ПДД
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель старшей группы Романова Марина Юрьевна
Проект «Добрая дорога детства»
Правила безопасного поведения
Знать и соблюдать должны все без исключения
И только тот в беду не попадет,
Кто сознательный и честный пешеход!
Вид проекта: творческо – информационный.
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице и дороге города.
Задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о безопасном поведении на дорогах.
2. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил.
3. Развивать логическое мышление, умение «просчитывать» различные ситуации, возникающие в дорожном движении
4. Совершенствовать навыки ориентации в пространстве, реакцию, быстроту мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения.
5. Воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
6. Оптимизировать работу с родителями по изучению и закреплению знаний о безопасном поведении с помощью разнообразных методов и приемов.
Обеспечение проекта:
Нормативно – правовое:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Правил дорожного движения.
Комплексные образовательные программы.
Техническое:
Уголок правил безопасного поведения в группе;
Библиотека методической и художественной литературы;
Наглядно – дидактические пособия;
Видеопроектор. Обучающие компьютерные программы по ПДД для дошкольников.
Информационное:
Создание банка данных разработок видов деятельности по правилам безопасного поведения;
Сбор текущей информации;
Организация работы с родителями;
Привлечение к педагогическому процессу и сотрудничеству сотрудников ГИБДД;
Систематическое оформление информационных стендов.
Предполагаемый результат:
1.Совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;
2. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения;
3.Участие родителей группы в организации работы по проекту, желание поделиться с педагогами и детьми своими навыками;
4.Расширение взаимодействия с образовательным учреждением, установление прочных связей с ГИБДД;
5.Совершенствование учебно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
6. Проведение познавательно – игрового мероприятия для детей и родителей «Добрая дорога детства».
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, инспектор ГИБДД
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Актуальность темы
Тема воспитания у детей основ безопасного движения всегда актуальна и жизненно необходима. Данную необходимость диктует сама жизнь. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Любопытство и желание постоянно открывать что – то новое часто ставит ребенка перед реальной опасностью на улице и дороге. Приводят к этому элементарное незнание основ правил безопасного поведения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
В сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами не в полной мере. Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости движения являются одной из причин ДТП. Никого не оставляют равнодушными сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Именно это направило меня на поиск новых, более усовершенствованных подходов в решении вопросов. Сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта, способно создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, просвещение родителей по данной проблеме. Надеюсь, что данная система работы вызовет практический интерес, поможет каждому ребенку полученные теоретические знания во всех видах деятельности пропустить через продуктивную деятельность, и затем реализовать и в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада. А единство требований детского сада и семьи обеспечит безопасность наших детей, сохранит здоровье и жизнь будущего поколения. Изучая правила, не только теоретически, но и практически, дети достигнут положительных результатов в изучении "Дорожной азбуки". И тогда для каждого из нас дорога будет действительно доброй.
Работа над проектом проводиться в несколько этапов, а затем реализуется через активную деятельность всех участников.
Этапы проекта:
Подготовительный (аналитический)
1. Подбор материала по правилам безопасном поведении на дорогах.
2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
3. Просмотр видеоматериала.
4. Знакомство с литературными произведениями.
5. Изготовление дидактических игр.
6. Использование игр.
7. Подбор материала для разработки модуля «безопасного поведения».
Основной (реализация намеченных планов)
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Заключительный (подведение итогов, внесение поправок, в случае нерешенных проблем).
1. «Посвящение детей в пешеходы»
2. Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы»).
3. Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта работы на конференции для педагогов дошкольных учреждений города.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности
Разделы
Виды детской деятельности
Игровая деятельность
1. Сюжетно – ролевые игры: «Автобус», «Пароход», «Перекресток», «Построим новый город», «Служба спасения» и т.д.
2. Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Объясни», «Говорящий знак», «Одень знак», «Дорожные ловушки» и т.д
3. Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Найди знак», «Уроки катания на велосипеде и самокате», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт», «Лодочка», «Самолеты» и т.д.
4. Строительные игры: «Строим мосты», «Автодрайф», «Магистраль» и т.д.
5. Игра – фантазия: «Что не так?», «Все наоборот», «На чем я путешествую?», игровые обучающие задания с использованием видео сюжетов.
6. Ситуация: «Пробка на дороге», «Я перехожу через улицу», «Что было бы, если б исчезли дорожные знаки?», «Мне купили велосипед!», «Кто виноват?», «Мой двор», «В автобусе» - решение логических задач на проекторе.
