МКДОУ "ГАРМОНИЯ" ДЕТСКИЙ САД №33
проект (старшая, подготовительная группа)
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «МОЯ РОССИЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Автор: воспитатель Шипилова Марина Вадимовна
МБДОУ «Гармония», детский сад №33
Название проекта: «Мы живем на Урале»
Тема проекта: «Все народы как братья равны, всем народам любовь и почет»
Кто представляет: дети подготовительной группы
Срок реализации проекта: долгосрочный
Как возникла идея проекта:
На протяжении многих веков Урал - перекресток путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во многом предопределило этнический состав населения и многообразную этническую историю. Исследователи считают, что древние уральцы принадлежали к урало-алтайской этнолингвистической общности, и предполагают, что в середине IV тыс. до н. э. древне-уральское население разделилось на две ветви: восточную (предположительно – предков самодийцев) и западную (финно-угорская общность). Во II тыс. до н. э. финно-угорская общность распалась на финно-пермскую (предки коми-пермяков и удмуртов) и угорскую (предки ханты и манси) ветви. Именно эти народы относятся к аборигенному населению Урала.
Урал рубежа ХХ-ХХI веков – уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей: коренных и мигрантов. В 1999 г. только в Свердловской области были зарегистрированы около 70 национально-культурных организаций (русские, украинские, татарские, башкирские, корейские, цыганские, еврейские, немецкие, польские и др.). Наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Пример Нижнего Тагила наглядно убеждает ее жизненную силу. В годы Великой Отечественной войны город принял целые предприятия с их коллективами с временно захваченной немцами Украины. Тагильчане мирились с невзгодами, предоставляли свои квартиры попавшим в беду людям. После войны часть украинцев возвратилась в родные места. Для многих же Нижний Тагил стал их второй родиной. Мы, тагильчане, это русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, немцы, евреи и другие национальности – часть великой семьи, которая зовется Россия. В МБДОУ детский садик №33 ходят дети разных национальностей. Садик на сегодняшний день является многонациональный. Дети других наций приходят в садик в одежде, в которой присутствуют элементы национальной культуры (узоры на одежде, платки, юбки), здороваются, прощаются, произносят фразы на национальном языке, на праздники дети приносят свои национальные лакомства и угощения. В связи с эти, у детей возник интерес и потребность поближе познакомится с культурой, языком, традициями, обычаями и бытом других народов. Ребята проявили любознательность к истории нашего края, захотели провести исследовательскую работу и классифицировать народы на коренных жителей Урала (татары, башкиры, манты, марийцы и т.д.) а также познакомится с теми народами, которые приехали на Урал и остались тут жить: таджики, узбеки, армяне.
Цель проекта:
- выяснить какие народы проживают на территории Урала
- воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности.
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.
- Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
- Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
- Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
Этапы реализации проекта:
1 Подготовительный этап
- Создание интереса у участников проекта. Подбор необходимой литературы, материалов для реализации проекта.
- Постановка задачи перед детьми и родителями: сбор предметов домашней утвари, национальной одежды, сбор информации о традициях и обычаях в их семьях (создание альбомов). Пошив детской национальной одежды для показа ее на празднике
- Создание предметно – развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям
возможность проявить свое творчество;
- совместная экскурсия с родителями в краеведческий музей
- проведение «гостевого вечера» для детей и родителе, где родители и дети могут презентовать свои традиции и обычаи семьи, своего народа.
2 Основной этап
Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми:
- тематические беседы,
- исследовательская работа,
- непосредственно – образовательная деятельность детей,
- культурно – досуговая деятельность.
- Чтение художественной и познавательной литературы
- чтение сказок народов Урала
- отгадывание загадок, разучивание стихов, пословиц и поговорок
- художественно – эстетическая деятельность детей
- использование настольных дидактических игр
- Игра в лото, разрезные картинки, пазлы
- разучивание национальных подвижных игр
- прослушивание народных песен
- игры на национальных музыкальных инструментах
- совместный просмотр презентаций о народах, населяющих Урал
- экскурсия в краеведческий музей
- приглашение в гости старожилов и почетных жителей Урала.
- разнообразные праздники и досуги: «Веселая ярмарка» (создание изделий народных промыслов),
- «Музыкальный круиз» (танцы, песни, мелодии народов Урала);
- - праздники (в том числе народные обрядовые)
- театрализовано-музыкальные развлечения
- «семейные вечера» подводящие своеобразный итог рассмотрения темы, активное участие детей в них
- - сравнительный анализ народных игр, игрушек, произведений народного
- - игровые упражнения и этюды с использованием народных музыкальных инструментов
- - музыкально-дидактические и музыкально-двигательные игры
- - музыкально-творческие игры-импровизации, включающих исполнение на народных (детских) музыкальных инструментах;
- - танцевальные импровизации с использованием сюжетного оформления;
- - чтение сказок с выполнением музыкально-развивающих заданий;
- - хороводы, народные танцы;
- - самостоятельный подбор выразительных средств в музыкальных зарисовках;
- - чтение сказок народов Урала, сказов П.П. Бажова;
- - разучивание малых фольклорных форм;
Реализация творческой деятельности:
- выставка рисунков по темам «Народы, живущие на Урале, «Национальный узор» «Предметы быта разных народов» «Традиционное народное промысла», «Игры и забавы народностей», «Любимое блюда»
- Аппликация, конструирование, поделки по теме «Народы, живущие на Урале»
- создание национальных костюмов народов (башкиры, татары, марийцы, таджики, армяне)
3 Заключительный этап
- Проведение праздничного концерта, участие в фестивале «Национальных культур», участие в фестивале «Дружба»
Какие ресурсы использовались для реализации проекта: сбор информации от бабушек, дедушек, родителей, долгожителей Урала, интернет - ресурсы, художественная, научная литература, энциклопедии,
Итоговые продукты: оформление альбомов о народах, живущих на Урале, создание национальных кулинарных книг, создание коллекции одежды представителей разных народов Урала, монтаж видеофильма о праздниках, проводившихся в нашем детском саду по данной теме.
Как и где можно применить получившийся продукт: участие в городских, областных и Всероссийских конкурсах, праздниках и концертах
Формы совместной образовательной деятельности с детьми:
-
Образовательная область «Физическое развитие»
Игры народов Среднего Урала:
Русские – «Городки», «Гуси лебеди»,
«Жмурки», «Классы»,
«Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочкавыручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты».
Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палкакидалка», «Стрелок», «Юрта».
Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто
дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу»,
«Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки».
Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком»,
«Охота на лося», «Серый зайка».
Марийские - «Биляша», «Катание мяча».
Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой,
олень!».
Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок»,
«Тума-дуй».
Спортивные игры:
«Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках» и др.
Целевые прогулки, экскурсии по городу обеспечивают
необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Реализация программы «Здоровье», «Модель закаливающих
процедур с учетом климатических условий Среднего Урала,
особенностей психофизического здоровья каждого ребенка».
Участие в тематических проектах, спортивных событиях. Создание
тематических выставок рисунков, коллективных коллажей,
аппликаций о правильном питании. Сюжетно-ролевые игры
«Аптека», «Больница», «Лесная аптека» и др. Детско-взрослые
проекты.
