План по самообразованию
материал
План по самообразованию
Тема самообразовния: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Дата начала работы над темой: 1.06.2017
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2022
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 44.57 КБ |
Предварительный просмотр:
\ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 84 «Капельки»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
План работы по самообразованию
«Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста »
Составила: воспитатель
Минегареева Гульзида
Фархулловна
Нижнекамск, 2017
Работа по самообразованию воспитателя
Минегареевой Гульзиды Фархулловны
Тема: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: показать роль и значение развивающих игр в формировании интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
∙ изучить современную педагогическую теорию игры и взгляды на её роль в
умственном развитии детей, проанализировать психолого-педагогическую
литературу по данной проблеме;
∙ изучить игровые технологии для осуществления образовательной
деятельности детей дошкольного возраста;
∙ составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по
развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста;
∙ использовать разработанный материал в ходе осуществления
образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- дать общую характеристику содержания понятия «развивающие игры»;
- исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе развития интеллектуальных способностей;
- разработать картотеку игр по интеллектуальному развитию.
- посещение МО, выхода на интернет сайты;
- вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному
развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией
«Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Кубики Никитина»,
«Игры Воскобовича.
Актуальность
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Интеллектуальное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни, это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций, сам принимает разные роли. Играя, дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.
Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития. Развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии. Они все направлены на то чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения. Помимо этого у детей развиваются такие качества, как целеустремлённость, старание и т.д. формируются навыки активной самостоятельной деятельности.
Ожидаемый результат: в процессе развивающих игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
Форма самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности ДОУ и городских методических объединений воспитателей.
Дата начала работы над темой: 1.06.2017
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2022
План работы по самообразованию
на 2017- 2018 учебный год
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения |
Организационно- диагностический этап | Подборка материала для разработки плана по самообразованию на 2017-18 уч.год Изучение нормативных документов | Июнь-август |
Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме самообразования | Август, сентябрь | |
Выявление уровня сформированности познавательных процессов у детей на начало учебного года | Сентябрь | |
Выявление уровня интеллектуального развития у детей на конец учебного года | Май | |
Теоретический этап | Изучение современной педагогической теории игры и взглядов различных педагогов на её роль в умственном развитии детей. | Октябрь |
Изучение игровых технологий для осуществления образовательной деятельности детей дошкольного возраста | В течение учебного года | |
Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме самообразования | В течение уч. года | |
Посещение теоретических семинаров на базах ДОУ муниципалитета Муниципальный семинар «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» (ДОУ № 3); | Февраль | |
Практический этап | Посещение практических семинаров и КМО на базах ДОУ муниципалитета ГМО «Легоконсруирование, как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ДОУ № 23); | Февраль |
Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом | В течение учебного года. | |
Изготовление дидактических игр и демонстрационного материала. | ||
Создание картотеки развивающих игр | ||
Проведение развивающих игр по следующей тематике: «Цвета», «Геометрические фигуры», «Величина», «Вкус», « Расположение фигур на плоскости» | ||
Работа с родителями: Проведение консультации для родителей детей группы на тему «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников» Проведение индивидуальных бесед с родителями. | ||
Обобщающий этап | Анализ работы. Отчёт по реализации плана по теме самообразования в конце 2016-17 учебного года. Выступление перед коллегами на итоговом педсовете. | Май |
Перспективный план по самообразованию
на 2017-2018 учебный год
Месяц | Направления работы | Содержание |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Анализ изученной информации |
Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме самообразования | Изучение литературы, информационных источников сети Интернет по проблеме создания плана работы. | |
Выявление уровня сформированности познавательных процессов у детей на начало учебного года | Диагностика | |
Октябрь | Изучение современной педагогической теории игры и взглядов различных педагогов на её роль в умственном развитии детей | Изучение следующей источников: 1.Анищенко, О.А. «Развиваем в игре» 2.Ярецкая, А.Ю. «Развивающая игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3.Шмаков С.А. «Природа и структура игры» 4.Источники интернета |
Работа с понятием «Развивающие игры» | Изучение литературы: Печерога А.В. «Развивающие игры для дошкольников» | |
Проведение развивающих игр (Совершенствование умения у детей выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов. Формирование у детей действия подбора по образцу) | Дидактические игры: “Найди цветок для бабочки”, “Занимательная коробочка”, «Спрячь мышку», «В царстве фигурок-человечков». Лото «Цвет», «Кто где спит?» | |
Ноябрь | Изучение игровых технологий для осуществления образовательной деятельности детей дошкольного возраста | Изучение литературы: -Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей 3-7 лет. |
