Оригами
проект

Студеникина  Надежда Ивановна

Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации мыслительных процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_1.docx33.01 КБ
Файл origami_.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга

Презентация педагогического опыта

 «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста»  

общеразвивающей направленности

по познавательному развитию

 

Подготовила и провела воспитатель

Студеникина Надежда Ивановна

высшая квалификационная категория  

Санкт-Петербург

2019

Актуальность.

  Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Необходимость создания данного проекта была продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Реализуя образовательную программу,   я пришла к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует. Так же я считаю, что необходимо развивать и поддерживать интерес к бумаге в ДОУ. Работа с бумагой при правильном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.

     Оригами - один из видов исследовательской деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие. Я  считаю, что большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами.

Время представления презентации – 15 минут

Цель: Развитие интеллектуального, эстетического восприятия,  детей дошкольного возраста по средствам закрепления навыков работы с бумагой.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
  • Закреплять    основные геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности;
  • Развивать  логическое мышление;
  • Развивать  коммуникативные способности;

Воспитывающие:

  • . Воспитание эстетического вкуса у детей при изготовлении поделок и композиций;
  • воспитание аккуратности, самостоятельности.

Форма занятий – подгрупповая.

Возраст детей:  4- 5  лет.

Согласно Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) считается, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок.

     В  проекте включено классическое оригами, которое складывается из квадратного листа бумаги. Дети на занятиях познакомятся с определённым набором условных знаков, базовыми формами.

  Содержание  проекта  «Волшебное оригами» включает в себя несколько основных этапов: знакомство с техникой безопасностей работой с ножницами, с пластичными свойствами и видами бумаги для оригами, с разными способами и приёмам бумажного складывания, базовыми формами и условными знаками.

Содержание

1.Вводное занятие. Техника безопасности. Свойства и виды бумаги для оригами. Знакомство с историей оригами, базовыми формами и условными знаками. ( Слайд 1)

2. Фигурки из базовой формы «Треугольник»

Ребёнок научится складывать базовую форму «Треугольник» и делать из неё лягушку, собачку.  ( Слайд 2)

3. Фигурки из базовой формы «Книга»

Ребёнок научится базовую форму «Книга» и делать из этой формы разные домики. ( Слайд 3)

4. Фигурки из базовой формы «Воздушный змей»

Ребёнок научится складывать базовую форму «Воздушный змей» и делать из неё зайца, лебедя.  ( Слайд 4)

5. Фигурки из базовой формы «Блинчик»

Ребёнок научится складывать базовую форму «Блинчик» и делать из неё пароход. ( Слайд 5)

 6. Фигурки из базовой формы «Дверь»

Ребёнок научится складывать базовую форму «Дверь » и делать из неё слона. ( Слайд 6)

 7. Фигурки из базовой формы «Двойной треугольник»

Ребёнок научится складывать базовую форму «Двойной треугольник» из неё жирафа. (Слайд 7)

8. Фигурки из базовой формы «Двойной квадрат»

Ребёнок научится складывать базовую форму «Двойной квадрат » и делать из неё разных морских обитателей (Слайд 8).

 9. Технология обучения детей дошкольного возраста.

    Детям младшего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами мной разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она « не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей.  Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность. (Слайд 9)

       Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.  Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово. (Слайд 10)

10. Использование оригами в театрализованной деятельности.

   Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: «Федорино горе», «Крокодил» К.Чуковского, сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. ( Слайд 11)

 Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы.

11. Оригами в обучении пространственным отношения. ( Слайд 12)

     Основная форма, используемая в оригами - это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги я даю детям чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний… приложите нижнюю сторону к верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат. Для знакомства ребят с характеристиками квадрата я использую художественное слово: стихотворение Ф.Сирени

Много-много лет назад

был известен всем квадрат.

Сколько в нём углов? – Четыре!

Это знает каждый в мире.

И четыре стороны

у квадрата быть должны.

Быть углы должны какими?

Обязательно прямыми

, А все стороны должны

Быть, конечно же, равны.

 

12. Оригами в экспериментальной деятельности дошкольников ( Слайд 13)

     Перед обучением детей складыванию я знакомлю их со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой. Не всегда для изготовления поделки я использую цветную бумагу. Часто создаю проблемную ситуацию «ребята, нам нужно сделать ёлочку (мишку, волка…) а у нас бумага только белого цвета. Что же делать?» Созданная ситуация подводит детей к решению - нужно бумагу покрасить. 

Наиболее яркие впечатления производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. В опытно-экспериментальном центре собрана целая флотилия из бумажных лодочек и корабликов. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого ( Слайд 13)

   Дети с увлечением вовлекаются в подобные эксперименты, придумывают многие игры сами, активно делают предположения и выводы.

   Созданные поделки используются при проведении индивидуальной работы с детьми по развитию речи. Для создания положительной мотивации используются пальчиковые игры, логопедические упражнения, стихотворения. ( Слайд 14)

13. Участие родителей в обучении детей оригами

    Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными.

  Все дети, посещающие группу, с интересом и увлечённо обучаются оригами. Могу сказать, что воспроизводить несложные фигуры способны дети 3 лет. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получился ожидаемый результат.    

  Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаю, что необходимо продолжить работу в комплексном применении складывания из бумаги. Данный опыт и рекомендации можно использовать при организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в разных видах деятельности.

Список использованной литературы:

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.

2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.

4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга Презентация педагогического опыта «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста» общеразвивающей направленности по познавательному развитию Подготовила воспитатель Студеникина Надежда Ивановна высшая квалификационная категория Санкт-Петербург 2019

Слайд 2

Цель : Развитие интеллектуального, эстетического восприятия детей дошкольного возраста по средствам закрепления навыков работы с бумагой . Задачи : Обучающие: Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Закреплять основные геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности; Развивать логическое мышление; Развивать коммуникативные способности ; Воспитывающие: . Воспитание эстетического вкуса у детей при изготовлении поделок и композиций; воспитание аккуратности, самостоятельности.

Слайд 3

Согласно Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) считается, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок

Слайд 4

Вводное занятие

Слайд 5

Б азовая форма «ТРЕУГОЛЬНИК»

Слайд 6

Базовая форма « К НИГА»

Слайд 7

Базовая форма «ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ»

Слайд 8

Базовая форма «БЛИНЧИК»

Слайд 9

Базовая форма «ДВЕРЬ»

Слайд 10

Базовая форма « ДВОЙНОЙ ТРЕУГОЛЬНИК »

Слайд 11

Базовая форма « ДВОЙНОЙ КВАДРАТ»

Слайд 12

Технология обучения

Слайд 13

Методы и приёмы

Слайд 14

Театрализованная деятельность « Кот, лиса и петушок» «Теремок»

Слайд 15

О ригами в обучении пространственным отношения Много-много лет назад был известен всем квадрат. Сколько в нём углов? – Четыре! Это знает каждый в мире. И четыре стороны у квадрата быть должны. Быть углы должны какими? Обязательно прямыми А все стороны должны Быть, конечно же, равны.

Слайд 16

Оригами в экспериментальной деятельности

Слайд 17

Оригами в индивидуальной работе с детьми по развитию речи.

Слайд 18

Работа с родителями

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...