Перспективное планирование НОД с детьми подготовительной группы
ПРОЕКТ: «Мы живем на Урале»
Тема проекта: «Все народы как братья равны, всем народам любовь и почет»
«Тема проекта: «Все народы как братья равны, всем народам любовь и почет»
Цель: формирование знаний у детей об Урале, как о родном крае | Сроки: сентябрь | ИГРЫ | |||
1 неделя | Географическое происхождение Уральские горы. Древний Урал. Гиперборейские горы, древние племена Урала. «Уральская мифология» или «Как первый человек пришел на Урал». Археологические находки. | Систематизировать знания детей об Урале, как о родном крае: что обозначает слово «Урал», природные богатства Урала: горы, леса, озера, полезные ископаемые. | Беседа, иллюстрации; презентация «Горжусь тобой, Урал седой»; | Конспект, презентация о родном уральском крае, карта Свердловской области | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты»,
Башкирские – «Липкие пеньки», Татарские – «Жмурки», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед
|
2 неделя | Реки, озера, родники, Горы пещеры (Кунгурская). «Урал – наш край родной» Горнозаводской Урал. История возникновения горнозаводской промышленности на Урале. В.И. Татищев и В. Де Генин – основоположники строительства «железоделательного» завода на Урале. Природные богатства Урала: полезные ископаемые (нефть, газ, уголь). | Систематизировать знания детей об Урале, как о родном крае: что обозначает слово «Урал», природные богатства Урала: горы, леса, озера, полезные ископаемые. | Беседа, презентация, иллюстрации; чтение книги С. Лавровой «Удивительный Урал», с.8; дидактические и подвижные игры | Конспект «Урал - наш край родной» | |
3 неделя | Г. Екатеринбург-столица Урала. (герб Свердловской области, привокзальная площадь, памятники, городской пруд, парк) «История города Екатеринбурга». История возникновения города Екатеринбурга. Основатели города. Строительство Екатеринбурга: екатеринбургской геральдики». Основы геральдики. Герба города Екатеринбурга. | Расширять представление детей о городе Екатеринбург. «Монетный двор и все, что в нем». История Екатеринбургского монетного двора. Как и какие деньги чеканили в Екатеринбурге. Экскурсия по городу XIX века. г. Екатеринбург в начале XX века: границы города, быт, горожане. «Как и чему учили в Екатеринбурге». Особенности обучения в Екатеринбурге XIX века. Предметы для учебы. Занятие чистописанием: письмо гусиным пером. Екатеринбург современный: театры, музеи, парки города; транспорт города; улицы и площади города. Красота современного города. Архитектура города. Изве | Презентация, фото, беседа, чтение худ. литературы; дидактические и подвижные игры
| Конспект. «На улицах города», чтение книги С. Лавровой «Удивительный Урал», с.60 «Сказ о том, как царь Петр город на реке Исети построил». «Законы Чтение сказов П.П. Бажова. Исследования и рассматривание изделий из металла (алюминиевые, стальные, чугунные). Рассматривание иллюстраций: как добывают руду и выплавляют металл. Магнит, его свойства. Компас. Определение сторон света по компасу. | Русские – «Городки», «Фанты», «Городки», « Татарские – «Кто первый», «Тимербай», «Серый зайка». Марийские - «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», Чувашские – «Штаидерт», «Тума-дуй».
|
4 неделя | Артемовский район. п. Красногвардейский | Закреплять представление детей о районе, родном поселке | Презентация, фото, беседа, чтение худ. литературы, рисование поселка , экскурсии | Конспект «наш Красногвардейский» |
Тема проекта: «Народы Уральского края» | Сроки: октябрь |
| |||
сроки | Тема мероприятия | задачи | Формы совместной деятельности | источник | ИГРЫ |
1 неделя | Народы Урала (русские, татары, башкиры); дом и быт мастеровых людей; Национальная одежда, ярмарки | Познакомить детей с домашним бытом уральского народа, их домашними мастерскими; внешним обликом и внутренним устройством домов | чтение книги С. Лавровой «Удивительный Урал», с.30,56; дидактические и подвижные игры | Конспект, книга о народных костюмах на Урале | Русские – «Ляпки», «Молчанка», «Палочка выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», Башкирские – «Медный пень», «Палка кидалка» Татарские – «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
2 | Народный календарь, поговорки и пословицы | Познакомить детей с народными традициями на Урале и праздниками Провести праздничное мероприятие «Осенины» | Знакомство с народным календарем, названием праздников, рассматривание картин и презентаций
