ВАЛЬДОРФСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
материал
ВАЛЬДОРФСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
Выполнила воспитатель «ДС № 469 г. Челябинска» Южакова Л.А.
«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам —
это и есть нормальное состояние ребёнка»
(Р. Штайнер)
Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения.
7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф - Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – Вальдорфская.
Историческая справка
Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России вальдорфская педагогика развивается с конца 80-х годов ХХ века. В 1989 году открылся первый вальдорфский детский сад. В 1992 году – первые вальдорфские школы. На сегодня в России 70 вальдорфских групп и инициатив и 25 школ.
Вальдорфская педагогика основывается на выделившемся из теософии (мистическое богопознание) религиозно-мистическом учении Рудольфа Штайнера. Инициатор Вальдорфского движения в России В.К. Загвоздкин заявляет, что антропологический педагогический подход Р.Штайнера противопоставляет себя традиционализму и прагматизму, использует язык «антропософской антропологии». Вальдорфовские школы являются общеобразовательными. В вальдорфской школе отсутствуют оценки в младших классах и преподавание ведётся преимущественно без учебников.
О Вальдорфской методике
У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека. Поэтому, дети, как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «не опережения», т.е. ребенок развивается в собственном темпе.
Цель Вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Во главу эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях: интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Основные принципы организации детских садов и школ
Дети-дошкольники.
В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп - до 20 человек.
Организация пространства.
Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.
Вальдорфские игрушки
Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по особому носовой платок или веточка, листик с дерева. Строительным материалом выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу за горских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.
Основные идеи и принципы работы
Детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому, Вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» интеллектуальное развитие в ущерб всему остальному. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники Вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.
Основные принципы работы вальдорфского детского сада:
- воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия;
- культивирование многообразных форм игровой деятельности;
- создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
- организация здорового ритма жизни группы;
- занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, танец);
- создание атмосферы, благоприятной развитию.
- Родители.
- В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.
- Отрицательные моменты вальдорфской системы
- • Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.
- • Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. Закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п.
- Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.
- • Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно - духовную сферу.
- В общем и целом, вальдорфская педагогика говорит о том, что нравственное развитие детей во многом определяется не только общественными установками, влиянием семьи и врожденными задатками, но прежде всего условиями жизни и воспитания ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика вальдорфской педагогики.
Специфика вальдорфской педагогики....
Вальдорфская педагогика в детском саду
Вальдорфская педагогика - педагогика радости для растущего ребенка, где наши дети укрепляют свое здоровье, развивают душу (речь) и формируют мышление через мелкую моторику. Педагогика Р.Штайнера не от...
Вальдорфская педагогика. Вальдорфский детский сад.
Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и пе...
Мастер-класс для педагогов и родителей "Вальдорфская кукла Зерновушка"
Вальдорфская кукла – первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорф...
Лепка из воска в вальдорфской группе.
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский...
Изготовление Вальдорфской куклы
Изготовление Вальдорфской куклы...
Консультация для воспитателей «Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду»
Слово «вальдорфская» происходит от названия немецкой табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Именно перед рабочими этой фабрики в начале прошлого столетия выступил ...
- Мне нравится (2)