Консультация для родителей
консультация

Сасько Любовь Юрьевна

Как помочь ребенку с речевым наруением в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasha_rech_i_razvitie_melkoy_motoriki_paltsev.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ваша речь и развитие мелкой моторики пальцев.

У ребенка речевое нарушение. В каждой семье к этому явлению относятся по разному. Одних родителей это тревожит, другие считают, что со временим, их ребенок догонит сверстников, и очень ошибаются. Чаще всего нарушение речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полностью общаться  и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребенка. Если во время помочь ребенку, эти проблемы можно успешно решить.

Особенно тесно связано со становлением речи  развитие тонких движений пальцев. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. Движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией. В развитии речи ребенка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

У детей с нарушением речи отмечается в разной степени отклонения в развитии движений пальцев рук. Учеными не раз отмечалось, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук. Выявлена такая закономерность: если развития движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы, т.е. ребенок точно выполняет упражнения для ног, туловища, рук, головы и др. Поэтому формирование речи совершается над влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев.          

Рекомендуется стимулировать речь детей путем тренировки движений пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возраста, и индивидуальных особенностей детей. Формы работы могут быть традиционными и нетрадиционными .

Традиционные:

  • самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
  • предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
  • игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок; (можно дать катать пальчиками деревянные шарики разного размера, можно использовать шарики из пластилина, бусы. Заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать карандаши, пуговки, спички. Дают такие задание как застегивания пуговиц, завязывание и развязывание узлов,)
  • графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

(для старших детей)

  • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
  • Хорошую тренировку движения пальцев дают народные игры – потешки: «Сорока – белобока», «Этот пальчик дедушка», «Это пальчик маленький» и т.д.
  •  Так же могут использованы упражнения без речевого сопровождения  «Пальчики здороваются», «Человек» (средний и указательный бегают по столу), «Слоненок» ( средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги.), «Корни деревьев» (кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опушены вниз) и многое др

Нетрадиционные:

  • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, массажными щётками, су – джок  и т.п
  • игры с использованием разнообразного материала; природный, хозяйственно-бытовой.

         

Все эти упражнения приводят не только к благоприятному влиянию на речь, но и подготавливают ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...