Русские сказки Урала: Волшебные сказки - «Лягушка-царевна», «Марья Моревна», «Фефелищное сокола перышко». Сказки про детей - «Как старикова «Снегурочка и серый волк». Сказки про животных - «Бычок соломенничек», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Хитрая козонька». Башкирские сказки – «Два барсука», «Хан и Алдар». Удмуртские сказки - «Глупый котенок», «Кошка и белка», «Ласточка и комар», «Мышь и воробей», «Охотник и змея», «Синица и журавль», «Синица и ворона», «Старик со старухой и береза». Татарские сказки - «Гульчечек», | Народный календарь Легенды и мифы. Башкирские - «Большая медведица», «Млечный путь». Марийские - «Как ворон землю мерил», «Как землю выловили». Удмуртские: «Звезды», «Горы и долы», «О сотворении мира», «Охотник и змея», «Пятно на луне». | |
3 неделя | Народный календарь, поговорки и пословицы «Уральская роспись по дереву, бересте, металлу». История возникновения искусства бытовой росписи на Урале. Домашняя утварь: деревянные шкатулки, коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические подносы. Особенности уральской росписи. | Продолжать знакомить детей с народными традициями на Урале и праздниками Дать представление о православном празднике «Покров» | Знакомство с народным календарем, названием праздников, рассматривание картин и презентаций | Народный календарь | Русские – «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Продам горшки», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
4 неделя | Знаменитые люди Урала | Познакомить детей с уральскими писателями: П.Бажов, Мамин - Сибиряк; братья Черепановы | чтение книги С. Лавровой «Удивительный Урал», с.40, 65
Русские сказки Урала: «Марья Моревна», «Фефелищное сокола перышко». Сказки про детей - «Как старикова дочь богатой стала», «Лутошечка», « «Снегурочка и серый волк». Сказки про животных - «Бычок соломенничек», «Бобовое зернышко», «Заяц и еж», «Заяц и коза», «Конья голова», «Кот, воробей, петух и лиса», «Кот, Башкирские сказки – «Два барсука», «Курица и ястреб», «Лиса и петух», «Лиса сирота», «Медведь и пчелы», «Хан и Алдар». Удмуртские сказки - «Глупый котенок», «Заяц и лягушка», «Заяц и лягушка», «Старик со старухой и береза». Татарские сказки - «Гульчечек», «Пройдоха». Сказки народа манси (вогуллы) – «Воробушек», «зайчик». Сказки народа ханты – «Береста», «Брусника», «Медвежья трава», «Мышка», «Уголек». | Сказ П.Бажова «Ермаковы лебеди» |
Тема проекта: «Природа Уральского края» | Сроки: ноябрь |
| |||
сроки | Тема мероприятия | задачи | Формы совместной деятельности | источник | ИГРЫ |
1 неделя | Живая природа Урала (растительность) | Познакомить детей с растениями Урала; дерево рябина – символ Урала, грибы, ягоды, травы и их польза | Лесная аптека, чтение книги С. Лавровой «Удивительный Урал», с.22, 49, дидактические и подвижные игры | Конспект, макет | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Серый волк», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
2 неделя | Птицы и звери | Познакомить детей с животным миром Уральского края | беседа, презентация, дидактические и подвижные игры | Конспект «Животный мир Урала», презентация | |
3 неделя | Обитатели озер и рек | Познакомить детей с водными ресурсами р. Ирбитка, Пруд, их названиями и особенностями; какая рыба водится в этих реках | Просмотр презентации, беседа, рисование родника, дидактические и подвижные игры Русские сказки Урала: Волшебные сказки - «Фефелищное сокола перышко». «Снегурочка и медведь», «Бычок соломенничек», «Бобовое зернышко», «Заяц и еж», «Заяц и коза», «Конья голова», «Кот, воробей, петух и лиса», Башкирские сказки – «Два барсука», «Курица и ястреб», «Лиса и петух», «Лиса сирота», «Медведь и пчелы», «Хан и Алдар». Удмуртские сказки «Охотник и змея», «Синица и журавль», «Синица и ворона», «Старик со старухой и береза». Татарские сказки - «Гульчечек», «Три дочери». Сказки народа коми - «Мышь и сорока», «Пройдоха». Сказки народа манси (вогуллы) – «зайчик». Сказки народа ханты – «Береста», «Брусника», «Медвежья трава», «Мышка», «Уголек». | Презентация о реках (из поселкового музея) Сказ П.Бажова «Золотой волос», «Синюшкин колодец» | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», « «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок»,
|
4 неделя | Красная книга | Познакомить детей с Красной книгой Урала, создать в группе свою Красную книгу | Рассматривание книги, знакомство со знаками поведения в природе, изготовление знаков с детьми | Экскурсия в библиотеку |
Тема проекта: Урал – кладовая земли» | Сроки: декабрь |
| |||
сроки | Тема мероприятия | задачи | Формы совместной деятельности | источник | ИГРЫ |
