Консультация для родителей
консультация

Сейтбагимова Гуляим Калитовна

Артикуляционная и дыхательная гимнастики

для детей 3-5 лет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей в детском саду.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики

для детей 3-5 лет

 

                                                                                     Подготовила МАДОУ «Сказка»

учитель-логопед Сейтбагимова Г.К

Младший дошкольный возраст является одной из наиболее важных ступеней развития личности ребенка – именно этот период принято обозначать как переходный этап, включающий в себя построение новых, ранее недоступных, более сложных форм взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Речь на данном этапе развития личности ребенка выступает в качестве одного из фундаментальных приобретений, позволяющих дошкольнику познавать мир вокруг себя, поэтому задача педагога и родительского сообщества состоит в планомерном и качественном развитии речевой функции ребенка.
В качестве базовых методов развития речи ребенка принято выделять проведение специальных логопедических игр и упражнений, наиболее распространенными из которых являются артикуляционная и дыхательная гимнастика. Вместе с тем, несмотря на значительную степень распространенности данных приемов становления речевой функции, для обеспечения эффективного процесса развития, важно соблюдать ряд ключевых правил при проведении соответствующих упражнений.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:


• Скорость выполнения упражнений должна изменяться в сторону постепенного увеличения: сначала все упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, постепенно увеличивая динамику. При это важно выполнять упражнения перед зеркалом, поскольку это позволит обеспечить зрительный контроль ребенка.
• Упражнения должны представлять собой законченный комплекс, как с точки зрения содержательно стороны работы, так и с технической: необходимо проводить системную работу по развитию речи и дыхания, упражнения следует повторять по 2 раза в день (утром и вечером), в течение 5-6 минут.
• При организации работы с детьми 3-4 лет важно обеспечивать контроль правильности выполнения: необходимо следить за тем, чтобы дети усваивали движения, корректировать их в случае наличия ошибок. 
• В целях повышения эффективности работы, а также в целях ускорения процесса запоминания предлагаемых движений детьми, можно задавать им наводящие вопросы, касающиеся процесса деятельности (например: что мы сейчас делаем? В каком положении находятся наши губы, язычок? Что ты сейчас чувствуешь, с чем это можно сравнить?)
• Необходимо также проводить рефлексию занятий. Чтобы ребенок смог повторить упражнений через несколько дней, целесообразно после занятия провести беседу о том, что вы сегодня выполняли, понравился ли этот процесс ребенку, что вызвало трудности, какие особенности можно выделить и т.д.
• Важно также обеспечить контроль работы мышц ребенка: следует обеспечить работу мышц только речевого аппарата – тех, которые в действительности необходимы для совершения движения. При выполнении упражнений дети не должны совершать лишних движений (например, поднимать плечи, помогая себе более просто выполнить упражнение, либо округлять глаза и т.д.).
• Следует помнить, что безупречное выполнение ребенком всех упражнений может быть достигнуто не с первого раза: поэтому важно помочь ему, показать образец, а в случае, если какое-то из движений не получается, то разрешить его выполнять приблизительно, постепенно настраивая на совершенствование действий. 
В работе по развитию речевого аппарата ребенка младшего дошкольного возраста важно также проведение игр и упражнений, тренирующих органы дыхания.


Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:


• Общая продолжительность упражнения с перерывами не должна превышать5минут.
• Как и во время артикуляционной гимнастики, занятия по развитию органов дыхания должны представлять собой законченный комплекс, как с точки зрения содержательно стороны работы, так и с технической: необходимо проводить системную работу по развитию речи и дыхания, упражнения следует повторять по 2раза в день (утром и вечером).
• Организовывать работу следует в заранее подготовленном, проветренном помещении.
• Во время непосредственного проведения занятия необходимо следить за техникой его проведения.
• Важным условием является соблюдение требований по расположению используемых предметов: игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см.
• Также важно следить за лицом, щеками ребенка: они не должны надуваться при выполнении упражнений. Для того, чтобы обеспечить самоконтроль со стороны ребенка, можно предложить ему придержать щеки ладонями.
• Необходимо помнить о временном регулировании упражнений: для детей 3-4 лет они должны носить кратковременный характер, длиться от нескольких секунд, до нескольких минут.
• Должен осуществляться контроль за режимом проведения занятий: не следует проводить упражнения сразу после приема пищи, занятие лучше проводить через 1,5-2 часа после еды.
• С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется в день выполнять только один вид упражнений. При этом количество повторений должно составлять 2-3 раза.
• В процессе выполнения упражнений главным условием является осуществление контроля за состоянием здоровья, самочувствия ребенка: в случае, если при проведении упражнений на развитие органов дыхания наблюдаются головокружение или слабость, необходимо прекратить выполнение упражнений. 
При соблюдении указанных правил проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики процесс развития речевого аппарата будет происходить более эффективно – соблюдение базовых принципов обеспечит соблюдение анатомических и физиологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста, а также будет способствовать повышению интереса детей к занятиям по развитию речи.



Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

«Дыхательная гимнастика для детей 5-7 лет»

                                                                                   Подготовила МАДОУ «Сказка»

учитель-логопед Сейтбагимова Г.К

   Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, лёгкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

   Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путём газообмена.

   Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

   Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-рёберное дыхание.

   Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

   Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

   В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

   При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;

- заниматься до еды;

- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через нос и рот, выдыхать – через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух - чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребёнку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.  

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперёд – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.

«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.).

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счёт 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-5 медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох. Руки от себя- выдох.

 «Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.

«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3с). Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох. Повторит 3-4 раза.

«Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула. Руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

  «Шину прокололи» - сделать лёгкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Игровые упражнения на координацию движения и речи».

Подготовила

 Сейтбагимова Г.К., учитель-логопед

Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Необходимо помнить, что у нынешних детей имеет место задержка развития двигательных умений и навыков, нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний – все это снижает физическое развитие и ухудшает соматическое здоровье ребенка. У многих детей ослаблена нервная система, понижена работоспособность, повышена утомляемость.

Упражнения фитбол- гимнастики просты по структуре движений. При выполнение упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представления о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний мир детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, а также является оптимальной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических детских садов и логопунктов.

Чтобы усилить влияние выполняемых упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, на повышение обмена веществ, необходимо постепенно уплотнять процесс выполнения упражнений, по возможности сокращая паузы между упражнениями, превращая их в музыкально-ритмические комплексы.

Возвращаясь в выше сказанному, хочется обратить внимание на последовательность работы общеразвивающими упражнениями в курсе фитбол- гимнастики в детском саду.

В начале необходимо освоить статические упражнения. Это задания на освоения ребенком исходных положений и различные игры типа «замри»: «Кто дольше простоит», «Кто самый выносливый», «Самый сильный» и т.д. как только ребенок освоит простейшие манипуляции с мячом, необходимо постепенно вводить ритмические упражнения с речью. Цель этой серии упражнений – развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности, соответствующей работе логопеда по постановке звуков. Главная задача этих упражнений – координация речи ребенка, простейших элементов движений в сочетании с ритмической вибрацией мяча, где темп покачивания задается воспитателем.

Необходимо помнить, что чем меньше ребенок, тем темп более медленный, движения выполняются в ритм слова, а не слога с преобладанием однонаправленных одноименных движений.  

Игровые упражнения на этапе дифференциации гласных звуков.

Ау! Ау!

Упражнение для плечевого пояса. Поднимание рук вверх в исходном положении сидя на мяче.

Выполняются мягкие плавные движения руками в соответствии с фразой.

В первом случае «Ау» выполняется напряженными руками и голос ребенка должен быть при этом максимально громким, тогда как во втором случае руки мягкие и голос тихий.

Дифференциация звуков – А, У.

Мы в лес пойдем,

(руки перед собой поднять вверх)

Детей позовем:

(руки перед собой опустить вниз)

Ау, ау, ау!

(на А широко открыть напряженные руки,

У – вытянуть напряженные руки вперед (3 раза)

Мы в лес пойдем,

(руки перед собой поднять вверх)

Грибов там наберем

(руки перед собой опустить вниз)

Ау, ау, ау (тише, чтобы одновременно

 работать над силой голоса)

(на А широко открыть мягкие руки,

У – мягкие руки вытянуть вперед (3 раза)

Игровые упражнения на этапе дифференциации звонких согласных.

Бубен!

Упражнения для стоп в исходном положении сидя на мяче, руки сзади в упоре на мяче, ноги вместе.

Движения ног ребенка должны быть легкими, быстрыми, ребенок едва касается пола пальцами ног в первой части и сильно громко ударяет стопами об пол во второй части упражнения.

Дифференциация звуков – Б, Д, Г.

Я бегу, бегу, бегу

(легкий бег на месте, сидя на мяче)

И ногами в бубен бью.