Речь и речевое развитие
1. Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта».
2.Составление описательного рассказа по картине «Улица нашего села», «Улица не место для игр».
3. Разговор о правилах поведения пассажиров.
4. Составление рассказа по плану: «Моя дорога в детский сад».
Художественная литература
1. Чтение: «Машины на нашей улице» М.Ильин, Е.Сигал; «Моя улица» С.Михалков; «Что я видел?» Б.Житков; «Дядя Степа милиционер», «Скверная история», «Светофор»; С.Михалков;
2.Заучивание стихотворений: «Шагая осторожно…» С.Михалков; «Правил уличных не зная…» С.Маршак; «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», Я.Пишумов.
3.Загадки о транспорте, дорожных знаках, логические задачи о дорожных ловушках.
4.М. Пляцковский «Светофор»; А. Северный «Три чудесных цвета»; О. Бедарев «Если бы…»; Н. Носов «Автомобиль»; В. Головко «Правила движения»; авторские сказки педагога и т.д.
Изобразительная деятельность
1.Рисование: «Наше село», «Перекресток», «Дорожные знаки», «Голубой вагон бежит качается» и т.д.
2.Аппликация нетрадиционными способами: «Знаки на нашей улице», «Паровоз», «Пароход».
3. Конструирование: «Модель самолета», «Наше село», «Автобус» и т.д.
4.Ручной труд: из бросового материала –дорожные знаки, светофор, транспорт и т.д.
Познавательная деятельность
1.Беседы: «Участники дорожного движения», «Зачем нужны дорожные знаки?», «Опасные участки дороги», «Зачем нужны правила пассажирам?», «Какие машины нужны человеку".
2.Целевые прогулки: «К перекрестку», «К пешеходному переходу», «На автобусную остановку», «На детскую площадку», «К ближайшим знакам».
3.Досуг и развлечения: Вечер загадок «Дорожная математика», викторина «Транспортные средства», просмотр видео презентаций «Будь внимательным…», «Не играй на мостовой», драматизация «Одна простая сказка», инсценировка «В гостях у Мальвины», театр на столе «Автомобиль отправляется в путь», театр картинок «Транспортные средства», «Умные знаки», решение ребусов и кросвордов.
4. Просмотр «Обучающих видео роликов и мультфильмов по БДД для детей».
Исследовательская деятельность
1.Наблюдения за пешеходами у пешеходных переходов.
2.Детальное изучение состояние дороги, тротуара под воздействием времени суток, природных и сезонных явлений.
3. Выявление наиболее опасного времени и состояния дороги для её перехода.
4.Отражение наблюдений в разных видах детской деятельности.
Взаимодействие с родителями
1.Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.
2.Анкетирование: «Знает ли ваша семья правила безопасного поведения?».
3.Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок рисунков, фотографий, поделок, составление рассказов.
4.Оформление наглядной информации, папок – передвижек, памяток, листовок.
5. Консультации и индивидуальные беседы: «Грамотные пешеходы».
6. Викторина: "Поможем друзьям и близким не нарушать правила безопасного поведения"
7. Сочинение сказки на тему: "Если бы я был светофором".
8. Проведение акции: "Взрослые, внимание – дети!".
9. Просмотр видео роликов по БДД для родителей.
10. Знакомить родителей со световозвращающими элементами – помощниками в пути.
11.Проведение познавательно – игрового мероприятия для детей и родителей «Добрая дорога детства».
Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы стало следующее:
1. Отсутствие несчастных случаев.
2. Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями), которые выявляются путём контрольных вопросов, рисунков детей, различных схем, игр с картинками и т. д.
3. Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
4. Ответственное и сознательное отношение родителей к соблюдению правил безопасного поведения.
Исходные условия для этого - знание педагогом программы работы с детьми по привитию им навыков дорожной безопасности, а также обязательное сотрудничество детского сада и семьи, детского сада и органов ГИБДД.
Планы на будущее:
- обновить оборудование в группе по безопасности дорожного движения, наглядный материал;
- пополнить содержание групповой комнаты новыми методическими разработками занятий и мероприятий;
- систематически использовать максимальное разнообразие, творческий поиск в воспитательной работе при проведении профилактических мероприятий;
- продолжать активную работу с родителями и сотрудниками ГИБДД;
- подготовить мероприятие с детьми и родителями «Правила безопасного поведения– достойны уважения!».