1 неделя | Подземные богатства земли уральской (минералы - малахит, хризолит, яшма, змеевик, бирюза, и др | Знакомить детей с историей Урала через краеведческую литературу. | рассматривание коллекции минералов; экспериментальная деятельность с камнями; | Конспект, сказ П. Бажова «Про великого Полоза», презентация, коллекция минералов | Русские –«Палочка выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Серый волк», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
2 неделя | Полезные ископаемые - бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк, колчедан, торф, нефть, каменный уголь, газ и др. | Расширять представления детей о свойствах камней, полезных ископаемых и их значении | Беседа, полезные ископаемые, презентация о полезных ископаемых; детское творчество | Конспект «В гостях у хозяйки медной горы» , сказ П. Бажова «Малахитовая шкатулка»; | |
3 неделя | Самоцветы - хризолит, аметист, топаз, изумруд, рубин, гранат, цитрин. И др | Расширять представление детей о самоцветах на Урале | Презентация о самоцветах, беседа, дидактические и подвижные игры | Сказ П.Бажова «Серебряное копытце» театрализованная деятельность | Русские – «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок»,
|
4 неделя | Камнерезное искусство, профессия камнерез, огранщик, ювелир Народные промыслы и ремесла Урала. (уральская роспись на бересте, дереве, посуде, металлических подносах, каслинское литье). Традиционные изделия мастеров-ремесленников Урала, их разнообразие, национальный колорит. | Познакомить детей с камнерезным искусством на Урале | Беседа, просмотр фотоальбома, рассматривание изделий из камня | Чтение книги С. Лавровой «Удивительный Урал»,; Сказ П.Бажова «Каменный цветок»» |
Тема проекта: «Прикладное искусство народов Урала» | Сроки: январь |
| |||
сроки | Тема мероприятия | задачи | Формы совместной деятельности | источник | ИГРЫ |
2 неделя | Уральская роспись | Познакомить детей с возникновением уральской росписи, ее элементами | Беседа о возникновении уральской росписи, презентация о музее, дидактические и подвижные игры | Конспект, методическое пособие-альбом об уральской росписи | Русские – Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Лисичка и курочки», «Перехватчики», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – « «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», |
3 неделя | Тагильская роспись –Тагильские подносы «Уральский фарфор». Посуда уральских фарфоровых заводов. Столовый, чайный, кофейный сервизы. Сысертский и Богдановичский фарфоровые заводы. Урало-сибирская роспись. Мотивы уральской росписи в узорах на посуде. Нижнетагильский поднос. | Познакомить детей с росписью подносов в г.Н. Тагил, рассказать о - доме-музее Худояровых в г. Н.Тагил | Презентация о музее, беседа, рассматривание подносов, роспись подноса | Конспект, Сказ П.Бажова «Хрустальный лак» | |
4 неделя | Уральская домовая роспись | Познакомить детей с Уральской домовой росписью. | Презентация о музее в с. Нижняя Синячиха, беседа, роспись прялки | конспект | Русские – «Ляпки», «Молчанка», «Палочка выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках Башкирские – «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
Тема проекта: | Сроки: февраль |
| |||
1 неделя | Литье в городе Касли; «Художественное литье». Каслинское чугунное литье. Изделия каслинских мастеров. Художественные решетки и ограды города Екатеринбурга. Узоры в изделиях каслинских мастеров. | Познакомить детей с народным промыслом «Каслинское литье», с работами мастеров | фотографии, рисование фонаря | Конспект «Старинный фонарь»; сказ П. Бажова «Шелковая горка» | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочка выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок»,
|
2 неделя | Решетки и ограды: «Чугунное узорочье Каслинских мастеров» | Продолжать знакомство с промыслом, воспитывать чувство уважения к народным умельцам (чеканщик, литейщик ) | Презентация, фотографии, беседа с детьми; лепка ограды | Конспект «Чугунные кружева»; сказ П. Бажова «Чугунная бабушка» | |
3 неделя | Заводы на Урале. Н.Тагил город горняков и металлургов. Решетки и ограды г. Екатеринбурга. | Познакомить детей с уральскими металлургическими заводами, чем они знамениты (железо, медь, золото-платиновые прииски; руда, металл – готовая продукция) | Презентация, фотографии дидактические и подвижные игры | Конспект, сказ П.Бажова «Медной горы хозяйка», | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочка выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
