Дидактические игры для детей подготовительной группы
консультация (подготовительная группа)

Бурлакова Елена Семеновна

В статье рассказывается о классификации дидактических игр для подготовительной группы и об особенностях руководства дидактическими играми для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Бурлакова  Е.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №97 Калининского района

Санкт – Петербурга

Всероссийский практико – ориентированный СЕМИНАР « Игра в дошкольном детстве: требования ФГОС»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Дидактические игры  - неотъемлемая часть образовательного процесса. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через игру Дидактические игры используются во время НОД, в режимные моменты  и в самостоятельной деятельности детей Дидактические игры проводятся везде, в месяц можно запланировать до 20-30 игр.

  • Дидактические игры необходимы для совершенствования и закрепления знаний, ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации,
  • а также дети усваивают новые знания и умения разного содержания
  • Дидактические игры имеют своеобразную структуру: ·содержание игры, игровые правила, игровые действия, подведение итогов.
  • Дидактические игры затрагивают все образовательные области, в том числе –  социально - коммуникативное развитие (овладение способами общения в игре и вне игры, формирования разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций).

Классификация и картотека  дидактических игр в подготовительной группе

По содержанию

По дидактическому материалу

По характеру игровых действий

Математические : «Составь и реши задачу», лото (« Найди ответ», Геометрические фигуры»), домино( « Пингвины» ( решение примеров),с геометрическими фигурами ) Серия игр с использованием пособия « Блоки Дьеныша», серия игр с использованием пособия « Палочки Кюизенера», «Который час», « Русское лото»

Сенсорные: «Чудесный мешочек», «Определи вид ткани», «Определи вид бумаги», « Построй башню»

Речевые: «Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Закончи предложение», «Режим дня», «Разговариваем по телефону», « Что бывает.. Какое бывает», « Что сначала, что потом», « Угадай, кто это?», «Живые слова», « Цепочка слов», « Отгадай слово», « Составь рассказ» « Придумай слово на заданную букву»,«Что сначала ,что потом»  (сюжет), «Слоговое лото», « Чудесный поезд», « Что будет, если..» Лото « Сказки», « Сказки Андерсена»

Музыкальные «Кто громче?», «Какой инструмент звучит?», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «На чем играю», « Кто как поет?», «Веселые нотки»

 Игры по ознакомлению с природой : « Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Времена года», «Узнай по описанию», игры на классификацию различных видов живой природы ,« Кто  где живет?», «Мемори», «Какая погода?», «Найди ошибку художника» , « Насекомые», « Ботаническое лото»

Для ознакомления с окружающим: «Кто что делает?», «Что сначала, что потом?», «Кому, что нужно для работы?», «Режим дня», «Загадки», «Что на картинке?», « Волшебный поясок», « Проверь ответ», « Лото на 4х языках», « Эволюция техники»

По изобразительной деятельности: «Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок», «Нарисуй по-другому», «На что похож листочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что за картина?», «Чей орнамент?»

Словесные  (без опоры на наглядность) : народные игры , речевые игры без наглядного материала, игры на проверку знаний детей без наглядного материала (математические, по ознакомлению с природой, по ознакомлению с окружающим )

Настольно-печатные :  лото, домино, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.), мозаика, пазлы, настольно – двигательные игры («Бильярд», «Хоккей»), ·интеллектуальные (шашки, шахматы, мемори, игры-головоломки),игры типа « Лабиринт»(с использованием игрового поля и фишек

 С предметами и игрушками: все игры ,где в качестве наглядно материала используются предметы и игрушки Обычно проводятся воспитателем с группой или подгруппой детей , сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.( « Магазин»,» Правила дорожного движения»)

С картинками: использование предметных, сюжетных, серии картинок, (речевые, по ознакомлению с природой ,с окружающим)Обычно такие игры проводятся во время НОД

Компьютерные: в группе есть интерактивный стол, дети играют в различные дидактические игры по ознакомлению с окружающим, природой, математические, по изобразительной деятельности, музыкальные, речевые (по обучению чтению) Используются целые серии дидактических игр, затрагивающие все познавательные области объединенных общей темой, проектом ( « Пожарная безопасность», «Свойства воды», « Природные зоны»

Игры-путешествия :  придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность ,стать  близким ребенку, радовать  его. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки    («Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.)

Игры-поручения (упрощенные игры – путешествия) ,игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать : «Собери в корзиночку все большие  предметы (или игрушки) некрасного цвета», «Достань из мешочка большие предметы круглой формы».

Игры-предположения: «Что было бы..?», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?», перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Игры-загадки: загадывание и отгадывание загадок. Главной особенностью загадок является логическая задача.  («Отгадай загадку» «Горячо – холодно», «Придумай загадку») В подготовительной группе дети очень любят игру « Крокодил» ((беззвучное изображение предметов ,людей, животных, нужно отгадать, что изобразили)

Игры-беседы: общение воспитателя с детьми и детей друг с другом..» Отгадай слово» «10 вопросов» «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе»)

Подвижно-дидактические игры: (игры с движениями) «К названному дереву беги», «Отгадай загадку - покажи отгадку», « Горячо – холодно»

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них: ·коллективные, групповые, индивидуальные. В подготовительной группе дети любят играть небольшими группами

Особенности руководства дидактическими играми детей в подготовительной группе

  • Объяснение правил осуществляется перед игрой, как правило, без показа их выполнения.
  • Если воспитатель не принимает участие в играх, он  следит за выполнением правил игры, за ходом игры
  • Воспитатель ставят ребенка в такие условия (игровые), когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике, во время экскурсий, а это очень важно при подготовке ребенка к школе.
  • Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения.
  • Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила, поддержать интерес детей к дальнейшему продолжению игры.
  • При повторном проведении игры ребята усваивают  игровые правила и способы действ
  • В дальнейшем игра может  усложняться

Таким образом, в подготовительной группе дети играют в дидактические игры  в основном самостоятельно, небольшими группами, игре строго соблюдаются правила, игра со временем  усложняется, игры затрагивают все образовательные области, классифицируются по содержанию, дидактическому материалу, актеру игровых действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математическая рыбалка". Дидактическая игра для детей подготовительной группы.

Игра помогает детям совершенствовать вычислительные навыки....

Авторская дидактическая игра для детей подготовительной группы «Виды знаков».

Цель игры: Закрепление у детей представления об общем виде знаков. Развивать умение классифицировать знаки на предупреждающие водителя об опасности, информационно- указательные знаки, запрещающи...

конспект занятия "Дидактические игры для детей подготовительной группы"

Игра способствует развитию ребёнка. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью. Поэтому в ходе игры дети могут обучаться....

План-конспект дидактической игры для детей подготовительной группы по патриотическому воспитанию "Путешествие по Борисоглебску"

Дидактическая игра расширяет представления детей  о родном городе, учит  узнавать и описывать историю города, достопримечательности, улицы и др .Воспитывет чувство гордости за родной город....

Музыкально-дидактическая игра для детей подготовительной группы «Поющие часы»

Игра «Поющие часы» развивает у детей старшего дошкольного возраста певческий диапазон голоса, фонематическое восприятие через дифференциацию звуков, налаживает работа артикуляционного аппарата. ...

Дидактические игры для детей подготовительной группы

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею....

Дидактические игры для детей подготовительной группы

Дидактические игры  для детей подготовительной группы...