Артикуляционная гимнастика
методическая разработка

Сапарова Ирина Александровна

Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика16.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

         АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (3-4 г.)

  1. "Заборчик." Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.
  2.  "Трубочка." Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.
  3. Выполнить упражнение "Заборчик", приоткрыть рот, удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы губы улыбались.
  4. "Качели". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до трёх. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до трёх. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
  5. "Наказать непослушный язычок". Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Затем удерживать язык широким в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до десяти.( "Лопаточка") Следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко он должен только накрывать нижнюю губу.
  6. «Горка». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой». Удерживать язык в таком положении на счёт до 5.
  7. «Часики». Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к другому, язык тонкий, узкий.
  8.  «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится "бл-бл".
  9. "Вкусное варенье". Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  10. "Лошадки". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами.) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
  11. «Грибок». Губы в улыбке, раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Сохранять такое положение языка под счет от одного до пяти.

Упражнения для выработки воздушной струи.

  1. Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот

(щеки  не надуваем, плечи не поднимаем, голову не запрокидываем).

  1. « Погреем ладошки» – руки согнуты в локтях,  ладони впереди на расстоянии 15 – 20 см от рта, дуть тёплым воздухом на ладони  и произносим на выдохе слог «ХА».
  2. «Дуем на вертушку»  -  длительный выдох через рот на вертушку (щеки не надуваем, плечи не поднимаем, голову не запрокидываем).

Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики необходимо ежедневно, желательно 2 раза в день - утром и вечером. Артикуляционную гимнастику выполняют, сидя перед зеркалом.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

         АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)

  1. "Заборчик." Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.
  2.  "Трубочка." Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.
  3. Выполнить упражнение "Заборчик", приоткрыть рот, удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы губы улыбались.
  4. "Качели". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до трёх. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до трёх. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
  5. "Наказать непослушный язычок". Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Затем удерживать язык широким в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до десяти - "Лопаточка". Следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко он должен только накрывать нижнюю губу.

  1. «Часики». Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к другому, язык тонкий, узкий.
  2. «Иголочка». Удерживать язык при открытом рте посередине, язык напряжённый, тонкий, узкий.
  3. Чередовать упражнения «Лопаточка», «Иголочка».
  4. «Горка». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой». Удерживать язык в таком положении на счёт до 5.
  5. «Пожевать язык». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, боковыми зубами жуём боковые края языка.

11. "Кто дальше загонит мяч?" Улыбнуться, положить         широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола. Нельзя надувать щёки.

12. "Индюк". Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится "бл-бл".

13. "Вкусное варенье". Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

14. "Чашечка". Губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий язык наверху, передний и боковые края языка загнуты наверх. Удерживать язык в таком положении на счёт от одного до пяти.

15. "Лошадки". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами.) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

16. «Грибок». Губы в улыбке, раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Сохранять такое положение языка под счет от одного до десяти.

17. "Барабанщики ". Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними передними зубами (кончик языка касается бугорков-альвеол), многократно и отчётливо произнося звук д:д-д-д. Сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить за тем, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.

18. "Фокус". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты, а посредине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посредине языка, тогда ватка полетит вверх.

Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики необходимо ежедневно, желательно 2 раза в день - утром и вечером. Артикуляционную гимнастику выполняют, сидя перед зеркалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...