Музыкальные игры и их значение в развитии ребёнка
консультация
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry_i_ih_znachenie_v_razvitii_rebyonka.docx | 56.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные игры и их значение в развитии ребёнка.
Цели и задачи музыкальной игры.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания, и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
1. Коррекционные:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные:
- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
- развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные:
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
4.Воспитательные:
- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной
культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие чувств, эмоций высшего порядка.
5. Развивающие:
- познавательную активность;
- устойчивый интерес к действию;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.
Музыкальные игры на развитие внимания.
Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание — одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.
В старшем дошкольном возрасте внимание у ребенка начинает контролироваться внутренними логическими процессами.
Внимание детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии, очень слабо, в результате чего ребенок не может сосредоточенно слушать задание, часто слышит только его начало или конец. Неорганизованность этих детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим вниманием.
Расстройства внимания проявляются у детей и в двигательной расторможенности (гиперактивности), а также импульсивности поведения. Моторная активность бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки. У детей с СДВ (синдром дефицита внимания) нарушения в двигательной сфере выражаются дискоординацией движений, неразвитым зрительным восприятием, изменением речевого развития, несформированностью мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять целенаправленно дыхание и действия).
Такие дети отвлекаются на любые раздражители, не могут долго сосредоточиться на определенной деятельности и самостоятельно выполнить задание до конца. У них постоянно возникают проблемы в общении со сверстниками, часто не устанавливаются с ними дружеские отношения. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергается в коллективе.
Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т.к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания, и активизация слуховых ощущений.
Согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством средств двигательной активности.
Игры на развитие внимания | ||||||
№
|
Название игры | Задачи ачи | ||||
приоритетная | музыкальная | |||||
1 | Небо, воздух, земля | Переключение слухового внимания, речевой слух, быстрота реакции | Размеренная ходьба | |||
2 | Ножками затопали | Длительность внимания, быстрота реакции на речевой сигнал | Ощущение окончания музыки | |||
3 | За подснежниками | Сосредоточенность внимания, фонематический слух | Ощущение фразировки, метроритма | |||
4 | Козел | Распределение внимания | Притопы одной йогой, ощущение метроритма | |||
5 | Мотылек | Слуховое внимание, наблюдательность, речевой слух | Легкий бег, плавные движения рук | |||
6 | Ветерок | Зрительное и тактильное восприятие | Ощущение начала и окончания музыкального произведения | |||
7 | Поймай снежинку | Длительность внимания | Ладовый слух, ощущение предложений | |||
8 | Птицы | Распределение внимания | Высокий шаг, бег врассыпную | |||
9 | Капельки | Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций | Бег и прыжки на двух ногах | |||
10 | Веселые лягушки | Двигательно-слуховая координация | Танцевальные движения с мячом: бег, прыжки, поскоки | |||
11 | Столяры | Распределение внимания | Ритмизированная речь, дикция | |||
12 | Сорви яблоко | Слуховое внимание | Плавное и отрывистое звучание | |||
13 | Сорока | Наблюдательность, ориентировка в пространстве | Восприятие спокойной музыки | |||
14 | Назови игрушку | Слуховое и зрительное восприятие | Ощущение предложений, фраз. Легкий бег | |||
15 | Сделай наоборот | Наблюдательность | Быстрота движений рук: вверху, внизу, справа, слева | |||
16 | Змейка | Наблюдательность, ориентировка в пространстве | Акцент. Бег змейкой | |||
17 | Пчела | Слуховое внимание, фонематический слух | Плавные движения рук. Легкий бег | |||
18 | А —У | Устойчивость внимания | Автоматизация звуков «А». «У». Вокализ | |||
19 | Курочки и лиса | Слуховое внимание. Речевой слух. Реакция на сигнал | Двигательно-слуховая координация | |||
20 | Поезд | Слуховое внимание | Сольное и хоровое пение | |||
