«Организация уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»
консультация
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_eksperimentirovaniya.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:
- «Песок и вода»,
- «Звук»,
- «Магниты»,
- «Бумага»,
- «Свет»,
- «Стекло и пластмасса»,
- «Резина».
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывается детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
- Компонент дидактический
- Компонент оборудования
- Компонент стимулирующий
- Книги познавательного характера для среднего возраста;
- Тематические альбомы;
- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
- Песок, глина;
- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- Материалы для игр с мыльной пеной,
- Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- Семена бобов, фасоли, гороха
- Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
- Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "Бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям
- Персонажи, наделанные определенными чертами - (прим. "Незнайка", "Почемучка" и т.д.) от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Содержание уголков экспериментирования
Ранний и младший возраст
Содержание компонентов и оснащение уголка
1. Сравнение предметов: предметы для сравнения по величине (большой-маленький, выше-ниже, шире-уже, сенсорные эталоны, пирамидки, вкладыши.
2. Стол с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки.
3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья и т. п.
5. Материалы по сезону, календари, макеты.
6. Картотеки с описанием опытов
Средний возраст
1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.
3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
4. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними
5. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, сыпучие продукты (сахар, соль, пищевые красители, мыло)
6. Материалы по сезону, календари, макеты.
7. Лупа, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги
8. Картотеки с описанием опытов
9. Журнал опытов для зарисовки результатов.
10. Дидактические игры по экологии.
11. Пооперационные карты опытов, приготовления простейших блюд.
Старший возраст
- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- Серии картин с изображением природных сообществ;
- Книги познавательного характера, атласы;
- Тематические альбомы;
- Коллекции
- Мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
- сито, воронки
- Половинки мыльниц, формы для льда;
- Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ;
- Мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
- Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";
- Персонажи, наделённые определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".
Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей п...
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мы...
Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности.
В данной статье говорится об организации и проведении экспериментов с дошкольниками. Приведено более точное содержание уголков экспериментальной деятельности....
Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности
Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".
Консультация для воспитателей...
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".
Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей д.в. средствами экспериментальной деятельности....