Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников
картотека (средняя группа)

Саидова Нурия Харисовна

Приходя в этот мир, маленький ребенок начинает впитывать в себя все, что происходит вокруг, осознавать, подражать. Он развивается, учится ходить, говорить, играть, общаться. Мы стараемся помочь ему в этом: покупаем развивающие игрушки, книжки, используем разные методики. Очень часто, в погоне за интеллектуальным или физическим развитием, мы забываем о развитии эмоциональном. При нынешнем ритме жизни многие родители поддаются искушению включить мультфильмы или посадить ребенка за компьютерную игру вместо того, чтобы вместе почитать, вместе поиграть или просто заняться домашними делами, но, опять же, вместе с ребенком. Отсутствие общения приводит к внутреннему ощущению ненужности, незащищенности и к возникновению различных страхов.

Но все-таки, лучше всего учится ребенок в живом общении, а самый интересный и захватывающий способ - это игра. В игре можно смоделировать разные события, предложить ребенку побыть на месте разных персонажей. Объяснить любую ситуацию легко и ненавязчиво. В игре дети учатся контактировать друг с другом, у них формируются нравственные принципы, понятия о поведении в обществе. Дети выражают себя через игру и учатся понимать других. В игре легко показать, как можно выражать свои эмоции не только словами, но и жестами, мимикой, пантомимикой (выражением через движения человеческого тела), голосом (меняя тембр, интонации, громкость, высоту).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №17 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» (дошкольное отделение)

Упражнения для развития речевых и мимических движений

Подготовила: воспитатель

Саидова Н.Х.

Зеленодольск

2019

1. Педагог говорит, что осень бывает разная – грустная и веселая. Дети изображают удивление (днем на дереве были листья, а наутро дерево стоит голое), печаль (пошел дождь, нельзя гулять), радость (выглянуло солнце, дети ловят его лучи над головой, спереди, сбоку, сзади – хлопают в ладоши).

2. Педагог. Посмотрите, сколько арбузов (мячей) выросло. Какие они большие, круглые и, наверно, сладкие.

                        Он большой, как мяч футбольный!

                        Если спелый, все довольны!

                                Так приятен он на вкус!

                                Сладкий, сахарный арбуз!

Дети собирают мячи, берут один из них и, встав в круг, передают мяч друг другу на сильную долю такта. Музыка внезапно прекращается – ребенок, в руках которого в этот момент оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз сладкий или кислый. Все делают то же самое. Упражнение повторяют несколько раз.

3.         

        Педагог

Дети

    Ты будешь толстяком помидором, а ты – худышкой петрушкой, ты – толстушкой капустой, а ты – худышкой луком и т.д. Справа от меня овощи – худышки, слева овощи-толстяки и толстушки.

    Встретились толстяки и худышки.

    Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые!»

     Рассердились толстяки и толстушки: «Не такие уж мы толстые!»

     Еще больше удивились худышки: «О, да вы еще и сердитые!»

     Еще больше рассердились толстяки и толстушки: «У-у-у! Мы действительно сердитые!»

     Сморщили нос худышки: «Ф-фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!»

     Скривили губы толстяки и толстушки: «Пф! Ну и не надо!»

    Худышки втягивают щеки, толстяки надувают.

    Смотрят друг на друга.

    Смотрят подняв брови и широко открыв глаза.

     Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито.

     Округляют губы, как при произнесении звука «о», поднимают брови.

     Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.

     Морщат нос и произносят шепотом «фу».

     Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, произнося шепотом «пФ».

4. Педагог читает рассказ, а дети имитируют названные в нем движения. «В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо-влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова открыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и корчить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая бровями вверх и вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и полетела спать».

5. Дети двигаются под музыку, ищут и собирают грибы. Вдруг испугались какого-то шороха, потом залюбовались красивым пейзажем, обрадовались большому грибу, огорчились червивому (дети имитируют движения, названные педагогом, мимикой передают различные состояния).

6. Дети изображают различные настроения пассажиров поезда (испуг, радость, удивление и т.д.)

7. Дети мимикой изображают, что едят кислый лимон, сладкую конфету и т.д.