21 | Моем руки | Зрительное восприятие. Координация движений | Метр в размере 2/4. Подвижность кисти | |||
22 | Спор гуся и утенка | Тембровый слух | Выразительности интонации. Хороводный шаг | |||
23 | Петушок заболел | Переключение внимания | Автоматизация звуков «Л», «0» | |||
24 | Составь слово | Фонематический слух | Дикция | |||
25 | Часы | Распределение внимания | Метроритм. Размеренность хлопков | |||
26 | По водицу | Слуховое внимание | Соотношения четвертных и половинных длительностей. Хороводный шаг | |||
27 | Холодно-тепло | Переключение слухового внимания | Сильная, слабая доля в двухдольном размере. Дирижирование | |||
28 | Рисуем квадрат | Наглядно-слуховое внимание | Четырехдольный размер | |||
29 | Рисуем треугольник | Наглядно-действенное внимание | Трехдольный размер, Пластичность рук | |||
30 | Кто быстрее? | Активизация слухового внимания | Бодрый шаг в колонне, шеренге, в кругу | |||
31 | Раз — два! | Устойчивость внимания | Воспроизведение ритма. Пружинки, хлопки, притопы, шлепки | |||
32 | Не зевай! | Переключение слухового внимания | Метрический акцент, Ритмический слух | |||
33 | Раз, два, три, четыре! | Распределение внимания в двигательных реакциях | Сохранение темпа | |||
34 | Раз, два, три! | Переключение внимания. Восприятие и воспроизведение | Плавное и отрывистое звучание | |||
35 | Не опоздай | Наблюдательность Пространственная ориентировка | Динамический слух | |||
36 | Заинька-зайка | Слуховое внимание | Акцент в размере 2/4. Сила голоса. Вокально-слуховая координация | |||
37 | Солнечные зайчики | Вокально-двигательно- слуховая координация | Легкий бег. Игровые, подражательные действия |
1.НЕБО, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ
Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Ход игры. Дети двигаются под марш (по выбору педагога) по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо» — поднимают руки вверх, «Воздух» — руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле четкого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередовании с легким бегом.
2.НОЖКАМИ ЗАТОПАЛИ
Цель. Развивать длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал. Выделять в речи собственные имена существительные.
Ход игры. Под песню «Ножками затопали» (сл. А.Барто, муз. М. Раухвергера) дети шагают по кругу на месте лицом друг к другу с флажками в руках. Ребенок, чье имя пропевается в песне, на окончание музыки поднимает флажок. Игра повторяется с другими детьми.
Ножками затопали,
Зашагали по полу,
………..., не зевай,
Руки поднимай!
3. ЗА ПОДСНЕЖНИКАМИ
Цель. Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематический слух.
Ход игры. Перед игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.
За подснежниками в лес Мы сейчас пойдем. Как кукушечку услышим — Подснежник мы сорвем.
Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни «Я пойду ли, молоденька» дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!» — наклоняются, чтоб сорвать подснежник. Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым — ударом в бубен, треугольник, барабан.
4. КОЗЁЛ
Цель. Учить распределению внимания.
Ход игры. Дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И. Саца одна подгруппа, выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой всеми детьми повторяются слова, напоминающие им о характере образных движений.
Козел сердит, козел молчит, Он копытами стучит, Бородой своей трясет, Никак капусту не найдет.
Чтобы дети сразу активно включились в игру, следует предварительно научить всех ритмично выполнять притопы и покачивания головой. Затем перейти к распределению действий, выполняемых подгруппами одновременно. Игра повторяется со сменой заданий у играющих.
5. МОТЫЛЕК
Вариант первый.
Цель. Развивать слуховое внимание, наблюдательность, речевой слух.
Ход игры. Дети изображают порхающих мотыльков. На слово «Летал» — двигаются легким бегом свободно по залу. На слово «Присел» — дети приседают. Игра проводится под песню «Мотылек», ел. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова. (Музыка в детском саду. Первая младшая группа. М: Музыка, 1990).
Вариант второй.
Цель. Учить ориентироваться в пространстве.
Ход игры. В соответствии с поставленной задачей текст игры изменяется. Дети двигаются легким бегом, приседая на слова «Цветок», «Пенек», «Лужок».
Вариант третий.
Цель. Развивать зрительное восприятие.
Ход игры. На полу раскладываются бумажные цветы синего, красного, желтого цвета. Дети-мотыльки должны быстро найти цвет цветка, о котором поется в песне, и подбежать к ним. Движения ног — мягкие, рук — плавные.
Вариант четвертый.
Цель. Развивать сосредоточенность, устойчивость внимания, творческую инициативу.
