«Мы помним героев»
проект (средняя группа)

Солонович Елена Николаевна

Цели проекта

Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о городах-героях. Дать представления о геро­ях войны, о том, как народ чтит их память. Сформировать мнение о недопустимости по­вторения войн.

Выработать систему воспитательно-обра­зовательной работы по теме.

Организовать сотрудничество с родителя­ми. Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотичес­ких чувств.

Деятельность старшего вос­питателя.

Консультация «Использование приёмов музейной педагогики при изучении темы «Родная страна».

Тематический контроль «Орга­низация работы по ознакомле­нию дошкольников с социальной действительностью» и деловая игра по теме

 Деятельность воспитателей.

Определение тематики, задач и содержания микропроектов по всем возрастным группам . 

Разработка конспектов занятий и прове­дение с детьми бесед, праздников и досугов по теме.

Подготовка видеоматериалов фрагментов праздников, занятий и игр.

Выявление уровня знаний детей. Оформление выставок и информацион­ных стендов по теме «Слава воинам-победи­телям!» с использованием фото материалов, детских работ, методической и художест­венной литературы.

Создание альбомов и папок: «Дети и вой­на»; «Города-герои в мирное и военное вре­мя», «Герои-барнаульцы» (подборка статей региональной печати о жителях города, уча­ствовавших в Великой Отечественной вой­не, и адаптация текстов для дошкольников).

Оформление Книги Памяти, содержащей рассказы детей и их родителей о членах се­мей - участниках войны,  их героических судьбах. (С приложением копий документов и фотографий.) Проведение с детьми конкурсов чтецов.

Деятельность детей.

Участие в интервью, конкурсах чтецов. Посещение зала Боевой славы в музее школы N55, городских му­зеев и выставочных залов. Конструирова­ние, макетирование и изобразительная дея­тельность, коллекционирование.

Деятельность родителей.

Участие в анкетировании. Содействие педагогам в сборе инфор­мации, оформлении стендов, создании фотовыставок. Беседы с детьми, посещение музеев и выставочных залов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon к 9 мая60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы  помним  героев»

Цели проекта

Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о городах-героях. Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память. Сформировать мнение о недопустимости повторения войн.

Выработать систему воспитательно-образовательной работы по теме.

Организовать сотрудничество с родителями. Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

Деятельность старшего воспитателя.

Консультация «Использование приёмов музейной педагогики при изучении темы «Родная страна».

Тематический контроль «Организация работы по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью» и деловая игра по теме

 Деятельность воспитателей. 

Определение тематики, задач и содержания микропроектов по всем возрастным группам .  

Разработка конспектов занятий и проведение с детьми бесед, праздников и досугов по теме.

Подготовка видеоматериалов фрагментов праздников, занятий и игр.

Выявление уровня знаний детей. Оформление выставок и информационных стендов по теме «Слава воинам-победителям!» с использованием фото материалов, детских работ, методической и художественной литературы.

Создание альбомов и папок: «Дети и война»; «Города-герои в мирное и военное время», «Герои-барнаульцы» (подборка статей региональной печати о жителях города, участвовавших в Великой Отечественной войне, и адаптация текстов для дошкольников).

Оформление Книги Памяти, содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей - участниках войны,  их героических судьбах. (С приложением копий документов и фотографий.) Проведение с детьми конкурсов чтецов.

Деятельность детей.

Участие в интервью, конкурсах чтецов. Посещение зала Боевой славы в музее школы N55, городских музеев и выставочных залов. Конструирование, макетирование и изобразительная деятельность, коллекционирование.

Деятельность родителей.

Участие в анкетировании. Содействие педагогам в сборе информации, оформлении стендов, создании фотовыставок. Беседы с детьми, посещение музеев и выставочных залов.

Результаты работы

Разработаны методические рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с героями Великой Отечественной войны, их подвигами, с жизнью людей в тылу, с традициями празднования Дня Победы.

Подобран и систематизирован литературный и иллюстративный материал по теме. Составлены конспекты занятий, досугов и праздников.

Оформлены выставки детских работ, стенды, альбомы и папки.

Родители приняли участие в реализации и презентации проекта. Для них подготовлены рекомендации: какие книги читать детям; какие экспозиции в музеях доступны пониманию дошкольников.

