Памятки для родителей возрастные особенности детей
материал
Возрастные особенности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
возрастные особенности 3-4 лет | 48.62 КБ |
возрастные особенности 4-5 лет | 49.81 КБ |
возрастные особенности 5-6 лет | 51.32 КБ |
возрастные особенности 6-7 лет | 48.91 КБ |
Предварительный просмотр:
взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации. Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди тень у картинки
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности
- Различные пирамидки
- Коробка с вкладышами
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Брусничка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Подготовила: педагог-психолог Данильчук К. Ю.
2018
Ведущая потребность – в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность – игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция - восприятие.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
- кризис 3-х лет. формирование «системы Я».
- развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
- появление смысловой структуры сознания.
- ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
- развитие происходит через общение. с взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
- удерживает внимание 7-8 минут
- может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез. сравнение и обобщение.
- при новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении
- способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
- формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.
- формировать умение действовать по правилам.
- формировать умение сопереживать, сочувствовать. формировать эмоциональную отзывчивость.
- способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.
Новообразования:
- усвоение первичных нравственных норм.
- самооценка.
- появление элементов партнерского общения.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Восприятие:
цвета – узнавать, называть, соотносить красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый.
форма - узнавать, называть, соотносить круг, квадрат, треугольник.
величины – узнавать, называть, соотносить большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий.
эмоциональные состояния - узнавать, называть, соотносить радость, грусть, гнев.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ - описание предмета по известным признакам; выполнение заданий «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам); исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез: собирание картинки из 3 частей без опоры на образец и из 4 – со зрительной опорой.
Обобщение: по цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию.
игрушки, животные, фрукты, овощи, одежда, обувь
Сериация
- по цвету — 3 оттенка;
- по величине — 5 предметов;
- по расположению в пространстве — 3 положения;
- серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся представлений по одному признаку .
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и
Предварительный просмотр:
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
- на основе изученных свойств;
- по материалу;
- по эмоциональному состоянию;
- времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
- по цвету — 4 оттенка;
- по величине — 5 предметов;
- по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
- по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди тень у картинки
- Пазлы
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности
- Различные лабиринты
- Обведи по точкам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Брусничка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Подготовила: педагог-психолог Данильчук К. Ю.
2018
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
- Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
- Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
- Повышенная познавательная активность.
- Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
- И нтерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
- Усложнение сюжетно-ролевой игры.
- Появление осознанности собственных действий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- Создавать условия для развития творческого воображения.
- Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
- Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Новообразования:
- Контролирующая функция речи.
- Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
- Появление элементов произвольности.
- Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Восприятие
Эмоциональные состояния - узнает, называет, соотносит радость, гнев, удивление, испуг
Свойства предметов – узнает, называет, соотносит тяжелый — легкий, жесткий — мягкий, шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый — темный, сухой — мокрый. По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.)
Пространство – определяет местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте высоко-низко, слева-справа, впереди-сзади.
Время – соотносит события со временем его происшествия – утро, вечер, день, ночь, вчера, завтра, сегодня.
Память
Зрительная образная: объем — 5 предметов.
Слуховая образная: объем -4—5 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
Тактильная: объем — 4—5 предметов.
Внимание
Объем — 5 предметов.
Устойчивость — 15—20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично. Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
Предварительный просмотр:
- по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
серия из 5 последовательных картинок.
Классификация
По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди лишний предмет
- Найди пару
- Найди тень у картинки
- Пазлы
- Логические раскраски
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности (Антонимы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Брусничка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 5-6 лет»
Подготовила: педагог-психолог Данильчук К. Ю.
2018
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
- Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
- Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
- В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
- Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
- Половая идентификация.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
- Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
- Предвосхищение результата деятельности.
- Активная планирующая функция речи.
- Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Восприятие
Оттенков изученных эмоциональных состояний
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20-25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком, и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий; «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез ,
Из 6 частей без образца и из 7-8 частей — со зрительной Опорой на образец.
Сравнение предметов
На основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка;
- дикие и домашние животные;
- растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
- вещи (головные уборы, одежда, обувь);
- рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые. Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.
Сериации
- по цвету — 5 оттенков;
- по величине — 7 предметов;
- по возрасту — 4 возрастные группы;
Предварительный просмотр:
выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Сериация
По всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
Классификация
По существенным признакам.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди тень у картинки
- Пазлы
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности
- Различные лабиринты
- Обведи по точкам
- Логические раскраски
- Ребусы и головоломки
- Найди закономерность, продолжи ряд
- Волшебные клеточки и точки
- Развитие мелкой моторики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Брусничка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Подготовила: педагог-психолог Данильчук К. Ю.
2018
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра
Ведущая функция — воображение.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
- Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
- Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
- Способствовать развитию мышления.
- Формировать произвольность всех психических процессов.
- Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
- Продолжать формировать этические представления.
Новообразования:
- Внутренний план действий.
- Произвольность всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов.
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
- Возникновение первой целостной картины мира.
- Появление учебно-познавательного мотива.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.
Слуховая образная: объем — 7 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 7-8 слов.
Тактильная: объем — 7 предметов.
Внимание
Объем — 7-8 предметов.
Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по трем и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 9 частей без образца и из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
Ребенок должен самостоятельно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Возрастные особенности детей пятого года жизни"
Возраст пяти лет—это последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребёнка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов—внимания, памяти, восприятия. И выт...
Памятка для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет"
Памятка для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет"...
Памятка для родителей "Возрастные особенности детей 5 - 6 лет"
Памятка для родителейВозрастные особенности детей 5—6 летЭто возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом позна...
Памятка для родителей: "Возрастные особенности детей 3-4 лет"
Памятка для родителей: "Возрастные особенности детей 3-4 лет"...
Памятка для родителей "Возрастные особенности детей 4-5 лет". педагог Соловьева Наталья Петровна
"Возрастные особенности детей 4-5 лет"....
Памятка для родителей "Возрастные особенности детей пятого года жизни"
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко воз...
Памятка для родителей "Возрастные особенности детей 4- 5 лет"
Памятка для родителей "Возрастные особенности детей 4-5 лет"...