Ход игры. Дети ставятся в проблемную ситуацию, когда должны самостоятельно найти правильный способ действия. Суть игры заключается в том, что порядок действий в последовательности изменяется. В тексте возможно пропевание названия одного цвета цветка несколько раз или пропуск какого-нибудь названия цвета цветка. (Игра может проводиться и с раздаточным материалом — карточками, на которых изображается содержание текста).
6. ВЕТЕРОК
Цель. Развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать слуховые, зрительные, тактильные ощущения.
Ход игры. Дети, стоя в кругу, проговаривают текст.
Ветерок к нам прилетел, Поиграть здесь захотел. До кого он долетит, Тот быстрее побежит.
Под музыку Ф. Шуберта «Контрданс» ребенок-ветерок бежит по внешнему кругу. На окончание музыки он останавливается и гладит по плечу близко стоящего к нему товарища. Одновременно остальные дети должны называть его имя. Ветерком становится следующий ребенок, который продолжает игру. Музыка повторяется неоднократно, чтобы все дети участвовали в игре. (Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. 3 изд. М.: Просвещение, 1991).
7. ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ
Вариант первый:
Цель. Развивать длительность внимания, ладовый слух, умение выделять музыкальное предложение.
Ход игры. Под музыку Г. Пахульского «Мечты» дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинки ладошками».
Вариант второй.
Цель. Научить точно выполнять движения то правой, то левой рукой.
Ход игры. Свободно двигаясь, дети ловят снежинки, поднимая руку вверх, перед собой.
Вариант третий.
Цель. Формировать долгий плавный выдох.
Ход игры. Дети изображают, как поймали снежинку, а затем, на окончание музыкального предложения, сдувают ее с ладошек.
Вариант четвертый.
Цель. Развивать двигательно-слуховую координацию. Ход игры. На долгий звук в окончании музыкальных предложений хлопнуть в ладоши над головой.
8. ПТИЦЫ
Цель. Учить распределять внимание.
Ход игры. Участники игры делятся на три подгруппы — вороны, воробьи, ласточки. Каждая подгруппа представляет себя, показывая движения в соответствии с текстом.
Текст. Движения.
Вороны: Дети двигаются в колонне друг за другом,
Мы шагаем по дорожке, выполняя шаг с высоким подниманием колена.
Поднимая выше ножки.
Воробьи: Дети приседают и постукивают пальцами по полу.
Зернышки клюем, сидим,
Да за кошкою следим.
Ласточки: Дети разбегаются врассыпную, плавно
Мы летаем, мы летаем, поднимая и опуская руки через стороны.
Ветер теплый догоняем.
Услышав музыку, дети, исполняющие роли других птиц, двигаются одновременно с «ласточками»: «вороны» — высоким шагом по большому кругу, «воробьи» сидят в центре круга и клюют зернышки, «ласточки» свободно летают по всему пространству, не наталкиваясь на других «птиц».
Игра повторяется три раза, чтобы игроки могли изображать разных птиц.
9. КАПЕЛЬКИ
Цель. Развивать устойчивость внимания и точность выполнения словесной инструкции.
Ход игры. Восемь детей в игре назначаются капельками по порядковому счету, остальные сопровождают их действия ритмичными звукоподражаниями «Кап» на сильную долю двухдольного размера пьесы М. Раухвергера «Дождик». Перед игрой всеми детьми разучивается стихотворение.
Дождь по крыше заплясал, Капельками застучал: Вот одна, а вот другая, Третья, пятая, восьмая.
При знакомстве с содержанием игры и освоении музыкального сопровождения дети-«капельки» выбегают и прыгают на месте в том порядке, как указано в тексте. Дети-«капельки» с порядковыми номерами 1, 2, 3, 5, 8 — двигаются, а с порядковыми номерами 4, 6, 7 — остаются на месте со всеми остальными игроками.
При последующих повторениях игры участники меняются. Звукоподражания могут заменяться хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками, свистульками и др.
10. ВЕСЕЛЫЕ ЛЯГУШКИ
Цель. Развивать быстроту реакции, двигательно-слуховую координацию.
Оборудование. Мячик.
Ход игры. Стоя в кругу и проговаривая рифмованный текст, дети вспоминают характер выполняемых действий.
У болота на опушке Мы, лягушки-хохотушки, Будем с мячиком играть — Бегать, прыгать и скакать.
