Адаптация ребёнка к школе
консультация (подготовительная группа)
Поступление в школу - трудный и волнительный период для первоклассников и его родителей.
Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется
круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_shkole.docx | 752.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемы родители!
Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье. Давайте же посмотрим, как же помочь ребенку пройти в «Новый этап», преодолев все трудности?
Приятного вам чтения!
Возрастные особенности первоклассника
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.
Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным.
- Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе.
- Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику.
- Он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.
Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже — воспитателей, учителей.
В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.
В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.
Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.
Адаптационный период
Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.
Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями:
- Ему необходимо выполнять множество новых правил,
- Познакомиться с одноклассниками,
- Построить отношения с учителем.
- На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело.
- На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать.
- Приходя из школы, ещё и делать домашние задания. Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.
Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности.
Это проявляется в:
- повышенной утомляемости,
- плохом аппетите,
- головных болях.
- Ребёнок может капризничать,
- часто плакать.
- Возможны частые перепады настроения,
- неверие в свои силы,
- подавленность.
- Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу.
- Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.
Этапы адаптации ребёнка к школе
- Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.
- Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
- Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.
Адаптация или дезадаптация
Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:
- Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
- Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
- Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.
Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.
Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:
- Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
- Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
- Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
- Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
- Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
- Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
- Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.
Чтобы психологически адаптироваться к школе:
- Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
- Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
- Покажите, что вы любите малыша.
- Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
- По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
- Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
- Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
- Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
- Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
- Учитель — непререкаемый авторитет.
- Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
- Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.
Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Условия успешной адаптации ребёнка в школе".
Родители узнают, какие условия необходимы для успешной адаптации ребёнка в школе, особенно в первый год обучения....
Доклад на тему: " Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребёнка к школе"
Выступление на педсовете....
Адаптация ребёнка к школе
АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ШКОЛЕКонечно, главным больным вопросом для родителей является вопрос поступления его ребенка в школу. Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для ...
Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе
Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе Конечно, главным больным вопросом для родителей является вопрос поступления его ребенка в школу. Проблема адаптации первоклассников к школ...
Чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее
Чтобы период адаптации ребёнка прошёл спокойнее...
Адаптация ребёнка к школе
адаптация ребёнка к школе...
Выступление на родительском собрании на тему" Проблемы адаптации ребёнка в школе"
В данном выступлении были расскрыты проблемы адаптации ребёнка к школе, а именно, особенности психофизиологической адаптации и возрастные психологические особенности ребёнка. Родители узнали осн...