Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
методическая разработка

Богданова Светлана Сергеевна

индивидуальный образовательный маршрут дошкольника (презентация)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67» Энгельсского муниципального района Саратовской области Индивидуальный образовательный маршрут развития дошкольников Составила воспитатель Богданова Светлана Сергеевна

Слайд 2

Галилео Галилей говорил: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе ». Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени.

Слайд 3

Главная цель ИОМ — создание подходящих условий в учреждении, занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения багажа знаний, умений и навыков . Задачи личной образовательной стратегии следующие: формирование предметной среды для социального развития малыша; организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации, а также сотрудничество с родителями и законными представителями, направленное на социально-личностный рост ребёнка; совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и доверия; создание всех условий для воспитания позитивного отношения малыша к себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной компетентности ребёнка; формирование у малыша позитивного отношения к своей личности, а также воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого возраста понятий.

Слайд 4

Выше перечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ : заказ государства; запросы и потребности взрослых членов семьи, в частности, родителей; личностными способностями и уровнем потенциала конкретного ребёнка; материальной и технической оснащённостью, а также педагогическими кадрами учреждения дошкольного образования.

Слайд 5

ИОМ создаётся для детей: детей, имеющими трудности в освоении программы дошкольного учреждения; детей с ОВЗ, для детей - инвалидов; с одаренными детьми.

Слайд 6

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС ДО: Стадия наблюдения и диагностики . Стадия конструирования . Стадия реализации. Стадия диагностики.

Слайд 7

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ Ф.И. ребенка__________________________________________________________________ на ___________________________________ учебный год. Возрастная группа ___________________________№ Дата рождения _______________ Дата составления образовательного маршрута: ____________________ Воспитатели:__________________________________________________________________ Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО Критерии : От 1 до 1,5 – не сформировано; от 1,6 до 2,5 – частично сформировано; от 2,6 до 3– сформировано Условные обозначения: + - сформировано; + - частично сформировано; + - не сформировано.

Слайд 8

Реализация образовательного маршрута: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Затруднения:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Месяц/ Дата Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее): Цель Ответственный Взаимодействие с родителями Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель

Слайд 9

Месяц/ Дата Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее): Цель Ответственный Взаимодействие с родителями Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Реализация образовательного маршрута: Образовательная область «Познавательное развитие» Затруднения:____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 10

Месяц/ Дата Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее): Цель Ответственный Взаимодействие с родителями Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Реализация образовательного маршрута: Образовательная область «Речевое развитие» Затруднения:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 11

Месяц/ Дата Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее): Цель Ответственный Взаимодействие с родителями Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Реализация образовательного маршрута: Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Затруднения:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на ребёнка со средними способностями, а значит, для работы с детьми, имеющими трудности в освоении образовательной программы ДО,  или, наоборот, опережающими своих сверстников, необходимо корректировать рекомендованные стратегии образования. Этим объясняется актуальность разработки отдельного плана для развития конкретного ребёнка-дошкольника, который получил название индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) согласно ФГОС ДО.

Индивидуальным образовательным маршрутом  называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью педагогов -  психологов, учителей – логопедов, дефектологов, воспитателей  и других специалистов ДОУ соответственно возрастной группе воспитанника.

При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности малыша, которые могут опережать или задерживаться  в сравнении с общепринятыми стандартами.

Таким образом, ИОМ — это компенсация трудностей в обучении и воспитании с учётом личностного потенциала ребёнка, которая позволяет проявить его интеллектуальные, эмоционально-волевые, деятельностные и нравственно-духовные особенности. Несмотря на то, что конкретного «рецепта» составления индивидуальной стратегии нет, принципы, цели и задачи ИОМ оговариваются в таких документах, как:

•        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

•        ФГОС ДО.

Кстати, первым воспитателем, использовавшим ИОМ, была Мэри Поппинс: её воспитанники получали все необходимые знания через те занятия, которые им нравились.

Слайд 2

Главная цель ИОМ — создание подходящих условий в учреждении, занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения багажа знаний, умений и навыков.