На музыку «Польки» Л. Абелян ребенок с мячом, стоящий , в центре круга, двигается внутри в противодвижении. Он должен закончить бег с окончанием первого предложения и отдать мяч другому участнику, который стоит напротив него. Этот игрок начинает прыгать с мячом по кругу на второе предложение и, остановившись на окончание музыкальной фразы, передать мяч третьему ребенку. Тот двигается поскоками на третье предложение внутри круга и с окончанием его кладет мяч посредине круга на пол. На четвертое предложение все дети хлопают в ладоши. Кто первым возьмет мяч с окончанием четвертого предложения, тот снова продолжает игру.
11. СТОЛЯРЫ
Цель. Учить детей распределять внимание, развивать ритмизированную речь, четкую дикцию.
Ход игры. Дети стоят в трех колоннах и настраиваются на выполнение имитационных действий, проговаривая ритмизировано текст в двухдольном размере.
Будем дружно мы играть,
Столяров изображать:
И пилить, и строгать,
Гвозди крепко забивать.
Первая колонна имитирует первое действие столяра, вторая — второе, третья — третье. Под ритмичную музыку действия выполняются всеми играющими одновременно, затем порядок играющих в колоннах меняется.
Возможен и второй вариант игры, когда игроки делятся на четыре колонны. Три колонны, как и в первом варианте, выполняют те же действия, а дети четвертой колонны подбадривают остальных, хлопая в ладоши и восклицая весело«Ух!» на сильную долю.
12. СОРВИ ЯБЛОКО
Цель. Развивать слуховое внимание, различать плавное и отрывистое звучание музыки.
Ход игры. Детям предлагается пойти в сад за яблоками.
В сад фруктовый мы пойдем
И корзиночки возьмем,
Будем яблоки срывать
И в корзинку убирать.
Звучит (по выбору педагога) русская народная мелодия,» которая в первой части исполняется плавно, во второй — отрывисто. На плавное звучание дети с воображаемыми корзинками гуляют по саду. На отрывистое звучание — ставят корзинку на землю и ритмично срывают яблоки, кладут в корзинку. Движения руки выполняются на сильную долю такта, наклоны вниз — на слабую долю.
13. СОРОКА
Цель. Развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве.
Оборудование. Корзинка, маленькие игрушки по количеству играющих детей.
Ход игры. Дети становятся свободно. Ребенок, исполняющий роль сороки, держит в руке корзинку с игрушками и говорит:
Я, сорока-белобока, Вам игрушки принесла, Вы свою запоминайте, А потом их спрячу я!
Каждый ребенок достает из корзинки игрушку, запоминает ее и на звучание спокойной музыки кладет обратно в корзинку.
Дети стайкой идут к противоположной стене и стоят с закрытыми глазами. Пока музыка звучит, «сорока» расставляет игрушки по всему залу. С окончанием музыки дети начинают искать свои игрушки и ищут до тех пор, пока «сорока» не скажет:
Лучше, лучше вы ищите и внимательно смотрите. Кто игрушку принесет — Тот играть с детьми начнет. (Кто быстрее всех найдет и игрушку принесет?)
Сорокой становится тот ребенок, который первый найдет свою игрушку
14.НАЗОВИ ИГРУШКУ
Цель. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Оборудование. Стулья и игрушки на каждого ребенка.
Ход игры. На стульях, расставленных по кругу, лежат игрушки. По внешнему кругу стоят дети. Первый ребенок под легкую подвижную музыку (по выбору) бежит мимо детей и с окончанием музыки дотрагивается до того, перед кем остановился. Ребенок, до которого дотронулись, поднимает над головой игрушку, называет ее, ставит на стул и.продолжает игру, обегая круг. Первый играющий становится на место второго ребенка, второй — на место третьего и т. д.
При втором варианте игры действия выполняются на предложения, затем на фразы.
15.СДЕЛАЙ НАОБОРОТ
Цель. Развивать наблюдательность, быстроту движений рук.
Ход игры. Дети строятся в две-три колонны. Взрослый приглашает ребят на игру:
Кто со мной начнет играть, Чтобы ловкость показать, И сноровку, и уменье, И вниманье, и терпенье?
Педагог показывает движения, а дети выполняют противоположные действия. Каждый двигательный элемент соответствует четырехдольному такту ритмичного сопровождения песни А. Журбина «Смешной человечек».
