Музейная деятельность как культурная практика и эффективный способ реализации собственных потребностей детей в инициативном поведении
статья

Кульгускина Галина Николаевна

Статья "Музейная деятельность как культурная практика и эффективный способ реализации собственных потребностей детей  в инициативном поведении" предназначена для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_deyatelnost_kak_kulturnaya_praktika.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная деятельность как культурная практика и эффективный способ реализации собственных потребностей детей

в инициативном поведении

Кульгускина Галина Николаевна,

воспитатель  МДОУ «Детский сад №55» 

В настоящее время современное дошкольное образование ориентирует нас на необходимость предоставления дошкольникам в совместной и самостоятельной деятельности разнообразных выборов. Современные дети сами выбирают игровые материалы, виды активности, участников совместной деятельности и общения.

Выбор современного дошкольника осуществляется в культурных практиках. В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (иногда неожиданных для взрослых).

При организации культурных практик мы остановились на такой форме совместной деятельности педагога с детьми как организация музейной деятельности.

Почему же музеи? Одна из главных причин – воспитатель при организации данного вида деятельности перестаёт быть педагогом и назидателем. Он становится партнером, помощником, который организует, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.

Для этого в группах нашего учреждения создаются тематические мини-музеи, где под мини-музеем понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразие форм деятельности, включающих в себя поиск и сбор материалов, тематические беседы с детьми, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Такой подход позволяет рассматривать современный детский сад как центр социального партнёрства, объединяющий детей, педагогов и конечно же родителей. Очень важно отметить что, в процессе создания мини-музеев дошкольники учатся распознавать предметы особо ценные с исторической или художественной точки зрения, бережно относиться не только к музейным экспонатам, но и ко всему предметному миру в целом. В дальнейшем, полученные представления и впечатления становятся содержательной основой для разнообразной детской деятельности. 

Так ко дню космонавтики совместно с педагогическим коллективом и в целях пополнения материально-технической базы и развивающей среды нашего учреждения был создан мини-музей «Космос глазами детей», посещая который мы реализуем и расширяем образовательные задачи в познавательном развитии наших детей.

В целях расширения знаний по безопасному поведению детей дошкольного возраста мы оформили «Центр безопасности» в учреждении и также на территории детского сада. Так играя дети учатся соблюдать элементарные правила поведения на дороге, получают знания о возможных выходах из различного рода ситуаций и пополняют знания по пожарной безопасности.

В ходе реализации творческого проекта был создан мини-музей «Театральная гостиная», где принимали активное участие все участники образовательного процесса-педагоги, дети и их родители. Все экспонаты-это творчество, смекалка и результат активного участия в творческом конкурсе «Волшебный мир театра».

В своей группе мы тоже создали мини- музеи

«……»

«……»

«……»

Конечно же важно отметить, что каждая работа проходила поэтапно, мы разрабатывали перспективный план, в котором учитывали возрастные особенности детей при отборе содержания и по мере реализации проектной деятельности в наших мини-музеях пополнялись экспонаты. Также стоит отметить что собранные экспонаты мини-музея применяются детьми и  в свободной деятельности.

Таким образом подводя итоги, видим, что систематическая работа, поиски нового и неизведанного, любознательность детей и совместное творчество дают положительные результаты: у детей расширяется познавательный интерес и эмоциональное восприятие, расширяются границы его миропознания и любознательности, возрастает творческий потенциал, а главное поддерживается инициатива.  Кроме того, у родителей и детей зародился устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам. Многие стали посещать настоящие музеи, о чем дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям, а это значит, выбранный нами путь правилен.

Таким образом, музейная деятельность в детском саду - это привлекательная идея сегодняшнего дня, так как позволяет обеспечить наличие разнообразия детской деятельности и является неоспоримым источником познавательной активности современного дошкольника.

Музейная деятельность, как культурная практика:

особенности и приемы поддержки

Принципы организации

Характеристика

Приемы

Активность на основе собственного выбора

Расширение опыта   самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности.

Педагог предлагает  выбор (темы мини-музеев, форма организации(сбор информации), партнера по деятельности,  содержание деятельности, нравственный выбор)

Партнерские взаимоотношения

Ребенок – субъект деятельности, взаимодействия и общения.

Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника.

Психологическая комфортность

Создание доверительной атмосферы, минимизация стрессовых факторов.  

Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и предложения детей. В ситуациях, когда предложенный ребенком ответ, идея или решение проблемы «не подходят», старается подвести его к тому, чтобы он сам в этом убедился.

В режимных моментах, совместно и самостоятельно

Освоение социокультурных норм и образцов деятельности

Освоение полученного опыта.

Опыт взаимодействия-делаем вместе

Причастность к важному

Приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества

Рефлексия, обмен впечатлениями, показ достижений и результатов

Взгляд назад

«Что я смогу рассказать и показать друзьям/ родным/ воспитателям в группе?»

Возможна организация персональных выставок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания.

Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания....

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....

Культурные практики. От теории к реализации.

Презентация позволяет познакомиться с понятием "культурные практики" и дает возможность применять их в своей повседневной работе....

Консультация для педагогов. Реализуем программу воспитания.«Деятельности и культурные практики как средства реализации задач воспитания»

Консультация поможет воспитателям более точно сореентироваться в построении своей работы и написанию планирования....