Рабочая программа кружка "Ознакомление детей с архитектурой" для детей 5-6 лет.
методическая разработка (подготовительная группа)
Программа предпологает формирование элементарных представлений у детей 5-6 лет об архитектуре: рассматривание различных типов архитектурных строений, их функционального назначения; а также средства выразительности, которые используются при их создании. Познавательный цикл занятий включает в себя непосредственное знакомство с архитектурой города, внешним видом зданий и архитектурных сооружений, их декоративными элементами и отличительными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._kruzhka_2017.docx | 53.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» г. Козловка, Чувашской Республики
Рассмотрено Утверждено
на заседании Совета педагогов приказом МБДОУ «Детский сад «Радуга»
протокол № 3 г. Козловка, Чувашской Республики
№ 3 от 30 августа 2019 г. «__30___»___августа______2019 г.
Рабочая Программа
кружка
«Ознакомление детей с архитектурой»
для детей 5-6 лет.
Группа «Мультяшки»,
срок реализации программы 1 год.
Составила: воспитатель Скобелева Марина Ивановна,
I квалификационная категория.
г. Козловка - 2019 г.
Содержание
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………..3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы………………………………………………………………………………...4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы………………………………………………………………...4
1.2 Планируемые результаты освоения Программы……………………………………………………………………………..6
2. Содержательный раздел.
2.1.Содержание рабочей программы. …………………………………………………………………………………………7
2.2.Тематическое планирование………………………………………………………………………………………………...10
3. Организационный раздел.
3.1. Календарно-тематический план……………………………………………………………………………………………10
3.2. Организация предметно – развивающей среды………………………………………………………………………….11
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы…………………………………………………………………….12
3.4.Приложение……………………………………………………………………………………………………………………13
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа кружка для старшей группы «Мультяшки» МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка, Чувашской Республики предполагает формирование элементарных представлений у детей 5-6 лет об архитектуре: рассматривание различных типов архитектурных строений, их функционального назначения, а также средств выразительности, которые используются при их создании. Вся работа по знакомству с архитектурой проводится с позиции изучения особенностей: функциональных, эстетических, конструктивных. К данной программе разработано перспективное планирование: занятия по познавательному развитию, развивающие игры, словари архитектурных терминов, конспекты занятий. Познавательный цикл занятий включает в себя непосредственное знакомство с архитектурой города, внешним видом зданий и архитектурных сооружений, их декоративными элементами и отличительными особенностями.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовании, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155. На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Актуальность.
Уже с младшего дошкольного возраста мы формируем у детей понимание архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности.
Позже мы представляем детям архитектуру и как вид искусства. Знакомя их с окружающим, мы обращаем внимание на здание детского сада, в котором дети занимаются, играют все вместе, учувствуют в праздниках, радуются любимым игрушкам и т.д., подчеркивая, что для этого в здании детского сада есть все необходимые комнаты. Мы рассматриваем окружающие детский сад, дома, в которых живут дети с родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращаем внимание на то, что сельские дома отличаются от городских: городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному разукрашены.
При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего, на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.
В народных сказках представлены самые разные дома: теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, кувшин, домики трех поросят из разных материалов, пряничный домик. Описываются дворцы Кощея Бессмертного, змея Горыныча.
Образы различных сооружений, воспринимаемые через посредство художественного слова, рождают у каждого свои образ, что способствует развитию воображения.
Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Дворцы – это красивые большие сооружения, они также имеют стены, крышу, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками, шпилями.
Следует включать знакомство детей с художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными открытками.
К данной программе разработано перспективное планирование: занятия по познавательному развитию, развивающие игры, словари архитектурных терминов, конспекты занятий. Познавательный цикл занятий включает в себя непосредственное знакомство с архитектурой города, внешним видом зданий и архитектурных сооружений, их декоративными элементами и отличительными особенностями.
- Цель программы: знакомство детей с архитектурой как видом искусства.
Задачи:
- Учить детей распознавать архитектурные стили, элементы декора зданий; учить передавать архитектурные образы посредством художественного творчества.
- Воспитывать умение видеть прекрасное, прививать любовь к родному городу, своей стране.
- Развивать память, мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас детей.
и отличительными особенностями.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Реализация данной программы требует соблюдения следующих принципов:
- Принцип тематизма. Реализуется путем включения различных видов архитектуры, показа связи разных эпох и архитектурных сооружений города.
- Принцип дифференциации. Создать оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний об архитектуре родного города, с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта.
- Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой.
Занятия проводятся раз в неделю, с ежедневным закреплением материала посредством различных видов детской деятельности: дидактические игры, художественное творчество, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеофильмов.
Основные направления деятельности
Программа предполагает работу по следующим направлениям педагогической деятельности.