Движения педагога
1т. — Поднять руки вверх.
- т. — Руки вытянуть вперед.
- т. — Руки вдоль тела.
- т. — Руки отвести назад.
- т. — Развести руки в стороны с поворотом направо.
- т. — Развести руки в стороны с поворотом налево.
- т. — Отвести обе руки вправо.
Движения детей
Руки опущены вдоль туловища.
Руки отвести назад, за спину.
Руки поднять вверх.
Руки вытянуть вперед.
Развести руки в стороны с поворотом налево.
Развести руки в стороны с поворотом направо.
Отвести обе руки влево.
16. ЗМЕЙКА
Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.
Ход игры. Ведущий ребенок под плясовую музыку «Чешской народной мелодии» (Ритмика. М.: Просвещение, 1972) бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий — четвертого и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.
17. ПЧЕЛА
Цель. Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Ход игры. Под пение песни «Пчела» (ел. В. Викторова, муз. В. Герчик) в исполнении взрослого дети двигаются в свободном направлении. Услышав звукоподражание «Жу-жу!», дети останавливаются и плавно поднимают и опускают руки, через стороны по два раза, имитируя движения пчелы.
18. А — У!
Цель. Развивать устойчивость внимания, автоматизировать звуки «А» и «У».
Ход игры. На слова взрослого дети разбегаются и прячутся.
По поляне разбежались И в лесу все потерялись. Буду я детей искать, Как же их найти, собрать?
Взрослый поет «А — У!» по звукам затакта мелодичной песни Ю.Чичкова «Спасибо!». Дети отвечают через такт. Когда ритм будет усвоен, тогда дети будут отзываться последовательно друг за другом и вразбивку по жесту и взгляду педагога.
19. КУРОЧКИ И ЛИСА
Цель. Развивать речевой слух, слуховое внимание, учить реагировать на речевой сигнал.
Ход игры. Дети, изображающие курочек, в первом куплете выполняют движения в соответствии с текстом, а «лиса» сидит в стороне. На пение второго куплета «курочки» гуляют под пение «петушка». «Лиса» незаметно подкрадывается. На пение «петушка» «Ку-ка-ре-ку!» — «курочки» убегают от «лисы».
Курочки: Зерна, зернышки клюем,
Воду из ручья мы пьем,
Петушок, не отставай, К нам сюда скорей шагай
Петушок: Я на страже здесь стою,
Во все стороны гляжу.
Как увижу я лису,
Закричу: «Ку-ка-ре-ку!»
Движения
Дети, стоя свободно, наклоняются 4 раза. Дети жестами зовут петушка. Ребенок поднимает и опускает руки через стороны. Ребенок смотрит из-под ладошки. Сильно машет руками и убегает.
20. ПОЕЗД
Цель. Учить распределять слуховое внимание, чередуя индивидуальное и хоровое пение.
Оборудование. Стулья по количеству детей.
Ход игры. Один ребенок выбирается машинистом, остальные исполняют роли пассажиров поезда. Вдоль стены расставлены стулья, на которых сидят игроки. На нечетные такты машинист дает протяжный сигнал «Ту!». На четные — пассажиры поют песню по фразам.
1. Ту-у-у-у,
Вот мы на вокзале.
Ту-у-у-у,
Мы билеты взяли.
2.Ту-у-у-у, Дым густой поднялся. Ту-у-у-у, И гудок раздался.
3.Ту-у-у-у,
Скорый поезд мчится.
Ту-у-у-у,
Быстро, словно птица.
4. Ту-у-у-у,
Звуки нам знакомы.
Ту-у-у-у,
Едем далеко мы.
21. МОЕМ РУКИ
Цель. Развивать зрительное восприятие, координацию движений.
Ход игры. Выполнять движения по показу, согласовывая с текстом.
Вариант первый.
Четко пропевать слова с ударением в двухдольном размере на мотив русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Вариант второй.
Моем, моем, моем руки Чисто, чисто, чисто. Встряхиваем капельки Быстро, быстро, быстро. Руки, руки, руки стали Вот они какие — Белые и мягкие, Чистые такие.
Движения, выполняемые детьми.
Потирание ладошки о ладошку. Встряхивание кисти перед собой. Показ ладошек перед собой. Вращение кистями в разные стороны.