Формы презентации

Представление мини-проектов в группах (родительские собрания, открытые занятия). Проведение открытого педсовета.

Занятие

«Ордена  и  медали»

(старший дошкольный  возраст).

Цель. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Материал. Сборник рассказов «Дети - герои Великой Отечественной войны». Стенд с фотографиями орденов и медалей. Трафареты и кальки для изготовления муляжей орденов и медалей. Глина или техническое тесто, доска, клеёнка, стека - на каждого ребёнка.

Предварительная работа. Рассматривание боевых наград в семьях воспитанников. Беседы с родителями. Оформление стенда.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов - воинов той далёкой войны.

Ребёнок.

Майский праздник День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Воспитатель.         Сегодня         мы         увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Дети подходят к стенду.)

Зори блещут в орденских лучах,

Солнышками светятся медали.

Нет, нельзя, чтоб в письменных столах

Свет Победы на год запирали.

Не для личной славы вам страна

Выдала награды, не жалея:

Доставайте чаще ордена,

Мир от них становится светлее.         (Л. Сорокина.)

- Как вы думаете, за что человек мог получить орден или медаль?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель читает рассказ «Зина Портнова» из сборника «Дети - герои Великой Отечественной войны».

Воспитатель. За боевые подвиги, проявленное мужество, героизм, преданность Родине Зине Портновой было посмертно присвоено звание «Герой Советского Союза». Посмотрите, как выглядит медаль, которую вручали героям. Пятиконечная золотая звезда с гладкими двугранными лучами на лицевой стороне при помощи ушка и кольца соединена с серебряной прямоугольной колодкой. Вдоль колодки через прорези протянута шёлковая муаровая лента красного цвета. Эта награда присваивалась за совершение геройского подвига. Золотую звезду носят на левой стороне груди над всеми орденами и медалями.

По ходу дальнейшего рассказа дети рассматривают награды.

 - А теперь обратите внимание на эти звёзды - ордена Славы трёх степеней. Этими орденами награждали рядовых и сержантов за личное мужество, храбрость. Внешне орден Славы имеет вид пятиконечной звезды с широкими лучами. В центре звезды - круг. Посмотрите внимательно, что изображено в центре круга? (Спасская башня и Кремлёвская стена в обрамлении лавровых ветвей.) Звёзды на изображении Спасской башни и лента, обвивающая лавровые ветви, покрыты красной эмалью. В верхней части ордена - ушко для крепления с помощью кольца к пятиугольной колодке, обтянутой орденской лентой оранжевого цвета с тремя чёрными полосками. Ордена Славы всех трёх степеней внешне похожи, отличаются они материалами, из которых сделаны: орден Славы третьей степени из серебра, на знаке второй степени центральный круг с рисунками выполнен из золота, знак первой степени золотой.

А эта награда называется орден Победы. 

Он был учреждён одновременно с орденами Славы. Им награждались лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение боевых операций. Орден Победы - самый красивый и большой по размеру военный орден нашей страны. Его звезда выполнена из платины, в лучи вставлены крупные рубины, обрамлённые бриллиантами. В центре звезды - голубой эмалевый круг с изображением Спасской башни, здания Сената и Мавзолея В.И. Ленина в обрамлении лавровой и дубовой ветвей. В нижней части круга - красная эмалевая лента с надписью «Победа», в верхней - надпись «СССР». Они выполнены белыми эмалевыми буквами. Орден крепится к одежде с помощью штифта. Его носят на левой стороне груди. Лента ордена красного цвета с зелеными, синими, бордовыми, голубыми, оранжевыми и черными полосами по краям.

Таких орденов было изготовлено всего 20. Обладателем знака № 1. стал маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Этот орден – символ воинской доблести и полководческого искусства, проявленного на войне.

А вот медали «За отвагу» и  «За боевые заслуги». Рассмотрите их и опишите, как выглядят эти награды.  (Дети описывают медали)

- Как вы думаете, есть ли разница между орденами и медалями?

- Вручались награды только на фронте, или люди, работая в тылу, тоже совершали подвиги?

- Были ли женщины-героини среди защитников Отечества?  (Ответы детей).

- Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми  в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда..

     Война приносит много горя. И хотелось бы, чтобы ордена и медали вручались за созидательный труд на благо всех людей, за достижения в области науки, культуры, образования.