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Взаимодействие с педагогами детского сада
Работа с детьми осуществляется путем использования следующих форм и методов:
- беседы с детьми;
- художественное творчество;
- экскурсии, прогулки по улице города;
- рассматривание иллюстраций и фотографий;
- дидактические игры;
- чтение художественной литературы;
- просмотр видеофильмов.
Работа с родителями занимает важное место в реализации программы. Благодаря экскурсиям, прогулкам с родителями по улицам города у детей формируется умение ориентироваться в окружающей действительности.
С целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней используются следующие методы (см. приложение):
- открытые занятия;
- выставки пособий и дидактических игр;
- анкетирование;
- индивидуальные консультации;
- домашнее задание;
- участие в совместных проектах.
Взаимодействие с педагогами детского сада решает следующие педагогические задачи:
1.Обмен опытом работы с детьми по ознакомлению с архитектурой.
2.Обмен опытом работы с педагогами по данной программе.
Взаимодействие осуществляется путем таких методов как:
- практические семинары
- выставки пособий и дидактических игр
- анкетирование
- открытые занятия
Данные методы дают возможность построить целостный педагогический процесс и используются на различных этапах раскрытия тем программы в соответствие с определенными педагогическими задачами.
Накопление, углубление и систематизация знаний осуществляется в основном через дидактические игры. Они дают возможность:
- познакомить детей с различными архитектурными стилями
- познакомить с архитектурными терминами и понятиями
- создавать чертежи и моделировать различные конструкций
Чтение художественной литературы помогает детям представлять тот или иной образ, создавать свой собственный образ в зависимости от впечатления ребенка от прочитанного.
Использование художественного слова (сказки, прибаутки, стихотворения и т.п.), с описанием зданий и образными сравнениями, дает возможность детям представить облик архитектурных сооружений.
Экскурсии, прогулки по улице города используются с целью: рассмотреть здания разного назначения: жилой дом, детский сад, школа, магазин, кинотеатр; определить общую форму здания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементы украшения.
Проводя экскурсии, прогулки, воспитатель намечает одну из задач. После рассматривания всего здания определяется, например, количество этажей, как расположены окна (одинаковой формы и величины или разной; расположены друг под другом или по-разному и пр.) В результате дети начнут видеть средства выразительности в архитектуре.
Для определения характерных особенностей этих зданий, которые зависят от их назначения, необходимо рассмотреть здание детского сада и здание жилого дома, школы и жилого дома, школы и детского сада; рассмотреть характерные средства выразительности определенного стиля, дать названия некоторых из них (фронтон, портик, колонны).
Рассматривание иллюстраций и фотографий, слайдов, видеофильмов проводится с целью показать разнообразие архитектурных стилей в городе. Педагог подбирает изображения зданий с учетом поставленных задач, например, изображения, где представлены разные крыши, окна разной формы и т.д. Детям предлагается на изображениях показать сначала знакомые здания, которые рассматривали во время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым зданием.
На начальных этапах знакомства с архитектурой используется рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий с целью показать необычность форм этих зданий (крыш, окон, украшений), элементов сказочности.
Художественное творчество (конструирование, лепка, аппликация, рисование) дает возможность закрепить знания детей о разных стилях архитектуры.
Количество детей: 12. Время проведения: среда, 15.40-16.00
Список воспитанников:
1.Агромова Валерия
2.Васильев Данил
3.Варламов Виталий
4.Дворецкий Артем
5.Каримов Тимур
6.Карпова Ульяна
7.Миронова Карина
8.Михайлов Макар
9.Носова Милолика
10.Романов Дмитрий
11.Смирнова Александра
12.Ульянова Милана
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Достижения этого возраста характеризуются применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений:
• имеет первичные представления о своём родном крае (географическом расположении, историческом прошлом);
• знает государственную символику родного города и республики (флаг, герб, гимны);
• о промышленных и культурных объектах.
Предполагаемые знания и умения
В ходе изучения программы воспитанники приобретают следующие знания и умения:
Воспитанники должны знать и уметь:
- знать и называть достопримечательности родного города;
- определять различные конструкций зданий и архитектурных сооружений города;
- определять и называть различные строительные материалы;
- различать и называть основные части зданий и архитектурных объектов (фундамент, пол, стены, балкон, окна, двери);
- называть сказочные домики и описывать их;
- отражать в рисунке, аппликаций и лепке сказочные дома.
Методика определения уровня знаний и навыков об архитектуре
Выявление знаний и навыков об архитектуре/Архитектура моего микрорайона (приложение)
1. Предложить ребенку ответить на вопросы:
- Кто такой архитектор?
- Что такое архитектура?
- Какие архитектурные сооружения он может назвать?
2. Расспросить ребенка, в каком доме он живет, на каком этаже, украшен ли его дом.
3. Попросить назвать архитектурные сооружения, которые расположены на улице Лобачевского.
4. Попросить ребенка рассказать в честь кого была названа улица Лобачевского.
5. Предложить ребенку рассмотреть серию фотографий дидактического пособия «Здания моего микрорайона» и назвать каждый объект.