22. СПОР ГУСЯ И УТЕНКА
Цель. Развивать тембровый слух, выразительность интонации.
Ход игры. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На мотив русской народной песни «Как у наших у ворот» дети, взявшись за руки, двигаются по кругу. Два выбранных ребенка — «гусь» и «утенок» — идут в противодвижении, выполняя движения в соответствии с текстом.
Гусь с утенком к речке шли,
Белый камешек нашли,
Стали спорить и кричать,
Кому из них его бы взять.
- Га, га!
- Кря, кря!
Звукоподражания поются одновременно.
Дети останавливаются, водящий должен назвать имена детей, изображающих гуся и утенка.
23. СОСТАВЬ СЛОВО
Цель. Развивать фонематический слух, способность вслушиваться.
Ход игры. Один ребенок уходит в угол, чтоб не слышать задание педагога для других ребят. Оставшиеся дети делятся на две подгруппы. На мотив песни «Песенка друзей», муз. В. Герчик первая подгруппа поет мелодию на слог «Ка», вторая — на слог «Ша», одновременно. Прослушав мелодию, водящий называет слоги и из них составляет слово «Каша». Освоив игру на открытые слоги, можно составлять слова и на закрытые слоги.
24. ЧАСЫ
Цель. Развивать распределение внимания, ощущение метроритма.
Ход игры. Дети стоят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.
Вот часы идут — «Тик-так».
Вот часы бегут — «Тик-так».
Будем дружно мы играть
И часы изображать.
Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый — «Тик!», второй — «Так!». Слог, звук, хлопок соответствуют метрической доле. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не изобразят тиканье асов.
25. ПО ВОДИЦУ
Цель. Развивать слуховое внимание и ощущение соотношений четвертных и половинных длительностей.
Ход игры. Под русскую народную песню «Соловьем залетным» дети двигаются по кругу хороводным шагом, неся на коромыслах ведра с водой. Перед движениями проговаривают текст:
Воду в ведрах мы несем И ни капли не прольем. По дорожке мы шагаем, Как устанем — отдыхаем.
На четверти дети шагают, на половинные длительности в конце фраз приседают.
26. ХОЛОДНО — ТЕПЛО
Цель. Учить переключать слуховое внимание с ощущения сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей в двухдольном размере.
Ход игры. Дети стоят в свободном построении лицом к педагогу. На звучание русской народной песни «Полянка» дети с силой бросают руки вниз в «холодную воду» со словом «Ой» на ударную долю с первого по восьмой такты. На последующие восемь тактов — в «горячую воду» со словом «Ай» поочередно каждой рукой на сильную и слабые доли. Игровая ситуация активизирует детей, когда движения рук заменяются притопами, чтобы изобразить движением «сильные и слабые брызги».
27. РИСУЕМ КВАДРАТ
Цель. Развивать наглядно-слуховое внимание, осваивая четырехдольный размер.
Ход игры. Под ритмичную музыку «Польки» А. 3. Иванова дети рисуют в воздухе квадрат правой рукой на слоги «Ба», «Бо», «Бу», «Би», левой — на слоги «Ва», «Во», «By», «Ви». Затем продолжают рисовать квадрат поочередно каждой рукой на слоги, начинающиеся с других согласных в алфавитном порядке с гласными «А», «О», «У», «И».
28. РИСУЕМ ТРЕУГОЛЬНИК
Цель. Развивать наглядно-действенное внимание, пластичность движений, осваивать трехдольный размер.
Ход игры. Под музыку Л. Абелян «Вальс» дети рисуют палочкой в воздухе треугольник сначала правой рукой, затем левой. Рекомендуется начинать со слогов — «Ма — Мо — Мо», «Ма — My — My», «Ma — Ми — Ми», «Ма — Мэ — Мэ»„ В следующих слогах порядок гласных остается, меняются только согласные звуки [Б], [Л], [К], [П]. Рекомендуем выполнять задание 4—8 раз.
29. КТО БЫСТРЕЕ?
Цель. Активизировать слуховое внимание, развивать быстроту и последовательность действий.
Ход игры. Дети должны запомнить последовательность неожиданных звуковых сигналов и в соответствии с ними выполнить различные построения. Звуковые сигналы могут быть шумовые, музыкальные и речевые.
Чтобы быстрым, ловким стать, Порядок действий надо знать. Сигналы будут помогать, Прошу вас их запоминать.
