"Зима" Январь
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематический план образовательной работы с детьми в старшей группе
на ЯНВАРЬ по теме «Зимушка-зима!»
ИТОГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Выпуск книги «Зимушка-зима!» (сказки, загадки, небылицы) – детское речетворчество
Организация выставки поделок
Направле-ния развития | Познавательно-речевое развитие | Социально-речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||||
Образовательные области | Познание | Коммуникация | Чтение художественной литературы | Безопас-ность | Труд | Социализация | Художественное творчество | Музыка | Физическая культура | Здоровье |
Виды совместной деятельности | Рассказ воспитателя с обсуждением ●"Почему идёт снег" ● «Метель , вьюга, поземка» ● «Растут ли деревья зимой?» ● «Где снег круглый год?» Беседа ● «Когда бывает пар?» ● «Январь – середина года» ● «Пар - это вода?» ● «Снег – хорошо или плохо?» ● «Почему говорят: много снега – много хлеба?» Проблемная ситуация ● «Слепим снеговика» ● «Когда это бывает?» Наблюдение с обсуждением ● «Какой снег, лед?» ● Снег и ветер: метель, вьюга, поземка ● Узор на окнах ● Образование сосулек ● Получаем талую воду ● Замораживаем воду ● Птицы на участке Викторина «Зимний лес» Экспериментиро- вание ● «Защитные свойства снега» ● «Почему снег скрипит?» ● «Что тяжелее – снег или земля?» Рассматривание и чтение энциклопедии о природе, животных, птицах в зимний период, Арктике и Антарктике Веселая математика Развивающие игры, проблемные ситуации по ФЭМП Конструирование (на основе решения поисково - творческой задачи: «Какой материал выбрать?) « Кормушка для птиц» Создание альбома «В январе, в январе….» | Интервьюирование ● «Синоптики сообщают – за окном январь, сыплет снег и стелет шаль» ● «Зима в городе» Беседа ● «Почему говорят – Мороз - красный нос?» ● «За что мы любим зиму?» Составление описательного рассказа по картине Д. Александрова «Зимняя сказка» Составление рассказов «В зимнем лесу» Отгадывание загадок о зимних явлениях, животных. Сочинение стихов, небылиц и загадок о зимних явлениях, природе. Сочинение концовки к сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» Моделирова- ние ситуации ● «Если б я был дед Мороз…»; ● «Если б не было зимы…» Свободное общение ● «Мое любимое время года» ● «Какие бывают снежинки» ● «Что я знаю о севере» Литературная викторина «Зима в стихах»
| Чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» (Январь); сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; С. Григорьев «Я спас Деда Мороза» Стихотворе –ний С. Есенина «Пороша»; К. Бальмонта «Снежинка»; Н. Красильнико-ва «Про снежинку»; В. Архангель-ской «Летят мелкие пушинки»; Н. Красильнико-ва «А я и не заметил» Пересказ Сказка «Мороз, Солнце и Ветерок» Разучивание наизусть Стихотворе-ние И. Суриков «Вот моя деревня»; Считалка «Лепим, лепим мы снежинки» Чтение с последую-щей инсцениров-кой «Рукавичка» украинская сказка | Чтение, беседа, рассмат-ривание иллюст раций на тему «Опасные ситуации зимой». Беседа по зимнему городу (пешеход, тротуар, гололед, и др.) Работа с календа- рем природы
| Наблюде-ние ● за трудом дворника: уборка снега, борьба с гололедом; ● за снегоубо-рочной машиной; Беседа «Зачем убирают снег?» Дидакти-ческая игра: «Кому что нужно для работы?» Дежурство, трудовые поручения Труд на участке ● сооруже-ние из снега горок для кукол, различных построек; ●окапывание деревьев снегом; ●подкормка зимующих птиц. Изготовле-ние ●атрибутов к сюжетно- ролевым играм; ●макет обложки к книге: «Зимушка – зима»; ●ледяных фигурок для украшения участка Ручной труд из природного и бросового материала «Снеговики», «Мы поедим, мы помчимся….» | Сюжетно- ролевая игра ● Путешест-вие на Север; ●Зоопарк / Цирк Дидактичес-кая игра ● «Птичья столовая»; ● «Кто где живет?»; ● «Угадай по описанию» Развиваю-щие интеллекту-альные игры Сложи снежинку (Танграм) Словесная игра ● «Родствен-ники» (Еж родственник медведю, потому что…); ● Зимние слова; ● Что не так; ● Что сначала, что потом?; ● Цепочка слов с опорой (на картинки); ● Кто больше увидит? Строитель-но - конструктивные игры Подвижные игры ● «Мороз - красный нос»; ● «Что висит на елке»; ● «Зима»; ● «Сделай фигуру»; ● «Льдинки»; ● «Нам в любой мороз тепло» и д.р. | Рассматривание репродукций И. Бродского «Зимнее утро»; «Зимний пейзаж», Д. Алекса-ндрова «Зимняя сказка»; И. Шишкина «Зима»; иллюстра-ций книг, открыток и д. р. Рисование с элемен-тами апплика-ции: «Открыва-ем календарь- начинается январь»; «В январе, в январе – много снега во дворе» Апплика-ция с элемента-ми рисования «Заснеженный дом» Апплика-ция сюжетная «Где – то на белом свете…» Лепка «Зимний пейзаж» (пластили-нография); «Снеговик и елка» Изготовление атрибутов и декора-ций к инсцени-ровке | Восприятие музыки/ песенно – игровое и песенно – инструмен-тальное творчество/ музыкаль-но-ритми-ческая деятель-ность тематического характера Пение «Как на тоненький ледок» Слушание П.Чайковский «Зимнее утро» («Детский альбом») | Утренняя гимнасти-ка, двига-тельные упражне-ния, занятия физичес-кой куль-турой тематического характера «Зимушка - зима!» Упражнения для мелкой моторики рук «Погреем-ся», «Мы во двор пошли гулять», «Снегопад» и т.д. | Беседа «Гололед» Ситуатив-ный разговор ● «Почему говорят – «береги нос в большой мороз?»; ● «Почему говорят - «В зимний холод – всякий молод?» |
Создание условий для совместной деятельности детей | Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания (см. образовательную область «Чтение художественной литературы»). Детские энциклопедии о жизни животных, птицах в зимний период, природе, Арктике, Антарктике Уголок для ролевых игр: Различные виды театров для обыгрывания литературных произведений. Зона развивающих интеллектуальных и дидактических игр: «Танграм» со схемами; Лото Уголок природы: Карты наблюдений за природными явлениями, птицами, фотографии зимних пейзажей. Центр продуктивных видов деятельности: Подборка открыток, иллюстраций художников с зимними пейзажами, зимующими птицами, лесными зверями в зимний период др. различных средств рисования Спортивный уголок: Маски, атрибуты для подвижных игр, спортивный инвентарь для ОРУ и ОВД | |||||||||
Взаимодействие с семьей | Создание папки – передвижки: «Детская любознательность в удивительном мире природы», «Знакомим детей с природой» Разработка маршрутов выходного дня : «Прогулка по зимнему парку», «Зоологический музей», «Цирк» Участие в оформлении выставки фотографий: «Зима в нашем городе». |