Выявление знаний и навыков об архитектуре/Сказочная архитектура
- Предложить ребенку перечислить сказочные домики.
- Предложить ребенку серию фотографии дидактического пособия «Сказочные домики» и назвать сказку, в которой встречается этот домик.
- Предложить ребенку назвать элементы сказочности.
- Предложить ребенку ответить на вопрос:
-Как от героя сказки зависят цвет, украшения избушки, дворца?
Результаты диагностики знаний и навыков об архитектуре
за период с сентября 2018 г. по май 2019 г.
№ | Фамилия, имя | Архитектура родного города | Сказочная архитектура | |||
Дать определение архитектор, архитектура | Назвать объекты по фотографии | Назвать основные части здания | Назвать сказочные домики | Назвать элементы сказочности | ||
1 | Агромова Валерия | |||||
2 | Васильев Данил | |||||
3 | Варламов Виталий | |||||
4 | Дворецкий Артем | |||||
5 | Каримов Тимур | |||||
6 | Карпова Ульяна | |||||
7 | Миронова Карина | |||||
8 | Михайлов Макар | |||||
9 | Носова Милолика | |||||
10 | Романов Дмитрий | |||||
11 | Смирнова Александра | |||||
12 | Ульянова Милана |
Критерии оценки:
3 балла — делает все самостоятельно, 2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,1 балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.
Высокий уровень – 18-21 балл; средний уровень- 11-17 баллов; низкий уровень- 7-10 баллов.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Познавательное развитие
2.1.Содержание рабочей программы.
Модуль 1. Развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Обязательная часть рабочей программы.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Проектная деятельность:
Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.
Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.
Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)
Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)
Содержание, формируемое участниками образовательного процесса.
Развитие у детей устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родному городу.
Модуль 2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
Обязательная часть рабочей программы.
Дидактические игры.
Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.
Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).
Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.
Содержание, формируемое участниками образовательного процесса.
Развитие воображения и творческой активности в ознакомлении с культурным наследием и природным своеобразием Чувашского края.
Модуль 3. Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.).
Обязательная часть рабочей программы.
Сенсорное развитие:
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов. Совершенствовать глазомер.
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира:
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов.
Продолжать развивать у детей умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия.
Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку.
Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их.
Формы организации познавательной деятельности:
-наблюдение, экскурсия; решение проблемных ситуаций; экспериментирование, исследование; моделирование.
Средства организации образовательного процесса:
окружающая предметно-развивающая среда; познавательная деятельность.
Методы и приемы организации образовательного процесса:
игровые методы и приемы; проблемно-поисковые и частично-поисковые методы; проблемно-практические игровые ситуации; практический метод; дидактические игры; наглядный метод: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей;
словесный метод: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры; рассматривание слайд-презентаций.
Модели организации образовательного процесса:
совместная деятельность взрослых и детей; самостоятельная деятельность детей; учебная деятельность.
Способы и направления поддержки детской инициативы: детские исследования; моделирование.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Формирование представления о своем городе, улице Лобачевского.
2.2 Тематическое планирование
№ | Темы занятий | Количество занятий |
1 | Знакомство с архитектурой. Архитектура моего микрорайона. | 16 |
2 | Сказочная архитектура | 6 |
3 | Храмовая архитектура | 2 |
4 | Знакомство с известными шедеврами архитектуры | 4 |
Итого | 28 |
3.Организационный раздел.
3.1. Календарно-тематический план
Перспективное планирование
месяц | раздел | неделя | тема | занятие |
октябрь | Архитектура моего микрорайона | «Мир архитектуры» | Цель: познакомить детей с понятием «архитектура». Рассказать детям о профессии «Архитектор». | |
«Мой микрорайон» | Цель: познакомить детей с центральным микрорайоном. Рассказать детям, как образовалась улица Лобачевского. | |||
«Семь ветров» | Цель: рассказать детям, какие здания можно встретить в нашем микрорайоне. Рассматривание фотографий. | |||
«Дом, в котором я живу» | Цель: учить детей передавать образ дома в рисунке. | |||
ноябрь | Архитектура моего микрорайона | «Дома на нашей улице» | Цель: рассказать детям, как строятся дома. | |
«Дома на нашей улице» | Цель: учить детей передавать в аппликации образ городской улицы. | |||
«Улица Лобачевского» | Цель: познакомить детей с историей улицы Лобачевского. Показать детям, как выглядела улица несколько лет назад. | |||
«Дома разные бывают» | Цель: познакомить детей с понятиями - одноэтажный, многоэтажный. Рассмотреть, из чего состоит дом. | |||