        После окончания беседы дети садятся за столы, где все приготовлено для лепки.

Стеками, по шаблонам дети вырезают детали орденов и медалей, продавливают рисунок. На следующем занятии, после высыхания заготовок, дети раскрашивают муляжи наград. Из готовых работ составляется выстав

Деловая игра для воспитателей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотизм»? Каково значение этого слова?

Слово образовано от греческого «патрис» - «родина». Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины (Словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова).

2. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста (выберите вариант ответа):

  • привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру; приобщить к соблюдению народных традиций;
  • посеять и взрастить в детской душе семена  любви к родной  природе, к истории и культуре  своей страны;
  • формировать элементарные знания  о правах человека, толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

3. Пожалуйста, закончите предложение:

Для того чтобы формирование чувств любви к Родине, гордости за её героев принесло наибольший эффект и пользу в развитии и воспитании детей ...

- достаточно занятий по ознакомлению  с окружающим и социальной действительностью;

- социально-нравственное, патриотическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.

4. Как Вы считаете, кто несёт основ ответственность за социально-нравственное и патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы думаете, какую роль в патриотическом воспитании играет формирование у  детей эмоционального отношения к празднованию Дня Победы?

Праздники связаны с определёнными рядами и ритуалами, в которых закрепляется социальное поведение. Они помогают  людям осознать свою национальную принадлежность.

6. Какую из программ или педагогических  технологий социально-нравст-венного и патриотического воспитания дошкольников используете в работе с детьми? Обоснуй свой выбор.

«Я - человек» (С.А.Козлова); «Я в это удивительном мире» (Е.С Туренская, О.С. Кирилкина); «Ознакомление дошкольников окружающим и социальной действительностью» (методика Н.В. Алёшиной) и т.п.

7. Какие приёмы работы Вы будете использовать при проведении диагностического обследования детей по теме:

• Младший дошкольный возраст - «Русский фольклор».

- Использую «чудесный мешочек» с фигурками героев сказок.

- Предложу продолжить начатую мной сказку.

- Покажу иллюстрацию и попрошу назвать сказку и её героев.

- Предложу рассказать потешку, соответствующую показанной иллюстрации.

• Старший дошкольный возраст - «Борьба русского народа против немецко-фашистских захватчиков».

- Проведу с детьми беседу и предложу ответить на вопросы.

- Подберу иллюстрации и фотографии и попрошу рассказать о том, что на них изображено.

- Проведу дидактическую игру «Узнай, когда это было». Предложу детям выбрать из набора сюжетных картинок (военные действия разных эпох) те, на которых изображены советские солдаты, воюющие против немецко-фашистских захватчиков.

8. Предложите варианты решения задач патриотического воспитания на занятиях по физкультуре, музыке, рисованию, аппликации, конструированию.

9. При подготовке к беседе на тему «Россия - страна, богатая талантами» воспитатель предложил дошкольникам ответить на следующие вопросы:

- Почему говорят, что Россия богата талантами?

- Какими людьми гордится наша Родина?

-  Назовите имена людей, прославивших наше Отечество.

- Расскажите, что вы о них знаете.

- Кем вы хотите стать, когда вырастете?

- Какую пользу вы сможете приносить нашей стране?».

Считаете ли Вы достаточно полным этот вопросник? Какие вопросы, на Ваш взгляд, следовало бы исключить или добавить?

10. Попробуйте составить аналогичный вопросник по темам «Наша армия родная» (младший дошкольный возраст), «Полководцы  и  герои» (старший дошкольный возраст).

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершённых нашим народом в те суровые дни?

   Да.  

   Нет.    

   Затрудняюсь  ответить.

2. Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?

Праздником Великой Победы.

Днём памяти погибших на войне.

Дополнительным выходным.

 

3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?

4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?

 Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей.

Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию.  

Затрудняюсь ответить.

Ваш вариант.

 

5. Имеет ли Ваш ребёнок представление о войне? Из каких источников?

    Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов.

    Нет.

    Затрудняюсь ответить

6. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны? Если да, напишите, кто именно.

7. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

8. Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?  

Конкурс рисунков.

Оформление мини-музея, фотовыставки.

Создание альбома «Наши прадеды - герои», содержащего рассказы детей     о родственниках - участниках войны.