(одновременно двумя ногами удары

 по полу стопами)

Потом бубен Диме дам

(легкий бег)

И пойду на место сам.

(ходьба на месте)

Галка!

Упражнение на повороты туловища в исходном положении сидя на мяче, руки на поясе.

Ребенок должен максимально отвести назад напряженную руку ладонью вверх и при этом обязательно зафиксировать глазами ее положение.

Дифференциация звуков – Д, Б.

Поглядите: боком, боком

(поворот туловища влево,

отвести правую руку назад, посмотреть на нее)

Ходит галка мимо окон.

(поворот туловища вправо,

отвести левую руку назад, посмотреть на нее)

Скок- поскок да скок- поскок,

Дайте булочки кусок!

(руки на поясе, покачивание на мяче)

Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

Я подую!

Упражнения на координацию – выполнение одновременно согласованных движений рук и ног. Упражнение выполняется в исходном положении сидя на мяче.

Длинный выдох ребенка, так чтобы щеки ребенка не раздувались, рот был в полуулыбке, а язык по возможности прижимался к верхним зубам.

Автоматизация звука – С.

Я подую высоко, с- с- с- с.

(руки поднять вверх ладонями вниз,

ноги поставить на носки, подуть)

Я подую низко, с- с- с- с.

(руки опустить вниз перед собой, ладонями вверх,

подуть; ноги поставить на пятки)

Я подую далеко, с- с- с- с.

(руки вытянуть перед собой ладонями вверх,

                         наклон вперед, подуть на ладони, ноги, на носки)

Я подую близко, с- с- с- с.

(руки положить на колени ладонями вверх

         и подуть на них, ноги, на пятки)

                        Солдатик стойкий!

Упражнение на равновесие выполняется в положении стоя, мяч на полу перед собой.

На одной ноге постой-ка,

(руки на поясе, постоять на правой ноге,

левая нога стопой на мяче)

Будто ты солдатик стойкий

Ну, смелее подними,

Да гляди – не упади.

(отвести руки в стороны и закрыть глаза)

А сейчас постой на левой,

(руки на поясе, постоять на левой ноге,

правая нога стопой на мяче)

Если ты солдатик смелый.

Ну, смелее подними,

Да гляди – не упади.

(отвести руки в стороны и закрыть глаза)

Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации шипящих звуков.

Вдох!

Упражнение на дыхание.

Следить за тем, чтобы надплечия ребенка при вдохе не поднимались, все остальные движения выполняются в соответствии со словами.

Автоматизация звука – Ш.

Носом – вдох, а выдох – ртом,

(произвольное дыхание, исходное положение,

стоя, мяч перед собой на полу)

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша.

(ходьба с высоким подниманием колена вокруг мяча)

Как? Покажем малышам.

Надевай ловчей калошки,

(спрятаться за мяч, придерживая его руками, встать)

Побежали наши ножки.

Ну, так что ж, ну так что ж,

Много есть у нас калош!

(бег вокруг мяча)

                По ровненькой дорожке!

Упражнение для брюшного пресса выполняется в исходном положении лежа на спине, на полу, ноги, согнутые в коленях, стоят на мяче.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки

По пням, по кочкам.

(в положении лежа на спине, ребенок «ходит» по мячу;

перекатывает мяч стопами к ягодицам и обратно)

По камушкам, по камушкам,

В ямку – бух!

(ребенок кладет ноги на пол, мяч между ног,

затем ноги на мяч, и снова на пол)

Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации сонорных звуков.

Рубят много рук!

Наклоны туловища вперед выполняются в и.п. на мяче, ноги, на полу на ширине плеч.

Автоматизация звука – Р.

Туки- туки- туки- тук!

Рубят вместе много рук.

(постучать кулачком о кулачок)

Ты, капуста, рубись!

Ты, капуста, солись!

(наклоны вперед, руки в замке над головой, прямые ноги вытянуты в стороны)

Туки- туки- туки- тук!

Рубят вместе много рук.

        Раз, два, три!

Повороты туловища. Упражнение выполняется сидя на мяче в соответствии со словами.

Дифференциация звуков – Р – Р'.

Раз, два, три, четыре…

(покачивание на мяче)

Руки выше, ноги шире!

(вытянуть руки в стороны, затем ноги на ширину плеч)

Влево, вправо поворот,

(повороты туловища вправо и влево)

Наклон вперед, наоборот.

(наклон к ногам, руки в стороны,

ноги на ширине плеч и вернуться в и.п.)

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...