План по самообразованию
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад общеразвивающего вида №84 «Капельки»
города Нижнекамска Республики Татарстан
Самообразование на тему
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»
Воспитатель – Хузина А.В.
Ф.И.О. Хузина Альбина Вадутовна
Индивидуальная тема самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»
Цель:
Приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.
Задачи:
1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.
2. Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности.
3. Формировать представление о различных видах театра.
4.Развивать речь, воображение, мышление
5. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру
6. Помочь родителям понять особую роль театрализованной деятельности в воспитании творческой личности.
Актуальность: ктуальность:
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей. Театр — могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает.
Хорошо известно, что игра — это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи,совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1.Организационно-ознакомительный (диагностический) | -постановка проблемы; -подбор и изучение литературы по проблеме; -определение целей и задач работы над темой; -планирование работы по самообразованию | Сентябрь |
2.Основной (практический) | -теоретическое изучение проблемы ( знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов); -практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования | Октябрь-апрель |
Заключительный (обобщающий) | - подведение итогов; -оформление результатов работы по теме самообразования; -представление материалов; -использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы | Май |
Перспективный план по теме самообразования 2018-2019 уч.год
Месяц | Дети | Педагоги | Родители | Оборудование |
Сентябрь | Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. Применение цитат из сказок в режимных моментах. Дидактическая игра «Угадай, о ком говорю?». | Темой самообразования (индивидуальная беседа). | Знакомство с темой, целями и задачами ОД заочная консультация. Заочная консультация «Какие сказки читают вам родители?». Советы по оформлению детской домашней библиотеки. | план ОД на год (проект); - подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» (нагляднодидактические пособия, игры, демонстрационный - материал, литература). |
Октябрь | Изучение темы:« Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей».Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок». Чтение детям и пересказ р. н. сказки «Теремок». Рассматривание иллюстраций к р. н. сказкам. Показ русской народной сказки «Теремок» на фланеллеграфе. | Заочная консультация « Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей », «Сказки помогут справиться с детским непослушанием». Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. | Красочные книги с русскими народными сказками, диски для прослушивания. Картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми. Русская народная сказка «Теремок» на фланеллеграфе. | |
Ноябрь | Чтение и пересказ сказки «Репка» Добавить в уголок ряженья новые костюмы, маски, атрибуты. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?» | Заочная консультация: «Особенности чтения сказок о животных». Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных | Картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми. Сказка «Репка». Костюмы, маски, атрибуты. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?» | |
Декабрь | Беседа «Волшебные сказки». Знакомство с р.н.с. Чтение сказки «Заюшкина избушка». Настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.). Дидактическая игра «Расскажи мне сказку по картинкам» | Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года. Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. | Картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми. Дидактическая игра «Расскажи мне сказку по картинкам». Настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.). Г.Х.Андерсена. | |
Январь | НОД «В гостях у сказки»: Рисунки детей на тему: «Зимние сказки». | Консультация «Как подружить ребенка с книгой». | Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях. Заочная консультация- «Личная библиотека вашего ребёнка», «Как подружить ребёнка с книгой». Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки». | Конспект НОД «В гостях у сказки». Картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми. Выставка детских красочных книг на тему «Зимние сказки». Картотека игр по русским народным сказкам. Карандаши, мелки, альбом. |
Февраль | Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А.Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к сказке. «Интерьер русской избы в сказках»- рассматривание иллюстраций, беседа. Обыгрывание знакомых сказок. | Консультации индивидуальные и групповые по пройденной теме. Познакомить родителей с предметноразвивающей средой группы. | Аудиозапись русской народной сказки в обр. А.Толстого «Три медведя», иллюстрации к сказке. «Интерьер русской избы в сказках»- картинки. Пальчиковый театр, би-ба-бо, маски, фланелеграф и сказки к нему. | |
Март | Чтение р.н. сказки «Колобок». Разучивание танца «Вышла курочка гулять». | «Роль сказки в развитии детей» заочная консультация. Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. | . Раскраски по мотивам русских народных сказок. Карандаши, мелки. Картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми. | |
Апрель | Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней. Аппликация «Мороженное». | Консультация «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста». | Заочная консультация «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста». Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка. Выставка совместных работ (рисунки, поделки, книжки- малышки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки». | Картотека: «Загадки о сказках и сказочных героях». Картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми. Цветная бумага, клей, альбом. |
