Рекомендации по поддержанию и развитию творческого воображения у старших дошкольников.
консультация (старшая группа)
Рекомендации по поддержанию и развитию творческого воображения у старших дошкольников
В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, которые имеют в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, которые в будущем помогут детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих возникающих спонтанно идей и образов, в том, что самостоятельные поиски и пробы являются важным и достойным уважения процессом, полезным для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к окружающему миру. К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям воспитателя можно отнести следующие рекомендации:
- Поощрять самостоятельные мысли и действия дошкольника, если они не причиняют явного вреда окружающим.
- Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему.
- Уважать точку зрения ребенкаа, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением.
- Предлагать воспитанникам больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий.
- Безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами.
- Не высмеивать необычные образы, слова или движения воспитанника, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно осуществлять поиск.
- Иногда творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса.
- Не навязывать собственную программу действий и образов, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и подстроиться под нее.
- Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам.
- Развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая различные интересные задания.
- Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад № 188»
Рекомендации по поддержанию и развитию творческого воображения у старших дошкольников
Подготовил:
воспитатель ВКК
Максимова Наталья Васильевна
МБДОУ «ЦРР-детский сад № 188»
Рекомендации по поддержанию и развитию творческого воображения у старших дошкольников
В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, которые имеют в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, которые в будущем помогут детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих возникающих спонтанно идей и образов, в том, что самостоятельные поиски и пробы являются важным и достойным уважения процессом, полезным для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к окружающему миру. К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям воспитателя можно отнести следующие рекомендации:
- Поощрять самостоятельные мысли и действия дошкольника, если они не причиняют явного вреда окружающим.
- Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему.
- Уважать точку зрения ребенкаа, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением.
- Предлагать воспитанникам больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий.
- Безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами.
- Не высмеивать необычные образы, слова или движения воспитанника, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно осуществлять поиск.
- Иногда творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса.
- Не навязывать собственную программу действий и образов, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и подстроиться под нее.
- Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам.
- Развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая различные интересные задания.
- Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
Среда развития ребенка в детском саду является важным компонентом образовательного пространства. Непременное условие построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между всеми участниками, которая реализует ряд принципов при развитии творческого воображения дошкольников.
Уважение интересов и потребностей предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:
– разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
– включение в нее максимального количества предметов «взрослого» обихода;
– предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием»);
– резервирование свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);
– возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;
– определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов «на уровне» ребенка;
– оптимизация универсальности предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;
– учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового.
Педагогические условия построения развивающей среды в дошкольном учреждении:
- Уважать мнение и личностную позицию, создавая атмосферу личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как признание личности ребенка, понимание его внутреннего мира, принятие способности взрослого стать на его позицию и др. Этот принцип находит свое отражение в следующих идеях:
– невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается за помощью или не вступает в контакт;
– создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, каков он есть;
– отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка;
– представление о том, что у детей есть права и обязанности, которые никто не в праве нарушить.
- Активное проявление в различных видах деятельности. Среда в дошкольном образовательном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, чувств, эмоций. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для осуществления разнообразной по форме и интенсивности подвижной деятельности, побуждая ребенка к двигательной активности. Предметно-пространственная среда в детском саду должна обеспечивать возможности создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволит воспитанникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу.
- Проявление познавательной, художественной, двигательной активности ребенка, основанной на формирующихся потребностях растущей личности. Потребность – состояние любого живого существа, которое выражает его зависимость от конкретных условий существования и выступает источником активности.
- Многообразие детских потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Специфичные для дошколят виды деятельности, такие как общение, предметная и художественная деятельность, игровая, трудовая, обучение, содержат в себе богатый воспитательный потенциал.
- Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагоги стимулируют адекватную данному периоду детства творческую активность. Среди разнообразных способов стимулирования последней, можно выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте:
– обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;
– поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;
– создание условий для реализации творческих идей на практике;
– использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;
– использование личного примера творческого решения проблем;
– создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей.
- Учет возрастных особенностей, который подразумевает выявление специфических признаков в содержании развивающей предметно-пространственной среды и отличительных признаков в ее организации. Так, для детей 3-го года жизни необходимо достаточно большое и освобожденное пространство. Они особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75-100 см от пола и сам пол.
Для детей 4-го года жизни важны сюжетно-ролевые игры с ярко выраженными функциональными особенностями атрибутов. Важно наполнять предметную среду динамичной игрушкой, у которой что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться и т. д. Достаточно большой объем составляют предметы и атрибуты, обозначающие внешние знаковые роли: рули, шлемы, бинокли, кухонная утварь.
На 5-м году жизни активно развивается потребность в игре и в общении со сверстниками, что требует перестройки развивающей среды, создания рекреаций, ниш для уединения малых групп, конструирования своего игрового мира в пределах замкнутого пространства. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием используют места уединения, рассчитанные на микро-группу из двух-трех детей.
Для дошкольников 5-7 лет свойственны режиссерские игры с комбинированными сюжетами, следовательно, актуальным становится моделирование полифункционального пространства (театрально-музыкальный и литературный уголки), создание многоуровневых игровых комплексов с целью развития познавательных, игровых, двигательных, коммуникативных, творческих и иных потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности.
Проблема воспитания для современного общества является одной из актуальных проблем. Воспитание полноценного человека ставится во главе всех ценностей, так как только полноценный гражданин может принес...
Консультация для родителей "Развитие творческого воображения у старших дошкольников"
Сегодня, в эпоху огромнейшего многообразия игрушек, компьютерных игр встала проблема с развитием воображения у детей. А ведь это важное свойство психики. Родителей в основном волнует два в...
Проект: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками»
Представлен опыт работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками...
Презентация проекта " Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками"
В презентации представлен опыт педагога по развитию творческого воображения у дошкольниколв в процессе работы над сказками....
Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе музыкально - игровой деятельности
Данная консультация поможет воспитателям ДОУ развивать творческое воображение старших дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности в группах....
Педагогический проект на тему: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры»
Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующ...