«Организация уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»
консультация

Алеева Айгуль Асановна

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_eksperimentirovaniya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:

  • «Песок и вода»,
  • «Звук»,
  • «Магниты»,
  • «Бумага»,
  • «Свет»,
  • «Стекло и пластмасса»,
  • «Резина».

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывается детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  • Компонент дидактический
  • Компонент оборудования
  • Компонент стимулирующий

  • Книги познавательного характера для среднего возраста;
  • Тематические альбомы;
  • Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
  • Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
  • Песок, глина;
  • Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • Материалы для игр с мыльной пеной,
  • Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • Семена бобов, фасоли, гороха
  • Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
  • Простейшие приборы и приспособления:
  • Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
  • "Бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям
  • Персонажи, наделанные определенными чертами - (прим. "Незнайка", "Почемучка" и т.д.) от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  • Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Содержание уголков экспериментирования

Ранний и младший возраст

Содержание компонентов и оснащение уголка

1. Сравнение предметов: предметы для сравнения по величине (большой-маленький, выше-ниже, шире-уже, сенсорные эталоны, пирамидки, вкладыши.

2. Стол с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки.

3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья и т. п.

5. Материалы по сезону, календари, макеты.

6. Картотеки с описанием опытов

Средний возраст

1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.

3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

4. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними

5. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, сыпучие продукты (сахар, соль, пищевые красители, мыло)

6. Материалы по сезону, календари, макеты.

7. Лупа, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги

8. Картотеки с описанием опытов

9. Журнал опытов для зарисовки результатов.

10. Дидактические игры по экологии.

11. Пооперационные карты опытов, приготовления простейших блюд.

Старший возраст

  1. Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  2. Серии картин с изображением природных сообществ;
  3. Книги познавательного характера, атласы;
  4. Тематические альбомы;
  5. Коллекции
  6. Мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
  7. сито, воронки
  8. Половинки мыльниц, формы для льда;
  9. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ;
  10. Мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
  11. Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
  12. Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";
  13. Персонажи, наделённые определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  14. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются:

  1. Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  4. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

    Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей п...

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мы...

Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности.

В данной статье говорится об организации и проведении экспериментов с дошкольниками. Приведено более точное содержание уголков экспериментальной деятельности....

Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей д.в. средствами экспериментальной деятельности....