декабрь | Архитектура моего микрорайона | Современные постройки | Цель: познакомить детей с современными зданиями нашего микрорайона. Показать, какие строят сейчас магазины, развлекательные центры и т.д. Дидактическая игра «Угадай». | |
«Из чего построен дом?» | Цель: рассказать детям, как строят дома и какой материал используется. Познакомить детей с понятиями: фасад, фронтон, портик. | |||
«Семь ветров» | Цель: расположить здания на карте. Учить детей ориентироваться в своем микрорайоне. | |||
«Улица Лобачевского» | Цель: изготовить макет улицы Лобачевского. | |||
январь | «Наш детский сад» | Цель: рассказать детям, что детский сад- это тоже архитектурная постройка. Архитекторы специально продумывают план садика, чтобы детям там было удобно и безопасно. | ||
«Чем похожи, чем отличаются?» | Прогулка с детьми вокруг детского сада. Цель: рассмотреть здание детского сада. Определить характерные особенности этого здания, которые зависят от его назначения. | |||
«Наш сад» | Цель: учить детей передавать образ садика в рисунке. | |||
«Я знаю свой микрорайон» | Викторина Цель: закрепление пройденного материала. | |||
февраль | Сказочная архитектура | «Путешествие по сказочным домикам» | Цель: показать детям все многообразие сказочных домиков. Учить детей выделять элементы сказочности. | |
«Избушка Бабы Яги» | Цель: учить детей передавать образ избушки Бабы Яги. Показать необычность формы избушки, окон, украшения. | |||
Чтение сказки «Пряничный домик» | ||||
Чтение русской народной сказки «Рукавичка». | ||||
март | «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы - ледяная» | Цель: учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Учить детей создавать образ сказочного образа. | ||
«Викторина» | Игра-викторина. Дети угадывают, из какой сказки сказочный домик, и кто в нем живет. | |||
Храмовая архитектура | «Церковь» | Цель: познакомить детей с храмовой архитектурой. Рассказать, зачем люди стали строить церкви. Знакомство с понятиями: купол, арки, барабан. | ||
«Церковь» | Цель: учить детей передавать образ церкви в рисунке. | |||
апрель | Путешествие по миру | Санкт-Петербург | Цель: познакомить детей с Зимним дворцом- шедевром архитектуры. Рассмотреть убранство дворца внутри. | |
Париж. Собор Парижской Богоматери. | Цель: познакомить детей с готическим стилем. | |||
Париж. Эйфелева башня. | Цель: познакомить детей с объемной архитектурой. Рассказать историю создания башни. | |||
Декоративные украшения | Цель: рассмотреть с детьми украшения зданий (арки, колонны, лепнина, витражи, мозаика, статуи, шпили и т.д.) |
3.2. Организация предметно-развивающей среды.
Для организаций детской деятельности, накопления воспитанниками знаний об архитектуре, большое значение имеет предметно-развивающая среда, в которой дети могли бы получить больше новых ярких впечатлений по теме. Она содержит следующие компоненты:
- дидактические игры;
- дидактические пособия;
- литературный материал;
- технические средства обучения.
Дидактические игры должны отражать тематику всех разделов программы.
Дидактические пособия, например, макет «Наш детский сад», макет «Улица Лобачевского» и т.д.
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
Наглядные пособия: «Православные храмы», «Сказочные домики».
Литературный материал: русские народные сказки, стихотворения, стихи. коммуникационные технологии: видеоаппаратура, с подбором обучающих видеофильмов и программ; мультимедийный проектор.
Список литературы
1.Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.
2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги.
3.Венгер Л.А. Мы строим дом // Дошкольное воспитание 1994 №8
4.Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с архитектурой. Методическое пособие. М..,2005.
5.Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Ярославль, Академия развития 2005.
6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1978.
7. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М., 2006.
8. Лиштван З.В. Конструирование. М., 1981.
9. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М.,2001.
10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М., 2009.
11. Малышева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль, Академия развития, 2001.
12. Румянцева Е.А. Аппликация. Издательство Мир книги, 2009.
13. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия, 1995.
14. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1994.
Приложение.
Занятие №1
Тема: «Дом, в котором я живу»
Программное содержание: учить детей передавать в рисунке образ дома. Уточнить представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Закрепить знания основных частей дома - крыша, окна, двери, балкон.
Методика проведения: Воспитатель рассказывает рассказ:
С тех пор, как люди стали строить дома, они определяли главные качества, которыми должно было обладать любое строение- польза, прочность, красота. Искусство проектировать и строить - это архитектура. Главный высший строитель- архитектор. Вся жизнь человека связана с архитектурой: дом, в котором мы живем, здание завода, магазина, детского садика - это все архитектура. Все здания строятся для человека. Величина строений, украшения зависят от их назначения.
Воспитатель предлагает детям, вспомнить, какие дома на их улице, как они расположены, украшены. Спрашивает об их форме, сколько этажей в их доме. Затем воспитатель просит изобразить свой дом, в котором они живут.
По окончании работы все рисунке рассмотреть, предложить ребятам выбрать те рисунки, где хорошо нарисованы дома.
Материалы: цветные карандаши, альбомные листы
Занятие №2.
