Роль игры в развитии алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)
В настоящее время много говорится о необходимости нового типа образовательного результата, ориентированного на решение реальных жизненных задач. Под этим понимается личность, которая обладает набором ключевых компетенций или общеучебных умений, в том числе и сформированным интеллектуальным аппаратом. Последний, кроме всего прочего, включает развитые алгомитрические способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igr_v_razvitii_algoritmicheskih_sposobnostey.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в развитии алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время много говорится о необходимости нового типа образовательного результата, ориентированного на решение реальных жизненных задач. Под этим понимается личность, которая обладает набором ключевых компетенций или общеучебных умений, в том числе и сформированным интеллектуальным аппаратом. Последний, кроме всего прочего, включает развитые алгомитрические способности.
Так что же такое алгоритм? Под алгоритмом обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определённой последовательности элементов операций для решения любой из задач, или выполнение по правилам, по плану. К числу алгоритмов не относятся правила что-либо запрещающие. Например, « Посторонним вход воспрещён», «Въезд воспрещён». А вот такие правила, как « Уходя, гасите свет», « Идти слева, стоять справа» ( на эскалаторе), уже алгоритмы, хотя и простейшие.
Различают три вида алгоритмов. Первый – линейный, когда последовательность действий выполняется в строго определенном порядке, однократно. Разветвляющийся алгоритм характеризуется тем, что существует условие, которое необходимо проверить, и если оно выполняется, то исполняется одна последовательность шагов, если нет, то другая. Циклический алгоритм содержит часть действий, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие.
Алгоритмические способности дошкольников - это способность планировать свои действия, работать по правилу, образцу, понимать, исполнять, применять и составлять алгоритмы, анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата, переносить усвоенные способы действий, алгоритмы в новые ситуации, описывать их понятным другим людям языком и средствами. Структуру алгоритмических умений детей дошкольного возраста составляют пять компонентов - процессуальный, личностный, регулятивный, коммуникативный и творческий (Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова) . Процессуальный компонент отвечает за изучение свойств, видов, способов записи алгоритмов, за их исполнение и составление. Личностный компонент направлен на осознание значимости новых знаний или способов деятельности. Регулятивный - способствует формированию умения планировать, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативный - развивает умения у дошкольников, взаимодействовать со взрослыми и между собой в процессе алгоритмической деятельности. Творческий - обусловливает перенос полученных алгоритмических знаний в новые, нестандартные ситуации.
Игр-проблемы, способствуют формированию умения планировать свои действия, исполнять линейные алгоритмы через разрешение проблемной ситуации, осознание которой вызывает у детей необходимость строгого выполнения определенной последовательности действий. Игры-проблемы по форме предъявления информации делятся на игры-сказки с диалогом между персонажами, ролевые игры и игры-путешествия.
Приведу пример игры-путешествия. Игра «Поездка в автобусе». Воспитатель объясняет детям цель игры и правила: «Вам нужно проехать на автобусе. Представьте себе, что вы уже школьники и вам нужно платить за проезд. Я - кондуктор». Затем воспитатель уточняет: «Цель игры - покупка билета для проезда в автобусе». Педагог осуществляет проверку: все ли дети запомнили и понимают цель игры. Демонстрирует последовательность предстоящих действий детей: автобус остановился, дверь открылась, ребенок должен зайти внутрь и в строгой последовательности выполнить алгоритм покупки билета (протянуть деньги, взять билет, поблагодарить). Воспитатель показывает алгоритм еще раз и проговаривает этот алгоритм (в качестве подсказки воспитатель может прикрепить на доску карточки с действиями алгоритма). Детям дается установка на запоминание последовательности действий. Следует также учить детей сопровождать свои действия речью. Тот ребенок, который нарушит алгоритм, будет высажен из автобуса. Выигрывают те дети, которые останутся внутри автобуса.
Проверка запоминания алгоритма может осуществляться разными способами: дети показывают последовательность названных воспитателем действий (одевания, умывания, поливки цветов, кормления рыбок и т.п.), либо воспитатель готовит карточки с нарисованными действиями, раскладывает их в произвольном порядке, а дети должны восстановить порядок действий. Каждый выполненный алгоритм воспитатель оценивает, отслеживает, была ли достигнута поставленная цель.
Основными средствами формирования умения составлять алгоритмы выступают игры с неполным составом действия: игры с пропуском шагов, продолжи последовательность, определи, что было вначале, вставь недостающее действие (этап), игры с карточками, отражающими последовательность действий, решение или выполнение которых основано на логических рассуждениях дошкольников и воспитателя с целью получения последовательности, мелких, элементарных шагов, известных ребенку, для достижения требуемого в игре результата.
Например, в игре «Мойдодыр», где дети составляют алгоритм чистки зубов, воспитатель использует карточки из алгоритма, выясняет в какой последовательности их нужно прикрепить на доску, чтобы ребенок смог почисть зубы. Затем, попросив детей закрыть глаза, он меняет две карточки местами, чтобы у ребенка не получилось почистить зубы, и просит какого-либо из детей выполнить алгоритм. Кто первый нашел ошибку и правильно поменял местами карточки на доске, тот и выиграл.
Примером игры с неполным составом действий является игра «Научи робота кушать». Робот - это персонаж, которому дети сообщают команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы достичь результата, нужен правильный порядок действий.
Диалог ребенка и робота:
- У меня заканчивается энергия, если меня не подзарядить, то я выключусь и не смогу вам передать подарок от бабушки.
- Как тебя зарядить?
- Дайте мне, пожалуйста, поесть.
- Съешь банан.
- А как его едят? Помогите мне ребята!
В процессе игры дети под руководством воспитателя создают алгоритм, сообщают роботу команды «поедания банана», а «робот» их исполняет: первая команда: «Возьми банан», вторая «Съешь его». (Как вы думаете, смог ли подзарядиться робот? Почему он так и не передал бабушкин подарок? Помогите роботу все же съесть банан).
- Знаю, робот не смог съесть банан с кожурой, мы пропустили действие: «Очисти банан».
- «А может сначала помыть банан, а потом уже почистить?». Определились первые команды алгоритма. Затем робот показывает и говорит, что не знает, куда убрать кожуру. Дети советуют выбросить, робот бросает ее на пол. Дети исправляются:
- Выброси кожуру в мусорное ведро.
Получаем алгоритм деятельности «Подзарядка робота»: 1. Возьми банан из мешка. 2. Помой его. 3. Вытри руки. 4. Очисти. 5. Съешь.
6. Выброси кожуру в мусорное ведро. 7. Конец. Робот сообщает, что последней командой всегда должна быть команда «Конец», иначе он съест еще один банан, а затем еще и еще, и будет есть, пока дети его не остановят.
Результатом игр является развитие алгомитрических способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Пробуждение интереса к изобразительной деятельности у детей,способствует использьзованию нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинографии....
Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Словесные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В материале представлены словесные дидактические игры, котрые помогут сформировать у детей интерес и желание творить....
Консультация для родителей "Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти прос...
Роль конструирования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Происходящие в обществе преобразования порождают новые требования для развития дошкольников в дошкольных образовательных организациях. Одним из них является развитие творческих способностей у дошкольн...
Роль сказки в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Сказка - это благодатный инструмент, который не только развивает воображение, а оказывает влияние на личность ребенка целиком. Сказка откладывает эмоциональный отпечаток на ребенка, учит его соп...
«Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» 07.02.2024 г.
laquo;Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является...