Проведение развивающих игр | Дидактические игры: «Гости», «Окраска воды» | |
Декабрь | Изучение игровых технологий для осуществления образовательной деятельности детей дошкольного возраста | Изучение литературы: - Финкельнтейн Б.Б. «Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша» |
Просветительская работа с родителями | Проведение консультации для родителей детей группы на тему «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников» | |
Проведение развивающих игр | Дидактические игры: «Кислое, сладкое, соленое», «Бусинки большие и маленькие» (Обучение детей чередованию предметов по величине, развитие моторики пальцев руки. Закрепление вкусовых качеств овощей и фруктов.) | |
Январь | Изучение игровых технологий для осуществления образовательной деятельности детей дошкольного возраста | Изучение литературы: -Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» |
Проведение развивающих игр | Дидактические игры: «Найди предмет такой же формы», «Три квадрата». (Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы, способам соотнесения предметов по величине, обозначению величины предметов словами. | |
Февраль | Изучение игровых технологий для осуществления образовательной деятельности детей дошкольного возраста | Изучение литературы: - Никитин Б.Л. «Интеллектуальные игры» |
Проведение развивающих игр | Дидактические игры: «Достроим домики», «В царстве царя-Разноцвета». | |
Март | Изучение игровых технологий для осуществления образовательной деятельности детей дошкольного возраста | Изучение литературы: Зак З.А. «Методика развития интеллектуальных способностей у детей», М. 2001. Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект», М. 2000 |
Апрель | Изучение игровых технологий для осуществления образовательной деятельности детей дошкольного возраста | Изучение литературы: В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера» Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» |
Май | Выявление уровня интеллектуального развития у детей на конец учебного года | Диагностика |
План работы по самообразованию
на 2017-2022
Этапы самообразования
Этапы самообразования | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно- диагностический этап | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме самообразования Выявление уровня сформированности познавательных процессов у детей на начало и конец учебного года |
Теоретический этап | Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме самообразования | Изучение современной педагогической теории игры и взглядов различных педагогов на её роль в умственном развитии детей. Изучение игровых технологий для осуществления образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Посещение теоретических семинаров на базах ДОУ муниципалитета |
Практический этап | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса | Посещение практических семинаров и КМО, ГМО на базах ДОУ муниципалитета Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом Изготовление дидактических игр и демонстрационного материала. Создание картотеки развивающих игр Проведение развивающих игр Работа с родителями: Проведение консультации для родителей детей группы Проведение индивидуальных бесед с родителями. |
Обобщающий этап | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Анализ работы. Отчёт по реализации плана по теме самообразования в конце учебного года. Выступление перед коллегами на итоговом педсовете. |
Перспективный план по самообразованию
на 2018-2019 учебный год
Сроки выполнения | Содержание работы |
Сентябрь | Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме самообразования. |
Выявление уровня сформированности познавательных процессов у детей на начало учебного года | |
Изучение литературу «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. | |
Посещение зонального семинара по теме «Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности» (ДОУ 66), | |
Октябрь | Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом |
Ноябрь | Посещение ГМО «Танып белү сәләтен үстерүдә уеннарның роле”, “Роль игр в познавательном развитии дошкольников” (ДОУ 7), |
Декабрь | Посещение зонального МО «Использование инновационных технологий в познавательном развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» (ДОУ 1). |
Январь | Изучение литературы Гасанова Д. «Игра в развитии познавательной сферы»2014. |
Февраль | Изучение литературы «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. |
Март | Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом |
Апрель | Выявление уровня сформированности познавательных процессов у детей на конец учебного года |
Май | Анализ работы. Отчёт по реализации плана по теме самообразования в конце учебного года. |
В течении года | Изготовление и проведение дидактических, развивающих игр по теме самообразования. Участие в конкурсах. |
Перспективный план по самообразованию
на 2019-2020 учебный год
Сроки выполнения | Содержание работы |
Сентябрь | Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме самообразования. |
Выявление уровня сформированности познавательных процессов у детей на начало учебного года | |
Октябрь | Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом |
Ноябрь | ГМО «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников» (ДОУ №7) |
Декабрь | Зональный семинар «Современные подходы к математическому образованию» (ДОУ № 9) |
Январь | Участие в муниципальном конкурсе – интеллектуальная игра «Брей –ринг» (ДОУ 92) |
Февраль | Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом |
Март | Участие в муниципальном конкурсе «Инновационные технологии, как средство формирования элементарных математических представлений» (ДОУ45) Участие в муниципальном семинаре, показ мастер – класса «Современные подходы к организации работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста» (ДОУ 84) |
Апрель | Выявление уровня сформированности познавательных процессов у детей на конец учебного года |
Май | Анализ работы. Отчёт по реализации плана по теме самообразования в конце учебного года. |
В течении года | Изготовление и проведение дидактических, развивающих игр по теме самообразования. Участие в конкурсах. |
Форма самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности ДОУ и городских методических объединений воспитателей.
Дата начала работы над темой: 1.06.2017
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...