Тема: «Самое красивое здание моего микрорайона»
Программное содержание: учить детей в рисунке передавать образ зданий; учить сравнивать два разных по значению здания; выделять средства выразительности, подчеркивающие их принадлежность; развивать эстетические чувства.
Методика проведения занятия:
Рассмотреть с детьми фотографий зданий (поликлиника, детский сад, жилой дом). Воспитатель спрашивает, как называются эти здания, чем отличаются друг от друга.
Рассказ воспитателя: Архитектор придумывает внешний вид здания. Он его рисует, потом составляет чертежи. Архитектор – художник. Образ дома, который он представит, спроектирует, становится потом жилищем для людей, детским садом для малышей.
Этот вид искусства называется архитектурой. Будущий дом архитектор придумывает таким, чтобы он был удобен и красив, чтобы он понравился тем, кто там будет жить ил работать. Каждый архитектор создает свои дома, они все разные.
Например, за нашим детским садиком находится еще один детский садик, построенный другим архитектором. Он продумал внешний и внутренний вид здания в соответствии с его назначением.
Ребята, а теперь ответьте на мои вопросы:
- Как называются эти здания?
- Кто работал над проектом этих зданий, прежде чем их построить?
Далее воспитатель предлагает детям нарисовать самое красивое здание на их улице (поликлиника, детский сад, магазин, жилой дом).
В конце занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает все рисунки, обращая внимание на то, все ли детали изображены (двери, крыша, окна и.т.д.)
Связь с другими занятиями и видами деятельности: Рассматривание домов разного назначения на нашей улице, прогулка по улицам. Рисование на тему «Дом, в котором я живу»; занятие по аппликации «Дома на нашей улице».
Материалы: краски гуашь, листы белой бумаги, кисти, салфетки, баночки с водой.
Занятие №3
Тема: «Макет Улицы Лобачевского»
Программное содержание: научить детей создавать комплексные постройки, совместно планировать распределение конструкций на плоскости стола; учить отображать в постройке тип здания, характерные особенности.
Методика проведения занятия:
Воспитатель с детьми вспоминает, какие постройки находятся на улице Лобачевского: сбербанк, детский сад, магазины, библиотека. Воспитатель рассматривает фотографии с этими зданиями. Далее он предлагает детям смастерить дома самим. Каждый ребенок выбирает, какое здание он будет делать. Воспитатель обговаривает с каждым ребенком сколько этажей, какого цвета, какие окна у того или иного здания.
В конце занятия все постройки дети ставят в том порядке, в каком они располагаются на улице.
Связь с другими занятиями и видами деятельности:
Прогулка по улице Лобачевского, рассматривание фотографии.
Материалы: меленькие коробочки (из под разных тюбиков, сока), краски гуашь, клей, кисти, ножницы, цветная бумага, кисти для клея.
Занятие №4
Тема: «Наш детский сад»
Программное содержание: учить передавать образ детского сада в рисунке; объяснить детям, что сады - это тоже архитектура; научить выделять элементы, которые характерны для детского сада (большие окна, мало этажей).
Методика проведения занятия:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает макет детского сада. Воспитатель дает детям представление о том, что детский сад – это тоже архитектурное сооружение. Обращает внимание на здание детского сада – дома, в котором дети занимаются, играют все вместе. Участвуют в праздниках, радуются любимым игрушкам и.т.д., подчеркивая, что для этого в здании детского сада есть все необходимые комнаты.
Архитектор, который построил наш детский сад, позаботился о том, чтобы было в нем хорошо, в нашем зданий большие окна, чтобы было светло, чтобы было удобно подниматься по лестницам, переходить в другие помещения: физкультурный, музыкальный залы.
Далее воспитатель предлагает детям нарисовать детский сад.
В конце занятия дети сами выбирают наиболее красивый детский сад.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: Рассматривание детского сада на прогулке.
Материалы: краски гуашь, баночки с водой, салфетки, кисти, макет детского сада.
Занятие №5
Тема: «Избушка Бабы Яги»
Программное содержание. Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать особенные черты сказочного домика. Показать необычность форма избушки, окон, украшения. Учить определять элементы сказочности
Методика проведения занятия: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие сказочные домики они знают. Воспитатель рассказывает, что Бабе Яге надоело жить в своем старом, ветхом доме и ей надо помочь. Воспитатель показывает несколько иллюстраций с изображением избушки. Уточняет, что она сделана из дерева. Обращает внимание детей на характерные особенности избушки (стоит на курьих ножках). Просит детей сравнить внешность избушки с Бабой Ягой (избушка неприступная, мрачная, только одно окно). Обратить внимание на то, как от героя сказки зависят цвет и украшения избушки.
В конце занятия рассмотреть все поделки, выбрать те, где избушка получилась похожая на описанную избушку в сказке.
Материалы: пластилин, доска для лепки, иллюстрации с изображением избушки на курьих ножках.
