Проективный рисунок
статья
Предварительный просмотр:
Статья «Проективный рисунок»
Рисование- творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов.
Методики проективного рисования (классификация С. Кратохвила):
- Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом - автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.
- Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.
- Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
- Дополнительное рисование: рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д. Обсуждение членами группы авторского рисунка начинается с рассказа членов группы о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок.
Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других клиентов.
При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (Сухомлинский В.А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ
Проективная деятельность и формирование пространственной ориентировки дошкольников...
Проективный тест
Проективный тест: шесть незаконченных изображенийПроективный тест Леви...
Проективная диагностика мотивации учения младших школьников
Данный вариант рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников рекомендуется применять начиная со 2-го полугодия 1-го класса. С этого времени ученикам начинают выставлять оценк...
Проективная методика «Рисунок семьи»
Выявление специфики восприятия ребёнком той ситуации, в которой он находится, его актуальные потребности, страхи, желания и т. п....
Проективная методика «Рисунок семьи»
Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и ...
Проективная методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хомен-таускас
Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок семьи потрем уровням. На первом уровне выделяется и интерпретируетсяобобщенная структура рисунка. На втором дается интерпретацияграфических изобр...
Проективная методика "Рисунок семьи" Л. Корман
Проективная методика применяется с целью исследования межличностных отношений ребёнка с родителями. Методика отражает переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребёнка к семье ...