Картотека игр по ТРИЗ
картотека (старшая группа)
Игры с логическим уклоном помогают развить интеллектуальные навыки детей и при этом сделать это легко и непринкужденно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_triz.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
- Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
- Игра «Дорисуй»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
- «Числовая да-нет-ка»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход:
На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше3?
Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
4. Игра «Один-много»
Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»
Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).
-Чего в расческе много? (зубчиков)
Аналогично: -коробка стол
-книга дерево
-ковер дом
-клубок цветок
-морковь дом
5. Игра «Что (кто) это такое может быть?»
Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.
Например: - Что может быть и горячим и холодным одновременно.
(утюг, чайник, плита).
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
6. Игра «Что будет, если убрать часть…»
Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части
Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например,: -У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?
7. Игра «Кто кем будет»
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета
Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:
- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
8. Игра «Кто кем был раньше»
Цель: учить называть прошлое предмета
Ход: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).
9. Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.
Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.
10. Играй «Узнай по описанию»
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.
Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)
- Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).
11. Игра «Изобретатель»
Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.
Ход: 10 картинок предметных.
рассмотреть каждый предмет и его функцию.
«Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.
Затем обсудить функцию нового предмета.
12. Игра «Поезд»
Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.
Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.
Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.
1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).
2 ребенок берет картинку , связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему . (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).
Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.
Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.
Игру можно проводить многократно, меняя картинки.
13. Игра «Почему так произошло?»
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
14. Игра «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход:
- Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое:
Летит колючий крокодил. (снег)
Висит зеленая собака. (слива)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
15. Игра «Я твоя частичка»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).
- листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
- Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).
- экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).
Дети должны назвать не менее 5 систем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по ТРИЗ.
В данной картотеке собраны игры по триз для детей с 3 - 7 лет....
Картотека игр по ТРИЗ-технологии
Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....
Картотека игр по ТРИЗ
Картотека игр по ТРИЗ - технологии для детей от младшей до подготовительной группы. Отлично развивает творческое мышление и воображение....
Картотека игр по ТРИЗ
Картотека игр по ТРИЗУ поможет педагогам развить внутренний мир ребёнка без каких-либо трудностей....
Картотека игр по ТРИЗ
Игры учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению....
Картотека игр по ТРИЗ экологического содержания
Вашему вниманию предоставляю игры по ТРИЗ экологического содержания. Эти игры помогут дошкольникам расширить, систематизировать, закрепить знания по экологии, развить логическое внимание....
КАРТОТЕКА ИГР ПО ТРИЗУ
Триз - творческое решение изобретательских задач, область знаний, исследующая механизмы, развития технических систем с целью создания проектных методов, решения изобретательских задач.Пусть вас не сму...