Музейная деятельность как культурная практика и эффективный способ реализации собственных потребностей детей в инициативном поведении
статья
Статья "Музейная деятельность как культурная практика и эффективный способ реализации собственных потребностей детей в инициативном поведении" предназначена для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_deyatelnost_kak_kulturnaya_praktika.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная деятельность как культурная практика и эффективный способ реализации собственных потребностей детей
в инициативном поведении
Кульгускина Галина Николаевна,
воспитатель МДОУ «Детский сад №55»
В настоящее время современное дошкольное образование ориентирует нас на необходимость предоставления дошкольникам в совместной и самостоятельной деятельности разнообразных выборов. Современные дети сами выбирают игровые материалы, виды активности, участников совместной деятельности и общения.
Выбор современного дошкольника осуществляется в культурных практиках. В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (иногда неожиданных для взрослых).
При организации культурных практик мы остановились на такой форме совместной деятельности педагога с детьми как организация музейной деятельности.
Почему же музеи? Одна из главных причин – воспитатель при организации данного вида деятельности перестаёт быть педагогом и назидателем. Он становится партнером, помощником, который организует, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.
Для этого в группах нашего учреждения создаются тематические мини-музеи, где под мини-музеем понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразие форм деятельности, включающих в себя поиск и сбор материалов, тематические беседы с детьми, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Такой подход позволяет рассматривать современный детский сад как центр социального партнёрства, объединяющий детей, педагогов и конечно же родителей. Очень важно отметить что, в процессе создания мини-музеев дошкольники учатся распознавать предметы особо ценные с исторической или художественной точки зрения, бережно относиться не только к музейным экспонатам, но и ко всему предметному миру в целом. В дальнейшем, полученные представления и впечатления становятся содержательной основой для разнообразной детской деятельности.
Так ко дню космонавтики совместно с педагогическим коллективом и в целях пополнения материально-технической базы и развивающей среды нашего учреждения был создан мини-музей «Космос глазами детей», посещая который мы реализуем и расширяем образовательные задачи в познавательном развитии наших детей.
В целях расширения знаний по безопасному поведению детей дошкольного возраста мы оформили «Центр безопасности» в учреждении и также на территории детского сада. Так играя дети учатся соблюдать элементарные правила поведения на дороге, получают знания о возможных выходах из различного рода ситуаций и пополняют знания по пожарной безопасности.
В ходе реализации творческого проекта был создан мини-музей «Театральная гостиная», где принимали активное участие все участники образовательного процесса-педагоги, дети и их родители. Все экспонаты-это творчество, смекалка и результат активного участия в творческом конкурсе «Волшебный мир театра».
В своей группе мы тоже создали мини- музеи
«……»
«……»
«……»
Конечно же важно отметить, что каждая работа проходила поэтапно, мы разрабатывали перспективный план, в котором учитывали возрастные особенности детей при отборе содержания и по мере реализации проектной деятельности в наших мини-музеях пополнялись экспонаты. Также стоит отметить что собранные экспонаты мини-музея применяются детьми и в свободной деятельности.
Таким образом подводя итоги, видим, что систематическая работа, поиски нового и неизведанного, любознательность детей и совместное творчество дают положительные результаты: у детей расширяется познавательный интерес и эмоциональное восприятие, расширяются границы его миропознания и любознательности, возрастает творческий потенциал, а главное поддерживается инициатива. Кроме того, у родителей и детей зародился устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам. Многие стали посещать настоящие музеи, о чем дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям, а это значит, выбранный нами путь правилен.
Таким образом, музейная деятельность в детском саду - это привлекательная идея сегодняшнего дня, так как позволяет обеспечить наличие разнообразия детской деятельности и является неоспоримым источником познавательной активности современного дошкольника.
Музейная деятельность, как культурная практика:
особенности и приемы поддержки
Принципы организации | Характеристика | Приемы |
Активность на основе собственного выбора | Расширение опыта самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности. | Педагог предлагает выбор (темы мини-музеев, форма организации(сбор информации), партнера по деятельности, содержание деятельности, нравственный выбор) |
Партнерские взаимоотношения | Ребенок – субъект деятельности, взаимодействия и общения. | Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. |
Психологическая комфортность | Создание доверительной атмосферы, минимизация стрессовых факторов. | Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и предложения детей. В ситуациях, когда предложенный ребенком ответ, идея или решение проблемы «не подходят», старается подвести его к тому, чтобы он сам в этом убедился. |
В режимных моментах, совместно и самостоятельно | ||
Освоение социокультурных норм и образцов деятельности | Освоение полученного опыта. | Опыт взаимодействия-делаем вместе |
Причастность к важному | ||
Приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества | Рефлексия, обмен впечатлениями, показ достижений и результатов | Взгляд назад «Что я смогу рассказать и показать друзьям/ родным/ воспитателям в группе?» Возможна организация персональных выставок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания.
Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания....
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....
Культурные практики. От теории к реализации.
Презентация позволяет познакомиться с понятием "культурные практики" и дает возможность применять их в своей повседневной работе....
Культурные практики как эффективный способ реализации собственных потребностей детей"
Для старших воспитателей...
Культурные практики как эффективный способ реализации собственных потребностей детей
Для старших воспитателей...
"Деятельности и культурные практики как средства реализации задач воспитания!
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов. Реализуем программу воспитания.«Деятельности и культурные практики как средства реализации задач воспитания»
Консультация поможет воспитателям более точно сореентироваться в построении своей работы и написанию планирования....