Конспект НОД Шахматы
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Институт развития образования»
Тема зачётной работы:
«ШАХМАТНАЯ ДОСКА»
план – конспект урока №2
по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе»
Работа выполнена:
Попович Любовь Владимировна
Воспитатель.
МБДОУ д/с №7 Антошка
Заключение преподавателя курса
по итогам проверки работы:
зачтено/
подпись Акишина В.В.
Тема: Шахматная доска
Цель: познакомить детей с правильным положением доски между партнерами, понятием горизонталь и вертикаль. Развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, по одной книге на парту И.Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или там клетки черно-белые чудес и тайн полны», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски.
ХОД
- Вступительная часть
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство со сказочной шахматной школой. Все закройте крепко глаза и скажите волшебные слова.
2. Основная часть.
Открываем глаза. Перед детьми на экране доска, которая все время поворачивается. Звучат голоса (мальчика и девочки), которые спорят. Нет, так! А говорю вот так! И как это доску шахматную правильно поставить? И кто нам поможет и кто нам расскажет? Воспитатель спрашивает детей, как они думают: Что произошло, кто спорит и почему? После ответов детей просит открыть Волшебную книгу на первой закладке, стр 10. Волшебная книга нам подскажет как решить этот спор. На экране правильное расположение шахматной доски. В правом нижнем углу белое поле. Воспитатель просит детей поставить перед собой детей шахматную доску правильно. (Если дети затрудняются, то напоминает, то правая рука держит ложку и карандаш). Хвалит детей. Постучите пальчиками по белому полю. По черному полю. А сколько человек играют за одной шахматной доской, как их можно назвать. Ответы детей. Воспитатель делает акцент на словах ПАРТНЕР, ПРОТИВНИК. Объясняет значение слов.
На экране появляется изображение Алена и Лены. Между ними лежит одна горизонтальная полоска. Воспитатель говорит за героев. Побежала Лена к Алену по черно белой дорожке. Порадовалась, что все у них хорошо. Обращаем внимание детей, что Лена пробежала по горизонтальной дорожке – линии. Повторяем термин. Горизонтальная линия, горизонталь. Проговариваем с детьми. Стр.11. Раздать детям отдельные горизонтали. Обратить внимание, что поля чередуются, пусть попрыгают пальчиками с начало по черным, потом по белым полям. Четыре и четыре.
Сколько всего горизонталей на поле. Считаем в Волшебной книге. (Приучаем детей искать ответы в Волшебной книге. Обращаться к ней как к помощнице – трениру.
А давайте мы свою горизонталь построим. Дети выкладывают на ковре из больших кубиков горизонталь. (Приготовленные до начала деятельности). Проводится физминутка.
Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле,
Только в поле том не грядки-
Клетки в шахматном порядке.
Этот шахматный порядок
Очень прост как ночь и день.
Видишь: с белой клеткой рядом
Клетка чёрная как тень!
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была! Движения произвольные.
На экране появляется картинка. Лена в высокой башне – вертикале. Ален забирается вверх по башне из черно-белых полей. Решили дети в Принцессу и Рыцаря поиграть. Заточил дракон принцессу Лену в высокую башню, а рыцарь Ален снизу-вверх по башне забирается. Вместе с детьми считаем сколько полей- этажей Ален преодолел. Восемь, чередующихся черно- белых полей. Снизу – вверх. Как превратить горизонталь в вертикаль? Ответы детей. Попрыгаем
Пальчиками по вертикале. С начало по черным полям потом по белым. Пересчитываем. Четыре и четыре. Построим свою башню – вертикаль из больших кубиков на ковре.
3.Итог.
На экране Лена и Ален. Просят детей найти где горизонталь, а где вертикаль. Стр.13.
Пока дети ищут можно спросить
1. Что делают противники, партнеры за шахматной доской?
2.Какая шахматная дорожка тянется слева на право?
3. Сколько белых и черных полей в каждой вертикали и горизонтали?
Воспитатель возвращает детей «домой». Волшебные слова: Раз, два, три на пяточке покрутись и в детский сад опять вернись….
Дать задание детям домой исправить ошибки художника стр.14. Откопировать материал.
Литература
1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)
2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-1108613-1548610816.jpg)
Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...
Конспект по шахматам
Учимся играть в шахматы - игровые ситуации для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-787044-1463140811.jpg)
Конспект по шахматам "Рождение, история развития шахмат"
Конспект по шахматам "Рождение, история развития шахмат"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-787044-1463140811.jpg)
Конспект по шахматам "Горизонталь, вертикаль, диагональ"
Конспект по шахматам "Горизонталь, вертикаль, диагональ"...