Консультация для родителей будущих первоклассников "Мотивационная готовность к школе"
консультация (подготовительная группа)
Консультация предназначена для родителей, чьи дети посещают старшие и подготовительные группы в детском саду. Доступно раскрыты виды мотивов обучения в школе, понятие мотивационной готовности к школе, рассмотрены конкретные ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsionnaya_gotovnost_k_shkole_informatsiya_dlya_roditeley.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Мотивационная готовность ребенка к школе»
Подготовила:
педагог-психолог Украинец Алена Викторовна
Одна из проблем наших будущих школьников - это неравномерная готовность к школе. Если Ваш ребенок обладает достаточным уровнем произвольного поведения, это еще не означает, что полностью готов к обучению. Сегодня мы рассмотрим еще один важный компонент - мотивационную готовность
Что это такое? Это желание ребенка идти в школу, вызванное адекватными причинами (мотивами). Вот они:
Учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться"); если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет.
Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает, проза жизни не интересна.
Позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот. Теперь немного о неадекватных мотивах, по которым ребенок хочет идти в школу:
Игровой ("хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело"); часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки).
Социальный ("учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься"). Вы можете удивиться, почему этот мотив неадекватный - ведь вроде, правильно рассуждает! Однако, не надо забывать, что Вашему ребенку 6-8 лет, а долгосрочная перспектива, о которой он "рассуждает" - новообразование только подросткового возраста. Таком образом, ребенок младшего школьного возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.
Внешние (для учебного процесса). Их может быть множество, например, "я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому что для нее покупают портфель", "потому что туда идет Вася (друг)", "потому что там ставят пятерки", "потому что меня мама заставляет" и т. д.
Провести простую диагностику мотивационной готовности Вашего ребенка Вы можете сами. Задайте ему прямой вопрос: "Ты хочешь в школу?" Если ответ "да" - попробуйте выяснить, почему он этого хочет.
Начните разговор так: "Все дети по-разному рассказывают, почему они хотят идти в школу. Хочешь я тебе расскажу..?"
И расскажите 6 историй про девочку - если у Вас дочь, или мальчика - если у Вас сын.
В каждой истории обыгрывается один из мотивов, про которые мы говорили выше.
Ну, например, так: "Жила-была девочка Катя. Вот исполнилось ей 7 лет и собралась она идти в школу. Пошла она к маме и сказала: "Мам, я хочу учиться в школе, все в нашем дворе уже учатся - и Вася из первого подъезда, и Любочка, и Маринка с пятого этажа, одна я осталась, хочу вместе с ними… А в это время Вася из первого подъезда хвастался во дворе: "Смотрите, какой мне портфель подарили за то, что я сказал, что в школу хочу!" "А я в школу хочу, потому что мне учиться нравится - я и читать уже умею…" - это Любочка вмешалась в разговор. И т. д."
Вы можете задействовать все приведенные выше детские высказывания, которые показывают, какой мотив преобладает у ребенка.
Можете нарисовать картинки про этих детей, чтобы Ваш ребенок не забыл историю.
Затем спросите ребенка:
"Как ты думаешь, кто из этих детей прав?" - этот вопрос может спровоцировать социально одобряемый ответ.
"С кем бы из них ты хотел бы дружить (играть)?" - этот вопрос подталкивает на выбор игрового мотива.
"Кто из этих детей тебе больше нравится?" - наиболее достоверный вопрос.
На основании ответов ребенка Вы можете понять, действительные мотивы его желания учиться в школе.
Теперь рассмотрим тех, кто сразу заявляет, что не хочет идти в школу. Есть два варианта - "еще не хочет" и "уже не хочет". Это совсем не означает, что Ваш ребенок не готов к обучению, просто у него уже есть негативный опыт, на основании которого он заключил, что "в школе плохо".
Причин такого отношения может быть несколько:
Во-первых, негативный опыт обучения (например, с 4-х лет на дом приходят учителя или ребенка отправляют в прогимназию и сразу требуют от него произвольности - сидеть за партой, поднимать руку при ответе и т. д.)
Во-вторых, негативный опыт брата или сестры (дошкольник сравнивает свою жизнь, когда у него много времени на игры, общение, и жизнь брата, который сидит за уроками, его ругают за плохие отметки и т.д.)
В-третьих, проблемы ребенка, связанные с развитием (например, у него хуже всех в детском саду получается аппликация, лепка, рисование; он с трудом сам одевается и т.д., за все это другие дети могут его дразнить и, конечно, ему совсем не хочется в школу, где требований еще больше и придется опять общаться с теми, кто дразнится).
В-четвертых, наличие проблем в семье. Да-да, уважаемые родители, Ваш ребенок переживает за вас, особенно если никак не может вмешаться, сделать что-либо. А это тормозит его личностное развитие, нет направленности на будущее и на школу, в том числе.
Справиться своими силами с этими проблемами достаточно сложно, лучше до этого просто не доводить. Если же все же Ваш ребенок упорно считает, что в школе плохо, лучше обратиться к специалисту, который поможет скорректировать положительное отношение к обучению, подскажет, как лучше дать ребенку свой собственный положительный (!) опыт школы.
Что делать, если Ваш ребенок хочет в школу, не обладая адекватными мотивами? Адекватную мотивацию надо развивать! Конечно, специалист это сделает лучше, но и вы, дорогие родители, можете кое-что сделать.
Чем нам нравится заниматься больше всего? Конечно же, тем, что получается! Поэтому поощряйте своего ребенка, хвалите, чтобы ему нравился сам процесс учения. Если что-то не получается - не ругайте его и не восклицайте "Да сколько же можно повторять, это же так просто!" Просто помогите, сделайте это вместе с ребенком. Вы, в данном случае, играете роль Учителя, и ребенок должен понять, что учитель именно помогает, работа идет совместно.
Хороший ход - поиграть в школу, меняясь ролями - пусть ребенок будет то учеником, то учителем. Это поможет ему лучше усвоить систему отношений в школе между педагогом и школьниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей будущих первоклассников "Готовность ребенка к школе"
У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень мол...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Успеть к школе»
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависят от постановки физической культуры в детском саду и семье…» - эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову....
Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе»
Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе»...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Дорога в школу»
Описание: данный материал будет полезен родителям, педагогам-психологам, воспитателям, классным руководителям 1 класса.Поступление в школу вызывает перестройку всего образа жизни не только первок...
Консультация для родителей будущих первоклассников " СКОРО В ШКОЛУ"
Презентационный материал познакомит родителей с особенностями подготовки детей к обучению в школе....
Консультация для родителей будущих первоклассников. «Готовимся к школе! Играем!» (Подготовительная к школе группа "Звёздочки" - 21.08.2020)
laquo;До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при эт...
Консультация для родителей будущих первоклассников " Готовность к школе"
Что ребенку необходимо знать и уметь для успешного обучения в школе....