Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы
методическая разработка
Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы
Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.
Феноменом пальчиковой гимнастики заинтересовались и учёные. Выяснилось, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие детей. Сигналы, поступающие в мозг малыша, при обследовании предметов окружающего мира с помощью рук стимулируют работу речевых центров и участков, ответственных за память, мышление. Это закономерно: получая новую информацию, маленький исследователь испытывает потребность осмыслить её и поделиться своими открытиями с окружающими.
Месяц | Тема | Пальчиковая игра |
СЕНТЯБРЬ | 1. «Здравствуй, детский сад» | «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. (поочередно загибают пальчики руки.) |
2. «Мой дом» | «Дом» Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга) Дом построить я хочу. (соединить кончики пальцев обеих рук.) Строю я высокий дом, (поднять выпрямленные ладони вверх.) Буду жить я в доме том. (похлопать в ладоши.) | |
3. «Урожай» | «Капуста» Мы капусту рубим-рубим, (говорить ритмично, руками показать как мы рубим капусту.) Мы морковку трем-трем, (показать, как мы трем морковку.) Мы капусту солим-солим, (пальчики щепоткой – посолить.) Мы капусту мнем-мнем. (руками "мять" капусту. А потом, а потом мы ее жуем-жуем.) Ам! – (класть по очереди щепотками в рот.) | |
4. «Наш быт» | «Варись, варись, кашка» Варись, варись, кашка, В голубенькой чашке, Варись поскорее, Булькай веселее! «Буль! Буль.» (водят указательным пальцем по ладошке другой руки(«варят кашку»).) Варись, кашка, сладка Из густого молока, Из густого молока, Да из мелкой крупки. (произносят слова и сжимают и разжимают пальцы.) У того, кто кашку съест, Вырастут все зубки! (щелкают зубами.) | |
ОКТЯБРЬ | 1. «Животный мир» | «Мышка» У серой малышки — Маленькой мышки В это воскресенье Будет день рожденья! Вот она ушками махала! (раскрываем ладони и приставляем их к ушам, машем сомкнутыми пальцами.) Уж она лапками стучала! ( хлопаем ладонями по столу.) Шевелила хвостиком (сгибаем и разгибаем указательные пальцы, изображая мышиные хвостики.) И звала всех в гости к нам! (собираем пальцы обеих рук в щепоть и двигаем ими по столу, изображая мышек.) |
2. «Я – человек» | «Шалун» Наша Маша варила кашу (чертить круговые линии на ладошке.) Кашу сварила, малышей кормила. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому - не дала. (загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.) Он много шалил, Свою тарелку разбил. (указательным пальцем другой руки постукивать по большому пальцу.) | |
3. «Народная культура и традиции в игре» | «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продает она орешки: (соединяем ладони и растираем их друг о друга.) Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. (пальцами одной руки растираем каждый палец другой руки от основания до кончиков.) | |
4. «Краски осени» | «Дождь» Капельки-дождинки Упали на травинки. (раскрываем одну ладонь, имитируя дождевые капли.) Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. (подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней.) На ладошки дети Ловят капли эти. (делаем то же самое с другой ладонью.) Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. | |
НОЯБРЬ | 1. «Я в мире людей «Дружба»» | «Котик» Котик маленький сидит И ушами шевелит. Вот как, вот как, Как ушами шевелит. (раскрытые ладони прикладываем к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, показывая, как котик шевелит ушами.) Котик маленький замерз Прикрывает лапкой нос. (потираем нос поочередно то одной, то другой ладонью.) Котик-котик, Котофей! Быстро мы тебя согреем! Прыг-скок, прыг-скок! Прыгай с пятки на носок! (прыгаем или сидя шевелим ногами, переставляя стопы с пятки на носок.) |
2. «Транспорт» | «Машины» По шоссе идут машины, По асфальту едут шины. (локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.) По дороге не беги, (погрозили пальцем.) Я скажу тебе: «Би-би». Крутят воображаемый руль. (рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».) | |
3. «Школа здоровья» | «Перчатки» Нарядили ребятки Свои пальчики в перчатки. (сжимаем и разжимаем дважды пальцы обеих рук.) Раз, два, три, четыре, пять — Надо всех пересчитать. (во время счета сгибаем поочередно все пальцы.) Десять пальцев — как отряд, И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем пальцы.) Стать сильными стараются, Спортом занимаются. (действия выполняем обеими руками одновременно.) | |
4. «Лесные звери готовится к зиме» | «Зайчата» Вот встречаются зайчата. (сжать пальчики в кулаки, а указательные и средние выпрямить – «ушки».) Как согреться нам, ребята? («зайчики»-кулачки прыгают.) Чтобы побыстрей согреться, Надо спинками тереться. (дети трут кулачками друг о друга.) | |
5. «Мамина неделя» | «Колобок» Тесто мы месили, (делают круговые движения кулачками.) Пирожки лепили. (лепят «пирожки».) Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Получился колобок. (соединяют подушечки пальцев, округляют ладони.) | |
