Слушание как вид детской музыкальной деятельности
статья

Старцева Елена Александровна

Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие.  Это самый распространенный вид музыкально-художественной деятельности. В процессе прослушивания музыкального произведения осуществляется его музыкально-художественное восприятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushanie_kak_vid_detskoy_muzykalnoy_deyatelnosti.docx22.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Старцева Е.А.

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №18 «Петушок»

   

Слушание как вид детской музыкальной деятельности       

 Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие.  Это самый распространенный вид музыкально-художественной деятельности. В процессе прослушивания музыкального произведения осуществляется его музыкально-художественное восприятие. Музыкальное восприятие  ребёнка-дошкольника развивается, прежде всего, в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкальную культуру, да и просто любовь человека к музыке.

 Гогоберидзе А. Г.  в своих работах отмечает следующее: «Музыкальное восприятие дошкольника обладает существенными характеристиками, свойственными только этому возрасту».
 Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.
         Таким образом, высокая эмоциональность является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками.
         К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания детей углубляются, усложняются, обогащаются. На этой основе происходит зарождение оценки, появляются первые суждения о музыкальном произведении. Ребенок делает попытки определить, сочинение  какого композитора он слушает, проявляет интерес к повторному прослушиванию музыки, стремится узнать что-то новое о создателях музыки, музыкальных жанрах, средствах выразительности.
          Но такой процесс развития художественного восприятия детей возможен только в том случае, если развитию художественного восприятия уделяется достаточно внимания со стороны родителей и педагогов.
         Музыкальное восприятие - это активный творческий процесс, т. е. активное целостное и целенаправленное творческое переживание художественных образов, их эстетической ценности, и создание своего собственного субъективного образа.
        Творческая деятельность детей помогает понять, прочувствовать музыку. Различные движения под музыку, ритмические подражания характерным движениям персонажа способствуют более глубокому восприятию и запоминанию музыкальных произведений, осознанию их характера. Дети учатся слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
      Творческая деятельность способствует дальнейшему развитию художественного восприятия, но и само восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной художественной деятельности могут служить средствами его развития.

Помимо высокой эмоциональности и творчества музыкальное восприятие дошкольников характеризует некая связь с внешними опорами. Это выражается в специфическом действии, вернее содействии: когда ребенок становится на позицию героя произведения, только так он может понять заложенный в произведении смысл».
      Восприятие музыки детьми, в отличие от взрослого, может показаться ограниченным, так как приходится иметь дело с неразвитостью детского мышления, памяти, речи, ограниченностью словарного запаса. Как правило, результаты музыкального восприятия исследуются по словесным описаниям детей. Но высказывания детей лишь относительно отражают то, что они переживают. По мнению Н.А. Ветлугиной, судить о полноте и глубине восприятия детьми музыки можно на основании наблюдений за их непосредственными двигательными реакциями в процессе так называемых свободных плясок, игр-упражнений, где движения выбирают сами дети.
         Эмоциональные реакции не всегда могут быть объяснимы ребенком как в силу сравнительно небольшого словарного запаса, так и в силу неосознанности настроения, вызванного музыкальным произведением.
          Постепенно у детей накапливается слуховой опыт, развивается эстетическое отношение к музыке, познавательная активность, зарождается оценка, и, как следствие, восприятие музыки становится все более глубоким и осознанным.
 В методических рекомендация Васильевой она  отмечает, что в дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. «Человек стал человеком, – писал В. Сухомлинский – когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой».  В искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки.

     В. Сухомлинский подчёркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

     Музыка вызывает у слушателя различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию.

     В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять.

    В связи с этим проведение занятий по восприятию музыки предусматривает:

  • специальный подбор музыкального репертуара;
  • использование соответствующих возрасту методов работы с ним;
  • использование других видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения);
  • использование различных видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.).

Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение, опирается на доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является наиболее продуктивным.

Наглядность, живое слово (поэзия, проза) помогают ребёнку в раскрытии музыкального художественного образа. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку овладение сложным музыкальным языком. Подбор музыкального репертуара осуществляется на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста; сочетания классической, современной музыки и фольклора. Дети с самого начала получают представление о многообразии и богатстве мира музыки, что способствует их музыкальному развитию, расширяет художественный кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкус.Современные науч...

Музыкально-ритмические движения - один из видов детской музыкальной деятельности.

Музыкально - ритмические движения- это активная деятельность, которая является отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения.- в основе музыкально -...

Презентация "Музыкально-ритмические движения-как один из видов детской музыкальной деятельности"

В презнтации я обобщила опыт работы по музыкально-ритимическим движениям( теория и фоотчет)...

Слушанье как вид детской музыкальной деятельности.

Слушанье как вид детской музыкальной деятельности....

Музыкально- игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности.

Консультация для воспитателя "Музыкально - игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности...

«Слушание музыки - как вид музыкальной деятельности дошкольников»

Статья  на тему «Слушание музыки - как вид музыкальной деятельности дошкольников»...