8. Дети мимикой изображают боль (поскользнулся и упал), холод (замерз в зимний ветреный день), радость (солнце светит), испуг (летит большой снежок) и т.д.

9. Педагог. Воробей расхвастался, испугался, приготовился к драке, нахохлился (дети изображают названные педагогом эмоциональные состояния).

10. Мимикой изображают, как злится волк, трясется от страха заяц, тревожится белка, радуется лисичка.

11.

Педагог

Дети

  Щенок проснулся, потянулся, посидел и побежал.

   Набегался, устал, остановился, тяжело задышал.

   Увидел сметану, съел ее, облизывается.

   Сидят на корточках, широко открывают глаза, тянутся, бегут по залу.

   Останавливаются, тяжело и часто дышат, высунув язык.

   Облизывают губы.

12. Дети изображают, как петух прочищает горло, курочка кудахчет, гусь щиплет траву, шипит

13. Дети изображают, как врач осматривает горло больному, певец поет, клоун смешит, ученый думает.

14. Дети зевают, гримасничают, потягиваются, затем улыбаются: они  готовы выполнить любую работу.

15. Педагог. Один мальчик растерял все хорошие слова, и остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору, тот сказал: «Открой рот, высунь язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки». И потом велел пойти мальчику поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашел такое слово (показывает расстояние в 20 см), это было «у-у-уф». Нехорошее слово! Потом вот такое (5-10 см) – «отстань». Тоже плохое. Наконец, он обнаружил слово «привет», положил в карман, отнес домой и научился говорить добрые слова, стал хорошим.  

Дети получают роль мамы, врача, мальчика и начинают действовать в соответствии с фабулой рассказа.

16. Педагог предлагает поиграть в футбол. Дети мимикой изображают напряжение (вратарь приготовился поймать мяч), радость (забили гол), боль (футболист упал), огорчение (команда проиграла) и т.п.

17.

Педагог

Дети

  Птицы долго отрабатывают звуки, чтобы пение их было красивым. Как они поют?

  А-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и.

  Но однажды звуки ушли в лес, и вот что с ними произошло.

  Однажды в лес пошли гулять…

  Ты можешь их пересчитать!

  Вдруг вышел из лесу медведь и начал громко так реветь.

  И разбежались кто куда…

  И мы зовем их всех сюда.

  Произносят звуки а, о, у, и каждый раз с новой интонацией.

  А-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и.

«         »

«         »

«         »

«         »



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №17 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» (дошкольное отделение)

Упражнения для развития координации слова с движением

Подготовила: воспитатель

Саидова Н.Х.

Зеленодольск

2019

  1. Педагог. Вот и Ванька – Встанька. У него сонный вид. Он, наверное, хочет спать. Давайте его уложим.

Дети вместе с педагогом

Дети

Ванька – Встанька, Ванька – Встанька,

Приседай-ка, приседай-ка.

Непослушный, ишь какой!

Нам не справиться с тобой!

Наклоняются вправо – влево.

Выполняют полуприседания.

Грозят указательным пальцем правой руки.

То же левой

2.

Педагог

Дети

Хлоп, хлоп, хлоп!

Топ, топ, топ!

А под елкой черный кот.

Под елку он залез поспать.

Нам мешает танцевать.

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

Приседают, пружиня коленями на каждый слог.

Сгибают и разгибают кисти рук.

Грозят пальцем на каждый слог.

3.

Педагог

Дети

Очень трудно так стоять,

Руки в стороны держать.

И не падать, не качаться,

Друг за друга не держаться.

Стоят на одной ноге, руки в стороны.

4.

Педагог

Дети

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так!

Медвежата мед искали, дружно кустик раскачали. Вот так!

Вперевалочку ходили и из речки воду пили. Вот так!

А потом они плясали, выше лапы поднимали. Вот так!

Переступают с ноги на ногу, вертят головой в разные стороны.

Идут вперевалку, раскачиваются.

Идут вперевалку, делают вид, что пьют воду.

Пляшут, высоко поднимая колени.

5. Слышится лай.

Педагог. Кто это?

Дети. Щенок!

Дети вместе с педагогом

Дети

Бегал по двору щенок.

Видит: пирога кусок.

Под крыльцо залез и съел.

Развалился, засопел.

