Методическая разработка на тему:"Современная педагогическая технология МИМИО"
компьютерная программа

Пришлецова Марина Владимировна

Использование интерактивной Доски МИМИО в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mimo_tehnologiya.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Современное образование подразумевает владение и внедрение педагогом в образовательный процесс инновационных разработок, создание авторских передовых технологий.

Современный  ребенок требует других путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, который находит пути решения, поставленной педагогом проблемы,  через игру. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для него  смысл.

Современное  образование должно быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого педагоги  должны создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.

 В дошкольном музыкальном образовании имеют место процессы компьютеризации и  информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.

Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но  и раскрывает перед обучающимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что  всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес  к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного образовательного процесса.

Но каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему  необходимо повышать собственную грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные программы в непосредственно образовательной деятельности. 

 ИКТ- это процесс подготовки и передачи информирования обучаемому, с помощью компьютера. Основной целью педагогических коллективов в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей развитые компетентности и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к познанию.

Организовать образовательный процесс так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом, помогает использование  мультимедийных пособий, которые  могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Поэтому, применение  информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми  заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности.  Мультимедийные презентации - это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию,  аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности (реакцию на действия пользователя).

Использование  ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволяет повысить качество организации образовательного процесса,   а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

  Уже никого не удивляет тот факт, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, а значит и мы, педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования и будет всегда актуальна.

Организация образовательной деятельности по освоению детьми программы с применением ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования и помогает решить ряд задач:

-    улучшается запоминание пройденного материала;

-    усиливается познавательный интерес обучающихся;

-    предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-    несёт в себе образный тип информации;

-    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

-    задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

-    развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий .

-    позволяет сделать музыкальную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию обучения.

-    делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

-    помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

-    позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;

-    активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;

-обогащает методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придаёт ей современный уровень с учётом ФГОС.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально-дидактических игр.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить учащихся с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.

В музыкально – ритмических движениях имеют место красочные презентации, видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений,различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий.  Для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа, может использоваться презентации к различным песням. Работая над качеством исполнения песен, может использоваться видео с записью хорошо поющих детей, профессиональных певцов. Но не стоит забывать о том, что самый главный метод в процессе обучения пению – это качественное исполнение песни самим педагогом!

Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей.

При проведении досугов также можно использовать презентации с различными заданиями, которые так нравятся детям.

При создании мультимедийных пособий могут использоваться следующие компьютерные программы:

-Microsoft Office PowerPoint.

-ProShow Product (программа для создания видео);

-Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);

-Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);

-Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);

-PM Nero6 (программа записи на электронный носитель).

-Mimio Stydio(программа для создания интерактивных пособий)

Очень большие возможности дают интерактивные презентации, созданные в программе Mimio Stydio. Особенно эти презентации подходят для подгрупповой и индивидуальной работы. Программа  Mimio Stydio даёт возможность ребёнку самому производить различные действия. 

Заключение.

Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей. ИКТ непосредственно влияет на развитие творческой личности ребёнка, а именно: развивает мышление, внимание, память, ориентировку на плоскости и в пространстве, зрительно-моторную координацию, восприятие, усидчивость, самоконтроль, способность объективно оценивать свои результаты, воображение, умение самостоятельно решать задачи. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Но не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить педагога они никогда не смогут.

Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально - исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей учащихся. Компьютер в школе позволяет ввести в изучение те музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений  видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.

Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует  сегодняшнему  дню. Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.

Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально – творческого  развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.

 Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа  не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,

  Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо. 


Литература:

  1. Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании».

Учебное пособие для высших учебных  заведений, М. «Академия», 2008.

  1. Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании»   Т. С. Комарова — М., 2011. С.128
  2. «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающее- развивающих программ для дошкольного образования»

Учебно-методическое пособие, Москва,2012

  1. Чайнова Л.Д. «Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде»  Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
  2. «Управление инновационными процессами в ДОУ». – М., Сфера, 2008

 

нформатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Использование мультимедийных технологий на  музыкальных занятиях  дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) обогащает обучающий   материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

ИКТ  в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:

-  Источник  обучающей информации;

-  Наглядное пособие;

- Средство обобщения пройденного материала и проверки усвоенного;

-  Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;

-  Средство подготовки выступлений, развлечений.

        Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. 

 Мультимедийные средства передачи информации подразумевают под собой: звук, графику, текст, видео, организованные в виде единой информационной среды. Дети, опираясь на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические умозаключения, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения. Таким образом, организуется  единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности малышей. 

 Эта форма работы способствует развитию у  детей дошкольного возраста образного мышления, умению  выделять особенности средств выразительности, формировать представления об одном и том же художественном образе в различных видах искусств, привитию эстетического вкуса.

Использование  компьютера для занятий  с дошкольниками имеет широкий спектр возможностей:

-показ тематических презентаций

- видео-иллюстрации для сопровождения музыкальных произведений  при  слушании музыки

- викторины

- тестовые задания

- дидактические игры

-  конкурсы.

Для обучения и проверки усвоения знаний  у детей дошкольного возраста, занятия необходимо проводить в игровой  форме. 

         На вечерах досуга, рекомендуется  просматривать с детьми отрывки из мультфильмов по произведениям. Желательно вместе с детьми обсуждать  образы персонажей, средства музыкальной выразительности.  Для детей среднего и старшего дошкольного возраста демонстрировать презентации по биографии композиторов.

     Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным. 

 С помощью ИКТ реализуются  следующие задачи:

-   развитие музыкальных способностей дошкольников;

-   дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

-   активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

- формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности  в дошкольном детстве, познакомиться с  миром природы, закрепить  представления   о себе, семье, обществе, искусстве.  

 Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для занятий с использованием мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности, желание взрослого разнообразить деятельность детей.

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.

Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда остаётся за живым общением детей с воспитателем, музыкальным руководителем и друг с другом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:  «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Методическая разработка на тему: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольн...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Методическая разработка по теме: "Современные педагогические технологии"

Работа содержит анализ основных идей и практических методов и приемов современных образовательных технологий, способы их использования в дошкольной педагогике...