РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Кулешова Викториия

НАЙДИ САМ

Эта игра хорошо развивает зрительную память детей 3-6 лет. Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки.

На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение.

На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета.

На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки ребенок может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти), или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).

 

УЗНАЙ ПРЕДМЕТ

Следующая игра направлена на развитие тактильной памяти.

Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

 

ИГРА В СЛОВА

Скажите ребёнку, что сейчас вы назовете несколько слов, которые он должен постараться запомнить.

Внимание: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.  Ребёнок повторяет.

 

Теперь предложите ему разделить эти слова на группы. Что объединяет слова в ту или иную группу, какой у них один общий признак? (Ребёнок может называть много вариантов. Это хорошо, пусть мыслит. Ваша задача – подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

Попросите ребёнка перечислить все слова еще раз.

Примеры других цепочек слов:

- тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива;

- трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.

Попробуйте составить свои цепочки слов, ориентируясь на возраст вашего ребёнка.  Если ребёнок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, это говорит о хорошей памяти вашего ребёнка. В тех случаях, если ребёнок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребёнка памяти опосредованной (культурной).

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ  (на развитие осязательной памяти)

Вырежьте из плотной бумаги или картона фигуры

Если названия этих фигур незнакомы вашему ребёнку, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, если вы вместе придумаете для этих фигур подходящие названия.

Например, на что похожа первая фигура? На солнышко, мячик, пуговицу. Вторая фигура похожа на домик, третья – на окно, четвертая – на пряник, пятая – на шкаф. Вариантов может быть много, но остановиться нужно на том варианте, который берет ребёнок.

Задание 1: предложите ребёнку закрыть глаза и ощупать фигуры в определенном порядке, например, с первой по пятую. Или: 2-3-4-5-1 и т.д. Попросите его запомнить, а потом рассказать по порядку, какая была первая фигура, вторая и т.д.

Задание 2. После того, как ребёнок научится запоминать последовательность фигур, можно перейти к изучению их правильных названий. Обратите внимание ребёнка на признаки этих фигур: углы есть/нет, если есть – сколько и т.д.

КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ (на развитие осязательной памяти)

Вырежьте из плотной бумаги или картона круг, треугольник и квадрат. Разрежьте их на несколько частей, а затем предложите ребёнку собрать из этих частей целую фигуру.

Если ребёнок справился с этой задачей, попросите его закрыть глаза и собрать из частей сначала круг, затем – треугольник и квадрат.

Обсудите с ребёнком, какую фигуру было легче собирать и почему.

 

ИГРА В СЛОВА НА ОДНУ БУКВУ

Вы называете ребёнку несколько слов, начинающихся с одной буквы.

Например: сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.

Ребёнок воспроизводит те слова, которые запомнил.

Спросите у ребёнка, есть ли, на его взгляд, у этих слов что-нибудь общее? Чем похожи эти слова?

Не требуйте от ребёнка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть ребёнок подумает, посравнивает слова, почувствует слово.

Попросите ребёнка придумать другие слова, которые также начинаются с буквы С.

В заключение попросите малыша вспомнить те слова, которые вы называли ему в начале игры.

Игра полезна не только для тренировки памяти, но и для развития других умственных способностей, речи.

Другие возможные цепочки слов:

- облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь

- вилка, вата, воск, ворот, венок, вишня, виноград, варенье и т.п.

 

ИГРА В СЛОВА НА РАЗНЫЕ БУКВЫ

Вы называете ряд слов, которые ребёнок старается запомнить. Например: арбуз, медведь, арфа, муравей, арка, мыло, аптека, музыка, алмаз, малина.

Попросите ребёнка воспроизвести те слова, которые он запомнил.

Затем предложите ему назвать слова, которые начинаются с буквы А; с буквы М.

В заключение попросите малыша вспомнить все слова, которые вы называли ему в начале игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.igry_dlya_detey_4-6l.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет

Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....

Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»

  Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...

Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"

Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...

Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».

Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...

"Играем дома!" развивающие игры для детей 3-4 лет

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе...