картотека игр связанные с погодой.
картотека

Николаева Ирина Сергеевна

картотека игр на расширение словарного запаса, связанной с погодой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_pogoda.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Игры, связанные с погодой.

                  Расширяет словарный запас, связанный с погодой.

                                        Прогулка в разную погоду.

- Используйте следующее стихотворение  для развития у детей запаса слов о погоде.

      Когда я сегодня из дома шагал,

      То столкнулся с дождем.

                   Ну, и что я сказал?

                   (льет как из ведра)

       Когда  я сегодня из дома шагал,

       То столкнулся с жарой.

                    Ну, и что я сказал?

                     (теплынь, словно в Африке)

- Продолжайте рассказывать это стихотворение, включая в него метель, снег , ветер или

любое другое погодное явление.

                        Расширяет словарный запас, связанный с погодой.

                                             Сезонные игры.

-Подберите несколько фотографий , на которых дети в разное время года  играют на

открытом воздухе: плавают, ходят на лыжах, катаются на коньках, играют в футбол и т.д.

Хорошим источником таких фотоснимков  могут быть журналы.

-Всякий раз, когда у вас имеется несколько свободных минут, покажите детям эти кадры и

попросите их назвать изображенное там время года.

                                    Расширяет запас слов о погоде.

                                             Сезонные звуки

- Разделите детей на две группы.

Первая группа говорит : «Зима , зима, холодный ветер».

Вторая группа произносит : «Бррр, бррр, бррр, бррр».

- Повторите  то же самое для других времен года.

- Весна

Первая группа говорит : «Весенняя пора, весенняя пора, щебечут птицы, щебечут птицы».

Вторая группа произносит : «Фью-фью, чик-чирик, чик-чирик, фью-фью, чик – чирик,чик-чирик»

- Лето

Первая группа говорит : « Летняя пора, летняя пора, жаркое солнце, жаркое солнце».

- Осень

Первая группа говорит : «Теперь осень, теперь осень, шелестят листья, шелестят листья».

Вторая группа произносит : « ШШШ, шшш, хрусь-хрусь, шшш, шшш, хрусь-хрусь».

                                       Даст сведения о погоде

                                            Беседы об одежде

-Покажите детям три вида одежды, например ботинки , теплую куртку и шапку.

-Показывайте  поочередно по одному предмету одежды и побеседуйте с детьми о том,

почему и когда люди носят эту вещь.

- Спросите , какую одежду они предпочли бы надеть, если бы на улице было холодно или

сыро.

                                       Мартовский ветер

                              Развивает творческий потенциал.

- Проведите игру в мартовский ветер.

- Дети образуют круг и изображают деревья.

- Каждый ребенок может быть деревом любой породы.

- Спросите у каждого из детей , каким деревом он решил быть.

- Выберите одного ребенка, который будет ветром.

- Ветер так и сяк набрасывается на деревья, издавая при этом звук наподобие дующего

ветра.

- Деревья сгибаются во все стороны под напором так сильно дующего ветра.

- По сигналу ветер останавливается и меняется местами с каким-либо деревом.

- При этом ребенок, который был деревом , становится ветром, и наоборот, после чего

игра продолжается.

                               

                              Расширяет запас слов о погоде

                                         Приметы дождя        

- Разучивание стихов – замечательный способ расширять и пополнять у детей словарный

запас, Вот два полезных четверостишия о погоде.

Барабанщик лупит : «стук» да  «стук»,

Значит, летний дождик хлынул вдруг.

Барабанщик тише «щлеп» да «шлеп»,

Значит, скоро солнце скажет ему «стоп».

Алый закат или серость рассвета –

Это хорошей погоды примета.

Серый закат или алый рассвет-

Это нам дождик шлет свой привет.

                         Учить знать части своего тела и владеть ими

                                          Действуй по погоде

- Это творческая игра включает в себя звуки, издаваемые с помощью рук и ног.

- Поиграйте в нее с детьми всего однажды, и они будут просить вас проводить с ними эту

игру снова и снова.

- Скандируйте  вместе с детьми :

                Дождик, дождик, погоди,

                К нам в другой  день приходи,

                Мы все поиграть хотим,

- Затем выполняйте по порядку следующие действия :

Изображайте, как тихо падают первые капли дождя, - щелкайте пальцами

Изображайте более громкие  и частые капли – щелкайте пальцами громче и быстрее

Изображайте очень шумные удары тяжелых капель ливня – хлопайте ладонями по бедрам

Изображайте  гром – топайте ногами

Изображайте молнию – резко хлопайте в ладоши

Изображайте очень шумные удары тяжелых капель ливня – смотрите выше

Изображайте довольно громкие и частые капли – смотрите выше

Изображайте, как тихо падают последние капли дождя, - смотрите выше

- Повторите  скандирование вышеуказанного текста, но только очень тихим голосом.

                                 Расширяет запас слов о погоде

                                              Приметы дождя        

- Разучивание стихов – замечательный способ расширять и пополнять у детей словарный

запас, Вот два полезных четверостишия о погоде.

Барабанщик лупит : «стук» да  «стук»,

Значит, летний дождик хлынул вдруг.

Барабанщик тише «щлеп» да «шлеп»,

Значит, скоро солнце скажет ему «стоп».

Алый закат или серость рассвета –

Это хорошей погоды примета.

Серый закат или алый рассвет-

Это нам дождик шлет свой привет.                                      

                                     Развивает память

                                               Дождик

-Это стихотворение декламирует как бы с эхом. Одна группа произносит слова

нормальным голосом, а вторая группа повторяет эти слова по-другому, совсем тихим

голосом.

Дождик , дождик , дождик (повторите)

С неба дождик льет.(повторите)

Барабанят капли (повторите)

Кап-кап целый год. (повторите)

Дождик, дождик, дождик (продолжайте повторять каждую строку)

Залил мне игрушки.

Бум, бум, бум – стреляют

Громовые пушки.

Дождик , дождик , дождик, (продолжать повторять каждую строку)

Капля на нос шлет,

А другая хлопнула

Громко прямо в лоб.

                                       Джеки Силберг

-Побеседуйте с детьми о дожде. Откуда он льет? Что такое гром и молния?

                                    Развивает координацию движений

-Это стихотворение – американская народная  песня, которую непросто петь, но зато

замечательно  можно разыграть.

Лил сильный дождь,

Лил сильный дождь

Во всем нашем городе,

В чудесном нашем городе .

(дети руками изображают падающий дождь)

Но вот солнце засияло,

Но вот солнце засияло

Во всем нашем городе,

В чудесном нашем городе.

(дети поднимают руки над головой и тянутся к солнцу)

И начала расти трава,

И начала расти трава

Во всем нашем городе ,

В чудесном нашем городе,

(дети приседают, а затем начинают постепенно расти)

И распустились все цветы,

И распустились все цветы

Во всем нашем городе,

В чудесном нашем городе,

(дети имитируют, как распускаются наподобие цветов)

                                                     Дает сведения о звездах

                                                    Стихотворения о звездах

-Эти  три стихотворения дают детям сведения о таких замечательных вещах, как звезды.

Выше нашего дома,

Выше большущего дерева,

Выше, чем телевышка, -

Что ж это может быть?

Свет звездный льется, мерцает звезда,

Я ее первую вижу всегда.

Пусть бы сбылось то ,что я загадаю

Пусть бы я сразу стала большая.

Я увидел, как звездочка с неба скатилась,

И на севере где-то в ночи растворилась.

Она слишком  прекрасна , чтоб купить иль продать,

Слишком скора и ярка, чтоб ее удержать.

Не успеешь задумать ты даже желанье,

Как умчится она, не сказав «до свиданья».

                                         Развивает память и речевые навыки

                                                Стихотворение про дождик

-Этот стишок, популярный в англоязычных  странах, дает возможность потренировать

память и поупражняться в основании языка.

Дождик по зеленой травке

Шлепает уже полдня,

Льет на крыши, на деревья,

Но ни капли на меня.

-Позвольте детям назвать три вещи, на которые льет дождь, например тротуар, котенок и

окна .

-Повторите указанное стихотворение, видоизменив его и вставив вместо травки, крыш и

деревьев эти три вещи.

Дождик бьет по тротуару,

Шлепает уже полдня,

Льется на окна, на котенка,

Но ни капли на меня.

-Не трогайте при этом вторую и четвертую строки, чтобы сохранялась рифма и стишок

всегда заканчивался словами: «Но ни капли на меня».

-Эта игра может стать достаточно веселой.