Связь с другими видами деятельности: чтение сказок, рассматривание иллюстраций
Занятие №6
Тема: «Была у зайца избушка лубяная, а лисицы - ледяная»
Программное содержание: учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Учить детей создавать образ сказочного дома. Продолжать развивать у детей образные представления, воображения.
Методика проведения занятия: Воспитатель читает отрывок из русской народной сказки «Лиса и заяц»
«Жил-был на поле серенький Зайчик, да жили Лисичка-сестричка. Вот как пошли заморозки, стал Зайка линять, а как пришла зима студеная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел. И надумал он себе избу строить: натаскал лубочков и давай городить хижину.
Увидала это Лиска и говорит:
-Ты, косенький, что это делаешь?
-Видишь, от холоду избу строю.
«Вишь, какой догадливый, подумала Лиса,- давай-ка я построю избу - только не лубочный домок, а палаты, хрустальный дворец!»
Вот и принялась она лед таскать да избу класть.
Обе избы поспели разом, и зажили наши звери своими домами.
После этого воспитатель предлагает детям нарисовать домики лисы и зайца. Он уточняет, какая была избушка у зайчика, а какая у лисы. Спрашивает, как они будут их рисовать. Когда избушки будут готовы, предложить детям нарисовать рядом с домиками лису и зайца. После занятия, все рисунки расположить для просмотра. Предложить детям рассказать, что в рисунках особенно понравилось.
Материалы: альбомные листы, краски, гуашь, кисточки, баночки с водой.
Связь с другими видами деятельности: Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», беседы с детьми. Рассматривание иллюстраций, сравнение лубяного домика с ледяным домиком
Занятие №7
Тема: «Церковь»
Программное содержание: дать детям представление о памятниках. Создать образ храма. Познакомить детей со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок. Развивать эстетический вкус, умение понимать красивое.
Методика проведения занятия:
- Ребята, существует такое понятие, как человеческая память. Как вы это понимаете?
Что это такое? Это способность человека помнить, что с ним было раньше. Но человеческая память не хранит все подряд. Человек помнит важные события. Для того чтобы память веками, люди создавали памятники – художественные произведения в память о великих и важных событиях. Кроме литературных произведений, существуют музыкальные памятники. В древней Руси было традицией рассказывать о событиях в песнях. Древние песнопения передавались из поколения в поколение.
Кроме музыки и летописей в честь памятных событий русский человек воздвигал храмы. (Воспитатель показывает фотографий с храмом). Воспитатель знакомит детей с понятиями – купол, арки, крест, барабан. Обращает внимание на украшение храма, на то, как красиво переливаются купола на солнце.
Далее воспитатель предлагает нарисовать храм. В конце занятия воспитатель предлагает поставить все работы вокруг стола.
Посмотрите, у нас получилась храмовая площадь. Давайте прогуляемся по площади и полюбуемся храмами.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: прогулка к церкви, расположенной на улице Николаева.
Материалы: краски гуашь, простые карандаши, баночки с водой, кисти, салфетки. Фотографии с изображением храма.
Занятие №8
Тема: «Замок для рыцарей»
Программное содержание: познакомить детей с древневековой архитектурой- замком. Рассказать, как его строили и для чего их возводили. Учить детей передавать образ замка в рисунке.
Методика проведения занятия: Воспитатель рассказывает детям: Люди начали строить замки в горных местностях — они были и труднодоступны для неприятеля, и строительный материал всегда был под рукой. В замках, возводившихся на равнинах, архитектурные принципы были примерно такими же: внутри кольца стен строили высокую башню, которая называлась донжоном. Она была четырехугольной или круглой, имела несколько этажей; внутри каменные стены обтесывались, чтобы сделать их более или менее гладкими. На самом верху башни была площадка, окруженная зубцами, которые, как правило, устанавливались на выступающем карнизе. Поскольку на площадке всегда находился дозорный, то приходилось возводить над ней и высокую остроконечную крышу для защиты от непогоды. Вход в башню располагался на высоте 12-15 метров, и подняться к нему можно было только по узкой лестнице. Вплотную к башне, которая служила последним оборонительным рубежом, примыкали жилые помещения. В нижнем этаже располагались кухни и кладовые, на втором этаже — большой зал, где проходили пиры и собирались гости, на верхнем этаже были спальни. С этажа на этаж поднимались по наружной лестнице; сначала она была деревянной, а позже стала каменной и винтовой, для нее сооружали специальную башне видную пристройку. Нижний этаж жилого дома возводился большей частью из камня, верхние этажи из дерева или кирпича. В замке почти всегда была собственная часовня, располагавшаяся или в самом жилом помещении, или в связанной с ним постройке. Высокая башня и жилой дом окружались дополнительной стеной, образующей внутренний двор замка. В наружной стене появились ворота с подъемным мостом, переброшенным через ров. Мост поднимался и опускался при помощи крепких деревянных рычагов и цепей. Ворота защищались дополнительными башнями, с которых лучникам легко было держать под прицелом окрестности. Возводилось и еще одно кольцо стен или высокий деревянный частокол, а самым передовым рубежом был глубокий ров, наполненный водой. Между наружной и внутренней стенами могли располагаться жилища воинов гарнизона, а на время вражеских набегов здесь укрывались и крестьяне окрестных деревень.
