Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ"
презентация
Необходимым условием реализации ФГОС является психологическое сопровождение образовательного процесса. ФГОС дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных различными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_obrazovatelnogo_protsessa.ppt | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: * сопровождение родительства; * сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т. д.); * сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; * сопровождение детско-родительских отношений и т. д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.
В основу психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы: принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста; принцип гуманистичности , предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях, методов психологического взаимодействия; принцип превентивности (обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций); принцип научности ; принцип комплексности (соорганизация различных специалистов, всех участников образовательной деятельности в решении задач психолого-педагогического сопровождения); принцип «на стороне ребенка» (во главу угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательной деятельности); принцип активной позиции ребенка ; принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность; принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психолого-педагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Основные виды деятельности психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в ходе реализации ФГОС ДО: 1) сопровождение детей: диагностика уровня актуального развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем в формировании познавательной и эмоционально-личностной сфер (с согласия родителей (законных представителей)); коррекционно-развивающая работа; сохранение и укрепление психологического здоровья, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. 2) сопровождение педагогов, реализующих ФГОС ДО: консультативная работа по вопросам организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО; психолого-педагогическая поддержка педагогов, реализующих ФГОС ДО. 3) сопровождение родителей (законных представителей): проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и развития детей.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения Подготовительный Ориентировочный (диагностический) Планирование психолого-педагогической деятельности Реализация программы Деятельностный Заключительный Рефлексивный
Направления деятельности Психодиагностическое сопровождение Коррекционно-развивающее сопровождение Консультационное сопровождение Психопрофилактическое сопровождение Психологическое просвещение
Диагностическое направление Задачи: Оценивать достижения планируемых результатов освоения ООП. Отслеживать динамику развития детей в процессе коррекционно-развивающей работы в МБДОУ Предоставлять психологическую информацию, необходимую для принятия педагогами и администрацией образовательного учреждения решения о содержании дальнейшей образовательной деятельности. Изучать особенности психологического климата в педагогическом коллективе и уровень профессионального выгорания педагогов.
Коррекционно-развивающее направление Данное направление психолого-педагогического сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС ДО ориентировано на создание системы комплексной помощи детям с учётом их индивидуально-личностных особенностей. Задачи: Осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с учетом их психофизиологического развития и индивидуальных особенностей. Определять специфику организации образовательной деятельности для одарённых детей, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья (в рамках городской ПМПК).
Профилактическое направление Задачи : Способствовать успешной адаптации детей в ДОУ. Формировать у детей, педагогов, родителей (законных представителей) общую психологическую культуру. Оказывать индивидуальную помощь в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер ребёнка. Основные виды деятельности: профилактика дезадаптации детей к ДОУ; психологическая подготовка детей к обучению в школе; охрана и укрепление психологического здоровья детей; профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов.
Консультативное направление Задачи: Организовывать методическую помощь педагогам ДОУ по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО. Обеспечивать оказание консультативной помощи всем участникам образовательных отношений.
Психологическое просвещение Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ Деловая игра Тренинг Педагогический мост Педагогический КВН Мозговой штурм Решение педагогических задач Круглый стол Дискуссия Педагогический ринг Педагогический диалог Семинар / семинар-практикум Аквариум Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская Коучинг-сессия
Цель психологического про свещ ения родителей – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей. Психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога-психолога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии ключевых родительских компетенций.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Родительский клуб Родительский университет Родительская конференция Родительские собрания Родительские вечера Родительский тренинг Дискуссии «Душевный разговор» Мастер-класс Ток-шоу «Есть мнение» Круглый стол «Ящик предложений» Интервью / анкетирование Информационные стенды Тематические консультации (групповые/индивидуальные)
Приоритетные направления в психолого-педагогическом сопровождении: психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка; максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка; профилактическая и пропедевтическая работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства; внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний; обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми; подготовка детей к новой социальной ситуации развития; изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления; оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности; содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей; участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности
Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повы...
Программно - методическое сопровождение образовательного процесса , на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы," Подвижные и дидактические игры для знакомства детей с правилами дорожного движения"
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошколь...
Программно - методическое сопровождения образовательного процесса, разработана по ФГОС на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» "Игры, направленные на развитие умений ориентироваться на плоскости"
Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от...
Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в образовательной системе были введены основные принципы дошкольного образования,...
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Современные дошкольные образовательные организации должны занять свою образовательную нишу, сохраняя при этом самобытность дошкольного детства. Детский сад на селе должен создавать равные условия для ...
«Кабинет педагога-психолога образовательной организации, как эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Презентация опыта работы с детьми в кавбинете педагога-психолога...