                                              Учить умения рифмовать

                                                            В пруду

-Декламируйте последующее стихотворение, девая детям возможность вставлять рифмующееся слово.

Когда ужасно жарко,

Я не во двор иду –

Охота поплескаться

На речке иль в ------------------(пруду).

В воде совсем прохладно,

И ей за то спасибо,

Приятно быть сегодня

Большой и ловкой-----------(рыбкой)

Короче, когда жарко,

Мы не во двор идем –

Бежим мы поплескаться

В какой – то ------------------(водоем)  

                                                Джеки Силберг

                                             

                                              Развивает память

                                                Морские раковины

-Продекламируйте это стихотворение вместе с детьми.

Раковины морские, раковины морские,

Одни из них крошечные , а другие – большие.

Раковины морские выстроились в ряд,

Одни из них шершавые , другие же блестят,

Круглые, овальные, гладкие, в шипах,

Но говорят все раковины на морских языках.

Доносится из них океанский шум

Шшшуу, шшшуу, шшшууммм, шшууммм.

                                                    Дает сведения о лете

                                                      До свидания, лето

-Пропойте следующий текст на какую-то знакомую мелодию или проскандируйте его:

До свидания, лето, до свидания, лето,

До свидания, лето,

Грустно, что ты уходишь.

До свидания, лето, до свидания, лето,

До свидания, лето,

Будем ждать через годик.

-Побеседуйте с детьми о том, что они делали в течение лета и почему они с грустью

говорят ему «до свидания».

-Измените этот текст так, чтобы он говорил об этих хороших вещах.

До свидания, футбол…

До свидания, река…

До свидания, лагерь…

До свидания, палатка…

                                          Расширяет запас слов о погоде

                                                Громогласный разговор

-Когда вам доведется наблюдать вместе с детьми грозу, поговорите с ними о дожде,

облаках и запахах, свойственных этому погодному явлению.

-Спросите у детей, где, по их мнению, животные ищут защиты от дождя. Куда деваются

птицы? Куда отправляются кролики и белки?

-Спросите также у детей, что любят делать они, когда идет дождь.

                                       Расширяет запас слов о погоде

                                                       Времена года

- Продекламируйте следующее стихотворение и попросите детей назвать всякие дела,

которыми они могут заниматься в разное время года.

Что вы можете делать зимою, зимою, зимою?

Что вы можете делать зимою,

Когда зимнее время придет?

Что вы можете делать весною, весною, весною?

Что вы можете делать весною,

Когда время весны настает?

Что вы можете летом, да, летом проделать?

Что вы можете летом проделать?

Когда летнее время придет?

Что вы можете осенью, осенью делать?

Что вы можете осенью делать, Когда осень к нам в гости придет?

-Каждое время года пополняет словарный запас новыми словами.

-Например, зимой в  качестве ответов могут появиться катание на санках и на коньках,

игра в снежки и т.д.

-Словарь для других времен года включает:

Весна – высаживание семян, первые цветы

Лето – лимонад, плавание в реке ил в море

Осень – падающие листья, уборка урожая : яблок, тыкв и т.д.

                                             Расширяет запас слов о погоде

                                                          Снежные слова

-Найдите в журналах фотографии различных сцен и мест, связанных со снегом, и

покажите их детям.

Побеседуйте о сложных словах или парах слов, которые связаны со снегом: снегопад,

снежинки, снежная баба, снежный человек и т.д.

Посмотрите, смогут ли дети добавить к этому списку новые слова.

Посмотрите на приготовленные вами фотографии с целью выяснить, показано ли на них

любое из этих сложных слов.

                                                 

                                                    Развивает навыки счёта.

                                                    Девять малышек оленят.

Зимой, особенно незадолго до Рождества и вскоре после него, дети с удовольствием  

разыгрывают следующие стихотворение:

Если выглянуть в окошко,

Кто там выстроился в ряд?

(сверните ладони в колечки и поднесите к глазам, как бинокль)

Одна малышка, двое малышек, трое малышек-оленят.

(для каждого числа поднимите один палец)

Они бегут по небу, копытцами стучат,

Четверо малышек пятеро малышек,

Шестеро малышек-оленят.