Задачи личной образовательной стратегии следующие:

•        формирование предметной среды для социального развития малыша;

•        организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации, а также сотрудничество с родителями, направленное на социально-личностный рост ребёнка;

•        совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и доверия;

•        создание всех условий для воспитания позитивного отношения малыша к себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной компетентности ребёнка;

•        формирование у малыша позитивного отношения к своей личности, а также воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого возраста понятий.

Слайд 3

Выше перечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ:

•        заказ государства;

•        запросы и потребности  родителей ребенка и законных представителей;

•        личностными способностями и уровнем потенциала конкретного ребёнка;

•        материальной и технической оснащённостью, а также профессиональной подготовленностью кадров учреждения дошкольного образования.

ИОМ особенно уместен при работе с одарёнными или имеющими трудности в освоении программы ребятами,  с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами, которые предпочитают работать самостоятельно, а не в группе.

Слайд 4

Индивидуальная стратегия образования создаётся для:

•        детей, имеющими трудности в освоении программы дошкольного учреждения;

•        детей  с ОВЗ, для детей - инвалидов;

•        с одаренными детьми.

Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но в некоторых случаях (например, если малыш не справился с проблемой или если дело касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться весь период обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы так, чтобы они соответствовали возрасту и способностям ребёнка.

Для выбора направления ИОМ не обойтись без проведения диагностического обследования.

Заполняют ИОМ воспитатель в сотрудничестве с  психологом (некоторые аспекты социально-коммуникативного развития), логопедом (ряд пунктов в речевом развитии, если это группа ОВЗ с речевым нарушением или дети группы посещают логопункт), музыкальным руководителем и специалистом по изо – деятельности (« О.О. «Художественно – эстетическое развитие»), инструктором по физической культуре («Физическое развитие»). То есть на практике создаётся папка с ИОМ, включающая психолого-педагогическую диагностику малыша, план реализации стратегии, а также таблица или характеристика с подробностями выполнения каждой поставленной цели.

Слайд 5

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС:

Разработка индивидуальной стратегии происходит поэтапно.

•        Стадия наблюдения и диагностики. Этот этап осуществляется вместе со специалистами ДОУ. С ребёнком выполняются тесты, позволяющие выявить причины возникновения тех или иных трудностей. Результатом работы становится таблица.

•        Стадия конструирования. Целью этого этапа является собственно разработка ИОМ на основе выявленных сложностей и поводов их возникновения. Результат — готовая схема маршрута.

•        Стадия реализации. С помощью разных методов происходит выполнение ИОМ.

Среди универсальных способов достижения поставленной цели можно выделить следующие методы:

  • Беседы, игры, обсуждение прочитанных книг, проблемных вопросов.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Игры, тренинги для развития сферы поведения.
  • Арт-терапия (изонить, сказкотерапия, куклотерапия).
  • Приёмы психогимнастики для релаксации и т.д. и т.п.

•        Стадия диагностики. Оценка результатов работы по ИОМ. Главный критерий — осталась проблема или её удалось устранить. В случае если прогресса нет, разрабатывается  новый ИОМ, если же намечается положительная динамика, то можно продолжить или доработать уже существующий.

ИОМ позволяет раскрыть потенциал каждого ребёнка и научить его сотрудничать с коллективом.

Индивидуальные маршруты, как уже отмечалось, не имеют установленной схемы оформления, могут быть в виде таблицы или в виде текста — всё зависит от той трудности, на решение которой разработка направлена.

Вашему вниманию хотелось бы представить индивидуальный образовательный маршрут, разработанный и используемый педагогами нашего сада. (Слайд 6- 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

В статье рассматривается определение индивидуального образовательного маршрута, этапы построения и структурные компаненты....

Примеры индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников

В работе представлены примеры составленных индивидуальных маршрутов дошкольников испытывающих разные виды трудностей в развитии....

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Один из вариантов инд. обр. маршрута дошкольника....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

План работы районной проблемной группы педагогов ДОУ...

Педагогический мониторинг образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута дошкольника 3-7 лет в соответствии ФГОС ДО.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка ...

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с особыми образовательными нуждами

Вариант лана подготовки ИОМ дошкольника. Вариант ИОМ дошкольника.Использовался в группе полной инклюзии в 2017-2018 учебном году....