Под маршевую музыку дети двигаются бодрым шагом в свободном направлении, Сигналы могут раздаваться в начале, середине, конце фразы, предложения или части музыкального произведения на любую ритмическую долю.
На первый сигнал, удар в бубен дети строятся в колонну и маршируют в ней до второго сигнала. На второй сигнал, речевой, слово «Ух!», дети перестраиваются в шеренгу. На третий, шумовой, шелест бумаги, — перестроение в круг лицом друг к другу. На четвертый, музыкальный, звук дудочки, — дети шагают в кругу спиной друг к другу.
30. НЕ ЗЕВАЙ!
Цель. Развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить повторяющийся ритмический рисунок.
Оборудование. Бубны по количеству детей.
Ход игры. Дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» Ан. Александрова педагог называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмичным проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.
31. РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!
Цель. Учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа в двигательных реакциях.
Ход игры. Под музыку «Физкультурного марша» М. Раухвергера дети выполняют статические и динамические движения. На нечетные такты дети двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух на четыре счета: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.
32. РАЗ, ДВА, ТРИ!
Цель. Развивать способность переключать внимание, изменяя характер движения при восприятии плавного и отрывистого звучания музыки.
Ход игры. Дети стоят в парах лицом друг к другу. Звучит «Этюд» Г. Беренса «Соль мажор». На плавное звучание восьмых длительностей дети поднимают соединённые руки через стороны вверх. На отрывистое — хлопают в ладоши на четверти, считая на три счета вслух и опуская руки. Первый хлопок — над головой, второй-третий перед собой.
33. НЕ ОПОЗДАЙ
Цель. Развивать наблюдательность, динамический слух.
Оборудование. Игрушки: мышка, кошка, собачка.
Ход игры. На громкое звучание словацкой народной песни «Гуси-гусочки» дети двигаются легким бегом по всему залу. На тихое звучание — останавливаются, встают лицом к игрушке, которую взрослый держит над головой, и хлопают в ладоши. С окончанием музыки дети убегают на места от мышки. Игра повторяется с другими игрушками. При этом педагог меняет место показа, чтобы побуждать детей искать игрушки глазами.
34. ЗАИНЬКА-ЗАЙКА
Цель. Учить переключению слухового внимания с метрического акцента на ровные длительности восьмых в двухдольном размере.
Оборудование. Деревянные кубики.
Ход игры. Дети стоят по кругу и держат в руках кубики. Пропевая четко текст, выделяют голосом сильные доли каждого двухдольного такта, одновременно ударяя кубиком о кубик. С окончанием фраз нужно спрятать кубики за спину.
Зайка, зайка, заинька Под кустом сидит. Зайка, зайка, заинька Под кустом дрожит.
Зайка, зайка, заинька
Под дождем промок.
Зайка, зайка, заинька
Спрятаться не мог.
35. СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ
Цель. Учить различать музыкальные построения: вступление, запев, припев.
Ход игры. Дети выполняют движения в соответствии с текстом и характером песни «Солнечные зайчики», ел. В. Шумилина, муз. В. Сорокина
Слова Движения
(Вступление).
Однажды явилась Весна в детский сад Дети свободно гуляют по залу. И нам подарила Веселых зайчат.
Припев:
Скачут, скачут по стене Солнечные зайчики. Дети бегают и ладошками Ловят, ловят, ловят их девочки и мальчики. Ловят солнечных зайчиков
(Проигрыш.). Играют зайчата с тех пор у ребят. Дети смотрят на солнце из-
Под ладошки И в клетку зайчата идти не хотят. Дети свободно ходят по залу.
Припев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности дошкольника, её значение в развитии ребёнка.
Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит...
Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»
Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»...
Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»
Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищ...
Мастер-класс на тему:«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»
Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования техноло...
«Игра и её значение для развития ребёнка 4-5 лет»
Игра как метод развития ребенка 4-5 лет, значение игры в жизни ребенка средней группы детского сада....
"Сюжетно – ролевая игра имеет важное значение для развития ребёнка"
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника....
Театрализованные игры и их значение на развитие ребёнка.
Использование театрализованных игр в дошкольном возрасте позволяет всесторонне развивать ребёнка. Это один из видов игр который позволяет ребёнку проживать различные ситуации, более ...