ДЕКАБРЬ | 1. «Здравствуй, зимушка-зима» | «Зимняя прогулка» Очень холодно зимой, Но мы пойдем гулять с тобой Я надену шубку, Я надену шарфик, И еще платок, А потом красивые, Теплые пушистые, Крошки – рукавички На ручки натяну. (загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.) |
2. «Город мастеров» | «Мастер» Мастер шкафчик мастерил, Ровно досочки пилил, (ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад.) Молотком по ним стучал, Точно гвозди забивал. (сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди».) Дверки сделал и замок, (соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».) Ключик сделать он не смог. (соединяем пальцы обеих рук в замок.) | |
3. «Зима-волшебница» | «Санки» По горе несутся санки, В них Наташка и Оксанка. (двумя или четырьмя сомкнутыми пальцами одной руки «едем» по внутренней поверхности другой руки вниз от локтя до кисти.) По другой несутся горке Санки с Мишкой и Егоркой. (тоже самое по другой руке.) Где гора кончается, Там они встречаются. (сцепляем пальцы обеих рук в замок.) | |
4. «Новогодний калейдоскоп» | «Елочка» Праздник приближается, ёлка наряжается: (пальчики двух рук пропустить между собой (елка).) Шарики висят, Звёздочки горят, («фонарики», кисти рук крутятся в воздухе.) А хлопушка - бом (хлопок в ладоши.) Конфетти кругом! –(«клюем» пальчиками.) | |
ЯНВАРЬ | 1. «В гостях у сказки» | «Курочка Ряба» Мышка быстренько бежала, Мышка хвостиком виляла. (имитация движения «хвостиком».) Ой, яичко уронила. (сжимают ручки в кулачки - «яичко».) Посмотрите-ка, разбила! («бросить» кисти рук вниз.) |
2. «Зимние забавы» | «Зимние забавы» Раз, два, три, четыре, пять Мы во двор пошли гулять, (указательным и средними пальчиками "идут" по столу.) Бабу снежную слепили, (катают ручками "комок".) Птичек крошками кормили, «кормят птичек.) С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.) А ещё в снегу валялись, (кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой.) Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладошки.) Суп поели, (едят суп.) Спать легли. (ладошки под щечку.) | |
3. «Этикет» | «Тихо — громко» Е. Тиличеевой У ребяток ручки хлопают, Тихо-тихо ручки хлопают. Громче хлопают, Сами хлопают, Ну и хлопают, Вот так хлопают! У ребяток ножки топают, Тихо-тихо ножки топают. Громче топают, Сами топают, Ну и топают, Вот так топают! | |
4. «Птичкам холодно зимой» | «Птичка» Маленькая птичка Прилетела к нам, к нам, к нам. (взмахивают руками-«крыльями».) Маленькой птичке Зернышек я дам, дам, дам. («крошат» зерно (мелко перебирают пальцами).) Маленькая птичка Зернышки клюет, клюет. (стучат указательными пальцами по коленям.) Маленькая птичка Песенки поет, поет. Чик-чирик! Чик-чирик! (взмахивают руками-«крыльями».) | |
ФЕВРАЛЬ | 1. «Маленькие исследователи» | «Шарик» Надуваем быстро шарик. Он становится большой. (пальцы сложить в замочек. Медленно их разводим. Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут.) Вдруг шар лопнул, 9хлопаем.) Воздух вышел - Стал он тонкий и худой! (смыкаем ладошки друг с другом.) |
2. «Путешествия и открытия» | «Дорожки» На каждой ладошке Есть три дорожки. Все дорожки мы найдем, Пальчиком по ним пройдем: Раз дорожка, два и три (пальцем каждую потри! указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий.) | |
3. «Наши защитники» | «Наша армия» Аты - баты, аты - баты! На парад идут солдаты! (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.) Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой.( по одному пальцы загибать.) | |
4. «Моя семья» | «Дружная семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, (загибают поочередно пальцы, начиная с большого.) Вместе – дружная семья! (хлопают в ладоши.) | |
МАРТ | 1. «Мамин праздник» | «Оладушки» Как вчера у бабушки Мы пекли оладушки. (кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем! их на тыльную сторону.) Раз-два, румяные Раз-два, горячие! Раз-два, их жарили! Три — поворачивали! (ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки.) Вкусные оладушки Ели мы у бабушки! (повторяем первое движение.) |
2. Миром правит доброта | «Пес» Возле будки дремлет пес, Спит, закрывши лапой нос. (соединяем ладони с сомкнутыми пальцами крест-накрест и качаем кистями рук вправо-влево, вперед-назад.) Накормить его забыли, С поводка не отцепили, И голодный наш Трезор Грустно охраняет двор. Я налью побольше щей, Накормлю его скорей! (поднимаем кисти рук ладонями наружу, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы.) | |
3. «Я и мои друзья в мире игры» | «Оладушки» Динь-дилень, Динь-дилень! Светит солнце целый день. (поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальцы и покачиваем кистями рук вправо-влево.) Жарит нам оладушки, Как у нашей бабушки — Пирожки песочные Румяные и сочные! (слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде.) | |