(продолжайте поднимать для каждого числа один палец)

Лучше мне быстрее лечь в кровать

(притворитесь , что ложитесь)

Чтобы поскорее засыпать,

Лучше опущу я веки в низ,

(закройте глаза)

Если я хочу большой сюрприз !

Если я на крыше прислушаюсь к шагам,

(Приложите руки к ушам, чтобы лучше слышать)

То кого услышать я сумею там?

Чьи там колокольчики под дугой звенят?

Кто везёт подарки под ёлку для ребят?

(скачите как оленята)

Это семь малышек, это уже восемь,

Это девять маленьких оленят.

(продолжайте поднимать для каждого числа один палец.)

                                          Даёт сведения о временах года.

                                                          Идёт зима.

Это стихотворение замечательно рассказывать о том как животные готовятся к зиме.

Прячутся в свой улей труженицы пчелки.

(изобразите это пальцами)

Дом мурашки утепляют, носят мох иголки.

Коричневые гусеницы укутались аккуратно,

(поставьте один кулак под другим)

Прядут из шелка коконы для маленьких кроваток

Белки в свои дупла залезли совсем  глубоко,

(прячьте руки за спину)

Пусто в птичьих гнёздах, жильцы их сейчас далеко.

(машите руками, как крыльями)

Гномики тролли и эльфы на зиму тоже ушли.

Никто не знает куда. Наверно, на край земли.

                                          Дает сведения о температуре

                                                         Снежная баба

-Это стихотворение объясняет детям, что  происходит со снегом, когда температура

повышается.

Снежная баба зимой, в январе

Ужасно скучала одна во дворе.

Замерзнув, она захотела к нам в дом,

Чтоб ей хоть немножко погреться в нем,

У красного там посидеть камелька,

В белой постельке погреть бока…

В общем, решила отправиться в пути,

Но примерзла к земле так, что и не шагнуть.

Не знала , бедняга, как же ей быть

И Южному Ветру решила звонить:

«Срочно спасите» Всем, всем, всем!

Я, стоя здесь, замерзла совсем».

И Южному Ветру решила звонить:

«Срочно спасите! Всем, всем, всем !

Я, стоя здесь, замерзла совсем».

И Южный Ветер решил ей помочь,

Примчал он во двор к нам в ту самую ночь,

Принес он тепло и прогнал всю стужу….

Вот только от бабы осталась лужа.

                                     Учит последовательному изложению

                                          Еще раз про снежную бабу

-Попросите , что бы дети присели и изображали снежную бабу – сначала выпрямлялись,

становясь высокими по мере того, как бабу лепят, а затем, медленно тая, приседали и ,

наконец, ложились на пол и «умирали».

Я снежную бабу у дома слепил,

Три шара из снега я  вместе сложил.

С обычных снежков мне пришлось начинать,

Их долго-предолго по снегу катать.

У бабы два глаза, и нос есть, и рот,

Смотрите, весь в пуговках бабин живот,

Вся шея обмотана красным шарфом,

А  шляпу пришлось заменить ей ведром.

Теперь замерзай, замерзай, замерзай,

А время придет – помаленечку тай.

                                         Расширяет запас слов о погоде

                                                     Х-х-х-х-холодно

-Продекламируйте или спойте на знакомую мелодию следующий текст, который разбит

на пары «запев – ответ»

-Когда дети хором говорят «х-х-х-х-холодно», пусть они прижимают руки к груди и

имитируют дрожь от холода.

Жил да был человек, он все время пел:

-Х-х-х-х-холодно.

По северным землям голос звенел:

-Х-х-х-х-холодно.

Но, что бы сказать ни старался он,

У него из груди вырывался лишь  стон:

-Х-х-х-х-холодно……

-Эта песня может послужить превосходным введением к разговору с детьми об одежде,

подходящей для холодной погоды.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений за погодой

В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...

Картотека наблюдений за погодой.

Данный подборка включает в себя материал для плодотворного проведения прогулки с детьми раннего возраста....

Картотека игр по связанной речи.

Картотека игр по связанной речи....

Картотека игр связанные с экологией.

Картотека игр связанные с экологией.1док.«Вершки корешки. » «Воздух, земля, вода»«Угадай, что в мешочке?«Кто в домике живет?»«Природа и человек. &r...

Картотека игр –инсценировок для развития связанной речи с детьми раннего возраста.

Картотека игр –инсценировок  для развития связанной речи с детьми раннего возраста...