Май | Подготовка кукольного театра и показ сказки « Теремок». | Показ презентации о проделанной работе с детьми «Постучится сказка в дом - станет интересно в нем!» | Выставка работ детей и родителей по данной теме. Презентация для родителей на сайте группы № 2 «Постучится сказка в дом-станет интересно в нем!» | Компьютер. Монитор. Презентация «Постучится сказка в дом – станет интересно в нем!» по теме самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей». Детские работы по пройденной теме. |
Перспективный план по теме самообразования 2019-2020 уч.год
Месяц | Дети | Педагоги | Родители | Оборудование |
Сентябрь | Пополнить развивающую среду в театре (костюмы, маски, куклы) А также создать обстановку, подобную театру, чтобы детям лучше запомнился результат. Пополнение библиотеки Оформить ширмы для театрализованного представления «Три поросенка» Изготовить атрибуты к сказкам Игры с кубиками: «Собери сказку» «Кто как кричит» Рассматривание игрушек и иллюстрации к сказкам. | Темой самообразования (индивидуальная беседа). | Проведение консультации для родителей «Сказки читаем, речь развиваем» | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» (нагляднодидактические пособия, игры, демонстрационный - материал, литература). |
Октябрь | Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» -Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», -Настольнопечатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы) | -Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» -Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры | Подготовка атрибутов к постановке сказок. Подготовить картотеку игр по театрализованной деятельности. | |
Ноябрь | Познакомить детей с театральной студией. Вызвать интерес и желание принимать участие в игре с музыкальным сопровождением, побуждать повторять за педагогом отдельные реплики. Открытое занятие «Путешествие в волшебном лесу» -показ сказки «Теремок» | Показ сказки «Теремок», стихов поздравительных - , посвященный дню матери – для родителей. | Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам» -Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами. -Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками. | |
Декабрь | Мимические этюды с жестами. Эмоциональное состояние персонажа Действия ребёнка | Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома. Напомнить родителям репетировать с детьми новогодний праздник, повторять стихи и песни. . | Подготовка к новогодним утренникам . Выставка детских красочных книг на тему «Зимние сказки». | |
Январь | Чтение сказок: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши-Косые глаза-Короткий хвост»; Л. Воронковой «Снег идёт», «Маша растеряша»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой». Перессказ сказки «Три поросёнка». | Поместить в родительском уголке памятку «Играем дома» Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки». | Подготовить иллюстрации к сказкам. | |
Февраль | Чтение и заучивание чистоговорок, например: | Подготовить доклад для воспитателей на педагогический совет «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы» | Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки». Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей» | . Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» -Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры) |
Март | Чтение и пересказ сказок:К. Чуковского «Путаница» Русская народная сказка «У страха глаза велики…» Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк» Посещение театральных представлений в детском саду. Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка». Настольный театр «Колобок», «Репка», дети самостоятельно показывают представление. Игры с детьми: «Изобрази какое-нибудь животное». | Консультация на тему: «Читаем детям (3-4 года); Консультация на тему: «Игры детей с игрушками-персо - нажами» | С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. | |
Апрель | Чтение и пересказ сказок:Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»Шотландская сказка «Петух и лиса»Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» представлений в детском саду. Заучивание стихотворений А. Босева «Дождь». Драматизация по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко». Игры с детьми: Угадай кто» Один ребёнок отворачивается, воспитатель говорит другому ребёнку какой звук издать, например промяукать или промычать, первый ребёнок должен угадать что это за животное. | Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста». | Мастер – класс«Роль пальчиковых игрв развитии речи детей младшего возраста» Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка». | -Подбор методической литературы по теме «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста». |
Май | Исценировка сказка «Гуси лебеди» Театральные игры «Что изменилось?» | Отчёт по теме самообразования. | Презентация о проделанной работе. Показ презентации на родительском собрании. | Компьютер. Монитор. Презентация «Путешествие по сказкам !» по теме самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей». Детские работы по пройденной теме. |
Литература по теме самообразования
Программа Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой». – М. Метафора. – 2003
Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». М.: Просвещение, 1991г.
Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2003г.
Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2003г.
Синицын Е. Б. «Умные сказки». М.: Аист, 1998г.
Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». М.: Аркти,2002г.
Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Старшая группа. -
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...