Бегают, сгибая и разгибая кисти правой и левой рук.

Наклоняются вперед, руки отводят в стороны.

Приседают, подносят руки ко рту.

Опускают руки, голова набок, глаза закрыты.

6.

Педагог

Дети

Ходит по двору петух.

Пролетел над полем жук.

По цветку ползет паук.

Обломился старый сук.

Высоко поднимают ноги.

Отводят руки в стороны.

Руки вперед и к груди.

Приседают, хлопают в ладоши.

7.

Педагог

Дети

«Эх, эх!» - пляшут танцоры.

«Ух, ух!» - рубят лесорубы.

«Вжих, вжих!» - строгают доски столяры.

«Бум, бум!» - играет барабанщик.

Притопывают ногами, руки в стороны.

Имитация движений лесорубов.

Имитация движений столяров.

Имитация движений барабанщика.

8.

Педагог

Дети

Я на скрипочке играю,

Ти-ли-ли, ти-ли-ли.

Скачут зайки на лужайке,

Ти-ли, ти-ли, ти-ли-ли.

А теперь на барабане,

Бум, бум, бум, трам, там, там.

В страхе зайцы разбежались

По кустам, по кустам.

Имитируют движения скрипача.

Полуприседают с поворотом туловища вправо, влево

Имитируют удары палочками по барабану.

Полуприседают.

Приседают на корточки на последний слог.

9.

Педагог

Дети

Мы весной сажали сад,

А Семен лежал у гряд…

Вот мы яблоки едим.

А Семену не дадим.

Нам лентяев здесь не надо.

Выходи, Семен, из сада!

Имитируют.

Приседают, ладони под щеку.

Имитируют.

Поворачивают голову вправо-влево.

Грозят пальцем правой руки.

То же левой рукой.

10.

Педагог

Дети

Свою маму я люблю, я ей дров наколю.

Свою маму я люблю и всегда ей помогу.

Я стираю, полоскаю, с рук я воду отряхаю.

Пол я чисто подметаю. Вот так, вот так!

Прижимают руки к груди, имитируют рубку дров.

Прижимают руки к груди, опускают и разводят в стороны.

Имитация движений.

Имитация движений.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №17 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» (дошкольное отделение)

 

Творческие задания на развитие пантомимики

Подготовила: воспитатель

Саидова Н.Х.

Зеленодольск

2019

  1. Показать как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.)

- смотрится в зеркало;

- пробует любимое блюдо;

- пробует нелюбимое блюдо;

- выслушивает комплимент;

- выслушивает замечание;

- садится на стул.

     2. Диалоги – пантомимы:

               - разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях, например: в магазине, на вокзале, в аптеке.

        - разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.

      3. Загадки – пантомимы:

              - в магазине (игрушек, овощном, мебельном) отгадать, какой товар нужен покупателю;

              - в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;

              - отгадать профессию (по характерным движениям);

              - отгадать каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом);

              - отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке);

              - отгадать какая на улице погода;

              - определить по походке прохожего (балерина, солдат, человек, которому жмут ботинки).

Примечание: в предлагаемых упражнениях играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие отгадывают. В ходе игры команды меняются заданиями.

      4. Показать (руками или пальцами):

             - Стой на месте!

             - До свидания.

             - Идем со мной!

             - Давай помиримся!

             - Я тебя люблю!

             - Я боюсь.

       5. Показать частями тела:

             - как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

- как твой палец говорит: «Иди сюда!»

- как твои глаза говорят: «Нет!»;

- как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю печенье!»;

- как твое ухо говорит: «Я слышу птичку»;

- как твой нос говорит: «Мне не нравится».            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....

Дидактические игры для развития эмоциональной сферы дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы ребенка - не дань моде, а одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интелле...

Игры, способствующие развитию эмоциональной сферы дошкольников

Игры, способствующие развитию эмоциональной сферы дошкольников. игры, развивающие представление о том, что цветовая гамма характеризует разные эмоции. Упражнение на саморегуляцию...

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников в ДОУ

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.Эмоции и чувства, как и другие психические...

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает...

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

В статье представлены игры на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые могут применять в своей работе педагоги-психологи и воспитатели....