздел АОП (в части определения режима дня, описания материально-технического обеспечения, предметно-развивающей среды).
- Включение дополнения в содержательный раздел АОП, а именно включение описания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений.
2.3.3 Использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов
В ДОУ реализуется адаптированная образовательная программа для детей с ………….. (указать).
Адаптированная образовательная программа составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования и вариативной образовательной программы «………….» (название программы, авторы) и методических рекомендаций …………… (указать каких).
Методы реализации АОП
Отбор методов для реализации АОП будет обусловлен характером образовательных потребностей детей с ОВЗ. В качестве общих специфических моментов можно выделить следующие:
- на первых этапах реализации АОП с детьми с ОВЗ целесообразно опираться на все виды наглядных методов (кроме детей с ОВЗ по зрению);
- наиболее эффективным при реализации АОП является сочетание наглядных и практических методов;
- помимо традиционных методов реализации АОП, эффективным способом помощи всем категориям детей с ОВЗ является метод арт-терапии (помощь средствами искусства);
-возможности словесных методов (беседы, рассказа, разъяснения и т.д.) на начальных этапах имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, бедности социального опыта большинства детей с ОВЗ;
- с учетом особенностей детей с ОВЗ необходимо применять методы контроля и самоконтроля реализации АОП.
В тех случаях, когда АОП не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, должны составляться индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
Осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ в ДОУ ведется в соответствии с направлениями коррекционной работы.
Данные направления отражают ее основное содержание:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ДОУ.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ОВЗ;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
-обследование уровня актуального развития, определение зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;
- выявление трудностей, возникающих у ребенка по мере освоения ООП ДО;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; - анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях ДОУ (создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого, социального и личностного развития детей; проведение индивидуально направленной коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ); способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий воспитанников с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); позволяет подготовить детей с ОВЗ к обучению в школе.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на образовательно-познавательную деятельность воспитанника в динамике образовательного процесса, направленное на формирование предпосылок универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
- снятие симптомов тревожности, снятие психофизического напряжения с помощью элементов игровой терапии.
3.Консультативная работа
обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательных отношений;
- консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с конкретным ребенком;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
4. Информационно-просветительская работа
направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленной на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей).
В ДОУ должна быть создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которая ведет ребенка на протяжении всего периода пребывания в ДОУ. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
- Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников. Проводится на основе традиционных методик и пособий: (перечислить).
- Аналитическая работа (когда и как проводится).
- Организационная работа (создание единого информационного поля ДОУ, ориентированного на всех участников образовательных отношений - проведение педагогических советов, обучающих семинаров с педагогами и родителями) (примерные сроки проведения, как регулярно).
- Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
- Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
- Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы с детьми).
2.3.4 Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для детей с ОВЗ
Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОУ реализуется в непосредственно образовательной деятельности и имеет сюжетно-тематический, проблемно-поисковый, интегрированный принцип построения образовательной деятельности.
Приложение …… (Календарно-тематический план работы).
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы воспитателя и специалистов сопровождения в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребёнка в соответствии с его возможностями, строятся на основе оценки достижений ребёнка и определения зоны его ближайшего развития. Количество, продолжительность, содержание и формы организации таких занятий определяются с учётом:
-категории детей с ОВЗ, степени выраженности нарушений развития, возраста детей;
-требований СанПиН;
-рекомендаций специальных образовательных программ.
Групповые и подгрупповые занятия с детьми с ОВЗ могут содействовать решению как образовательных, так и коррекционно-развивающих задач. Решение образовательных задач по реализации АОП с квалифицированной коррекцией нарушений в развитии осуществляется как воспитателем группы, так и специалистом.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяются в соответствии с рекомендациями специальных образовательных программ для каждой категории детей с ОВЗ. В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ лежат комплексно-тематический и концентрический принципы. Комплексно-тематический принцип предполагает выбор смысловой темы, раскрытие которой осуществляется в разных видах деятельности. Выбор темы определяется рядом факторов: сезонностью, социальной и личностной значимостью, интересами и потребностями детей в группе.
Одно из важных условий реализации комплексно-тематического принципа — концентрированное изучение темы, обеспечивающего «повторение без повторения» образовательной деятельности — формирование у детей широкого спектра первичных представлений и приобретение ими соответствующего опыта деятельности. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
Обязательным условием развития дошкольников с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что формирует социальные навыки общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты.
Педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны всей группе и каждому из воспитанников группы. Педагог должен создавать условия, в которых ребёнок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Все виды деятельности детей при организации непосредственно образовательной деятельности должны выбираться с учётом индивидуальных программ коррекции.
2.4. Особенности образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Пункты 2.4, 2.5, 2.6 разрабатываются педагогами ДОУ и педагогом психологом.
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического и информационного обеспечения АОП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-технические условия реализации АОП должны обеспечивать соблюдение:
-санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учётом потребностей детей с ОВЗ в ДОУ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
-возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ к объектам инфраструктуры ДОУ;
-санитарно- и социально-бытовых условий с учётом потребностей детей с ОВЗ (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены; наличие адекватно оборудованного пространства ДОУ, рабочего места ребёнка и т. д.);
-пожарной и электробезопасности в соответствии с потребностями детей с ОВЗ;
-создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
В него включают:
- Описание обеспеченности методическими материалами: перечень УМК, необходимых для реализации АОП и имеющихся в ДОУ.
- Перечень средств обучения и воспитания: приборы, инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Можно оформить в виде таблицы.
Перечень УМК
Наименование литературы | Автор(ы) | Издательство | Год издания |
|
|
|
|
Перечень средств обучения и воспитания.
Разделы коррекционной работы | Средства обучения и воспитания |
|
|
3.2. Режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.3. Учебный план.
3.4. Календарный учебный график.
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 разрабатывается педагогами ДОУ и педагогом психологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...