Материалы: альбомные листы, краски, карандаши, баночки с водой
Занятие №9
Тема: «Мы в беседке посидим»
Программное содержание: познакомить детей с садово-парковой архитектурой на примере беседки. Учить выделять особенности ее строения, дать представление о связи строительного материала и декора беседки. Учить рисовать беседку и украшать ее.
Методика проведения занятия:
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
«Вместо стен- растений сетка,
А зовут меня ……(беседка)»
А где можно увидеть беседку? (в парке)
А зачем она нужна? (для отдыха)
Чем беседка отличается от дома?
Что у беседки вместо стен? (растения)
Из чего строят беседки?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть каменные и деревянные беседки. Затем он предлагает разложить беседки на две группы: каменные и деревянные.
А чем украшены деревянные беседки?
Какой формы у них крыши?
Беседки стоят в парках, они относятся к парковой архитектуре. Полюбуемся различными беседками.
Далее воспитатель предлагает на выбор нарисовать беседку: каменную или деревянную.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: предварительная экскурсия в парк.
Материалы: краски гуашь, баночки с водой, кисти, салфетки, фотографий с изображениями беседок.
Занятие №10
Тема: «Высокий терем»
Программное содержание: учить детей изображать высокий терем (по произведениям А.С. Пушкина). Знакомить с характерным строением старинных зданий.
Методика проведения занятия:
Воспитатель объясняет детям, что терем – большое бревенчатое строение с различными украшениями: окна с наличниками, резные, дубовые ворота.
Воспитатель читает отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
«Воротился старик к старухе. Что ж он видит?
Высокий терем. На крыльце стоит его старуха»
Но разные художники, прочитав сказку, представляли себе терем по-своему. Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстраций картин разных художников и сравнивает строение терема и его украшения.
Воспитатель предлагает ответить на вопросы:
- Из чего сделан терем?
- Как художник показал, что они из бревен?
-Какой формы окна?
- Чем они украшены?
- Чем отличается терем на разных иллюстрациях?
Воспитатель предлагает нарисовать терем.
В конце занятия составить улицу из теремов, выбрать самые необычные.
Связь с другими занятиями и видами деятельности:
Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Рассмотреть иллюстраций, сравнить избу и терем.
Материалы: иллюстраций с изображением русских старинных теремов, краски гуашь, кисти, листы белой бумаги, баночки с водой.
Занятие №11
Тема: «Украсим окно»
Программное содержание: познакомить детей с одним из видов искусства - витражами; показать, что на них может быть изображено (животные, растения, люди – как на настоящих картинах). Показать волшебную, сверкающую красоту и необычность картин на стекле. Развивать цветоощущение, желание и умение видеть красоту в окружающем мире.
Методика проведения занятия:
- Мы с вами познакомились со многими видами искусства. Один из них называется витраж. Это красивое слово в переводе с французского языка означает «стекло». Витраж- это картина, нарисованная красками на стекле или составленная из разноцветных стеклышек. Такая картина вставляется в раму окна. Когда солнечные лучи проникают в окно, картина-витраж начинает сверкать всеми красками. Комната, в которой есть витражи, становится сказочной, волшебной. Витражи бывают разные: художник может нарисовать сцены из жизни людей или растительный и геометрический орнамент.
Искусство витража очень сложное. Сначала художник придумывает рисунок, потом из металлической проволоки делает силуэт предметов: людей, цветов или листьев, и уже только потом изображение заполняется цветными стеклышками.
Витраж- искусство древнее. В древние времена людям, как и сейчас, очень хотелось сделать здания не только прочными и удобными, но и красивыми. В окна дворцов и храмов мастера вставляли витражи. Были эти окна огромными, и когда в них светило солнце, сверкающие разноцветные витражи превращали здания в волшебные замки. Теперь витражи украшают театры, музей, школы и детские сады.
Воспитатель рассматривает фотоальбомы с изображением витражей. Напомнить детям о том, какие красивые геометрические узоры они видели при рассматривании изображении, и предложить нарисовать эскиз витража.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: в свободное от занятий время игры с калейдоскопом, организация
фотоальбомов с изображением витражей.
Материалы: прозрачная пленка, краски гуашь или фломастеры
Занятие №12
Тема: «Белый особняк»
Программное содержание: познакомить детей со старинными особняками. Учить выделять выразительные средства архитектуры и использовать их при рисовании особняка.
Методика проведения занятия:
Рассказ воспитателя.