4. «День смеха» | «Часы» Мышь полезла в первый раз, посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом!», (дин хлопок над головой.) Мышь скатилась кувырком. (перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки.) Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (два хлопка.) Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз, посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» (три хлопка.) Мышь скатилась кувырком. | |
АПРЕЛЬ | 1. «Быть здоровыми хотим» | «Плескалочка» Лейся вниз, вода текучая. (дети проводят ладонями по телу от головы до ног.) Вверх тянись, дитя растучее. (поднимают руки и тянутся вверх, вставая на носки.) Смывайся, беда, как с гуся вода. (проводят ладонями по лицу сверху вниз.) |
2. «Весна шагает по планете» | «Птички» В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: (поднимаем обе руки и машем кистями, изображая крылья птиц.) Эта птичка — совушка, Ну, а эта — скворушка. Эта птичка — воробей, Ну, а эта — соловей. Это — дятел, это — стриж, Это же — поющий чиж. Эта птичка - коростель, Эта птичка - свиристель, Ну, а это издалека Прилетела к нам сорока. (называя птиц, поглаживаем,разминаем или растираем поочередно каждый палец.) | |
3. «Встречаем птиц» | «Скворцы» Птенчики скворцов зовут: (собираем пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрываем «клювики».) «Мама, папа! Тут мы, тут! Принесите нам еды И немножечко воды. Червячков мы поедим С вами в небо полетим!» (соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья. Машем кистями, как крыльями.) | |
4. «Волшебница вода» | «Дождик» Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! (поднимают руки и встряхивают кистями.) Брызни в поле пуще (встряхивают кистями рук.) Станет трава гуще! (стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой.) Только нас не замочи, (плавно поднимают руки вверх.) Зря в окошко не стучи! (грозят пальчиком.) | |
МАЙ | 1. «Неделя весны» | «Солнце» Солнышко яркое в небе сияло, Лучами своими нас согревало. ( поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.) Тучки по небу быстро бежали, Лучики в тучках надолго застряли. Но появился ветер могучий И разогнал все мрачные тучи. (соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения.) Солнышко снова на небе сияет, Жаркие лучики нас согревают. (снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи».) |
2. «Насекомые» | «Жук» Жук залез на лесенку, Распевает песенку: (раскрываем ладонь и разъединяем пальцы, ставим ее ребром на поверхность стола.) «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я на лесенке сижу!» (то «поднимаемся» на «лесенку», то «спускаемся» с нее.) С лесенки жучок упал И сердито зажужжал: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я под лесенкой лежу!» Мы жучка поднимем, Ласково обнимем! (поглаживаем ладонями тыльные стороны кистей обеих рук.) | |
3. «Вот какие мы стали большие» | «Цветочек» Как у Насти маленькой Есть цветочек аленький, А его лепестки Это пальцы у руки. (раскрываем ладонь одной руки и указательным пальцем другой руки поглаживаем ее круговыми движениями) Раз, два, три, четыре, пять (тем же указательным пальцем— слегка нажимаем на подушечки пальцев во время счета или поглаживаем каждый палец от основания до подушечки.) Учим Настеньку считать! (повторяем все для другой руки.) | |
4. «Здравствуй, лето!» | «Паучок» Паучок ходил по ветке, (руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.) А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).) Паучков на землю смыл. (хлопок ладонями по столу/коленям.) Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).) Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. (действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы
Пальчиковые игры — это легкой и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Они не спроста пытаются сжевать провод, стянуть красивое блюдо со ...
Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы
laquo;Моя семья»Этот пальчик – дедушка.Этот пальчик – бабушка.Этот пальчик – папочка.Этот пальчик – мамочка.Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья.По ходу чтен...
Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы
Пальчиковые игры...
Методическая разработка «Картотека пальчиковых игр» для детей первой младшей группы « Колобок»
Методическая разработка представляет собой картотеку пальчиковых игр, используемая с детьми первой младшей группы. Пальчиковая гимнастика может использоваться в работе в разные промежутки времени: в р...
Картотека «Пальчиковых игр» для детей первой младшей группы 2-3 года
Пояснительная записка к картотеке пальчиковых игр. «Рука — это своего рода внешний мозг» (И.Кант) Вся жизнь человека потребует точных координирова...
Картотека "Пальчиковые игры" для детей первой младшей группы (2021)
Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение. А поиграть и при этом в прямом и переносном смысле приложить руку к развитию речи не просто приятно, но и полезно. И сего...