Особняком называли здание, стоявшее отдельно от других, особенно, особняком. Здание хорошо было видно. Можно было разглядеть все детали, украшавшие его. Как правило, рядом находился парк, сквер или просто несколько деревьев.
Воспитатель зачитывает стихотворение:
В вечернем сумраке зимой,
При свете тусклых фонарей
Люблю меж праздною толпой
Пройтись по улице моей…
Я подходил к нему в тумане
И все пытался угадать
Среди неясных очертаний
Его изящнейшую стать.
Ты скажешь мне - поэма в камне
Иль песнь ликующей любви,
Но чудится - застыли в камне
Любимой милые черты.
Вглядись! Неужто не узнаешь
Ты в арках выгнутых бровей
И рук прелестницы моей
В колоннах, что стремятся ввысь?
Вглядись! Внимательней вглядись
Сквозь кружево воздушных рам,
Как сквозь пушистые ресницы,
Ленивых светских томных дам
Мелькают тени, словно мысли…
Прощай! Вернусь к тебе на днях
Любви воспетой особняк.
Воспитатель задает вопросы детям:
- О чем рассказывает поэт
-С кем сравнивает он особняк, его окна, колонны и т.д.?
- На какое слово похоже слово «особняк»?
-Какие детали делают его особенным?
Затем воспитатель предлагает детям нарисовать особняк в окружении деревьев.
В конце занятия дети объединяют все рисунки в единую композицию.
Материалы: краски гуашь, кисти, баночки с водой, бумага, салфетки
Занятие №13
Тема: «Спасская башня»
Программное содержание: учить передавать конструкцию башни, форму и пропорций частей. Познакомить с архитектурой Кремля. Формировать общественные представления, любовь к Родине. Познакомить детей с историей создания Московского Кремля
Методика проведения занятия:
Рассказ воспитателя:
- Кремль – это центральная часть города, он обнесен крепостной стеной, дозорными вышками и башнями. Вначале стены строили из крепких дубовых бревен, потом стали возводить стены из камня, кирпича. Кремль строили на высоком месте, на
берегу реки или озера. До сих пор сохранился Кремль в Москве. Московский Кремль - древнейшая и центральная часть Москвы. Он находится на Боровицком холме, на левом берегу Москвы-реки. Это один из красивейших архитектурных ансамблей мира.
Башни Московского Кремля украшены острыми крышами - каменными шатрами. У каждой башни свои неповторимые украшения. Очень нарядные въездные башни и арки. Спасская башня Кремля - самая значительная. Зодчий, так в старину называли архитектора, Бажен Огурцов.
Впервые на Руси в Московском Кремле, на Спасской башне, были установлены башенные часы. По бою Спасских часов сегодня сверяет время вся Россия.
Воспитатель предлагает нарисовать Спасскую башню. Сначала предложить детям нарисовать полоску земли, на ней основную часть башни, затем верхнюю часть, где находятся часы.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений о Красной площади.
Материалы: альбомные листы, краски гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
Архитектурный словарь
Архитектор- это мастер, владеющий искусством возводить перекрытия. Дома и храмы. Он составляет архитектурные проекты построек и наблюдает за их исполнением. Впервые на Руси этот термин ввел Петр I, прежде ему соответствовало исконное слово Зодчий.
Архитектура- искусство проектирования и строительства сооружений
Арка - криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери или ворот) между двумя опорами- колоннами, столбами.
Балкон - открытая, выступающая из плоскости фасада площадка.
Беседка - небольшое крытое сооружение с крупными незастекленными проемами в парке или на берегу водоема.
Витраж - декоративная или сюжетная композиция, выполненная из кусков стекла.
Готика - художественный стиль. Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок и сводов. Эти соборы украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой.
Дымник - декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.
Изба - крестьянский жилой дом в сельской местности. Древнейшие избы были курные: с печью без дымохода, их называли - рудная, черная, т.к. дым выходил либо через открытую дверь или окно, либо через дымницу в крыше. Избы строились из бревен, пластин или брусьев. Под одной крышей строились изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.
Колонна - архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечений, играющая роль опорного столба.
Конек - горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли.
Мозаика- изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам.
Наличники - обрамление дверного или оконного проема рамкой.
Особняк - комфортабельный дом городского типа с индивидуальным обликом, предназначенный для проживания в нем одной семьи.
Подзор- полоса со сквозным орнаментом, свисающая с длинного выступа (например, карниза).
Полотенце - вертикальная деревянная полоса с узорным краем, несколько выдвинутая над фоном фасадной стены.
Ставни - деталь окна.
Фасад - наружная сторона здания или сооружения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей 5 – 6 лет по программе Васильевой
Рабочая программа...
Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...
Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой
Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой...
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...
Рабочая программа для детей 4-5 лет с учетом ФГОС ДОО по программе "ОТ рождения до школы!
Принято ...
Рабочая программа для детей младшего возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Аистёнок»
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психич...