4 неделя | Военная техника, оружие | Познакомить детей с уральскими металлургическими заводами, чем они знамениты (изделия из металла: от предметов быта до танков) | чтение книги С. Лавровой «Удивительный Урал», с.53; дидактические и подвижные игры | сказ П. Бажова «Иванко-Крылатко», |
Тема проекта: «Прикладное искусство народов Урала» | Сроки: март |
| |||
сроки | Тема мероприятия | задачи | Формы совместной деятельности | источник | ИГРЫ |
1 неделя | Народная игрушка (кукла-Скрутка, (Пеленашка), Веснянка, Пасхальная) | Познакомить детей с народной куклой-оберегом, научить изготавливать куклу | Рассматривание кукол, беседа о их назначении, фотографии, изготовление куклы | Конспект, презентация «Народная кукла», дидактические и подвижные игры | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочка выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
2 неделя | Куклы обереги (Зернушка (крупяничка), кукла Параскева (Макошь), кукла Масленичная, кукла Коза, Метлушка) | Продолжать знакомить детей с народной игрушкой | Рассматривание кукол, беседа о значении, фотографии, изготовление куклы | Конспект, презентация «Русская народная кукла» | |
3 неделя | Куклы обереги (кукла Крестушка, Покосница, лыковая для охраны дома, кукла Веник, кукла Зольная, кукла Десятиручка) | Продолжать знакомить детей с народной игрушкой | Рассматривание кукол, беседа о значении, фотографии, изготовление куклы; дидактические и подвижные игры | Конспект, презентация «Русская народная кукла», | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочка выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
4 неделя | Уральская вышивка | Познакомить детей с уральской вышивкой, ее элементами и узорами, показать технику выполнения вышивки (гладь, крестик) | Рассматривание одежды и альбома с уральской вышивкой | Конспект, альбомы с вышивкой, выставка |
Тема проекта: «Прикладное искусство народов Урала» | Сроки: апрель |
| |||
сроки | Тема мероприятия | задачи | Формы совместной деятельности | источник | ИГРЫ |
1 неделя | Домашняя утварь: деревянные шкатулки, коромысла, сундуки, прялки, посуда, утюги и т.д. | Познакомить с предметами быта уральского народа в старину | Беседа, рассматривание предметов быта; дидактические и подвижные игры | Изделия домашней утвари | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочка выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
2 неделя | Изделия из бересты | Познакомить детей с берестяными изделиями: туеса, короба, посуда | Беседа, презентация, рассматривание изделий из бересты; дидактические и подвижные игры | Конспект, презентация | |
3 неделя | Изделия из бересты | Учить детей создавать поделки из бересты | Рассматривание различных поделок из природного материала. Изготовление поделок | Альбом, рисунки-схемы | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочка выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
4 неделя | Уральский фарфор (Сысертский, Багдановичский завод) | Познакомить детей с работами уральских мастеров | Просмотр слайдов, чтение литературы, рассматривание изделий; дидактические и подвижные игры | Конспект, презентация |
Тема проекта: «Что мы знаем о нашем Уральском крае» | Сроки: май |
| |||
сроки | Тема мероприятия | задачи | Формы совместной деятельности | источник | ИГРЫ |
1 неделя | «Чайное искусство», «Самовары» | Познакомить детей с чайным искусством на Урале и самоваро | чтение книги С. Лавровой «Удивительный Урал», с.59 | Презентация о самоварах | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», « «Фанты», «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках Башкирские – «Липкие пеньки», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
|
2 неделя | Викторина про Уральский край | Закрепить с детьми знания об Уральском крае, о профессиях уральских людей | дидактические и подвижные игры | Конспект, альбомы, | |
3 неделя | Мини-музей «Горжусь тобой – Урал седой» | Обобщить знания у детей о родном крае | Выставка героев по сказам Бажова, красная книга Урала, выставка коллекции минералов и ювелирных изделий, выставка изделий из фарфора и металла, выставка народных кукол, альбомы по пройденной теме, музыкальные инструменты, библиотечка о родном крае | Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Фанты», «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Продам горшки», «Серый волк», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки». Удмуртские – Марийские - «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
| |
4 неделя | Развлечение «Край родной – земля уральская» | Закрепить знания детей о родном крае | Пословицы, стихи, песни, хороводы, игры | конспект |
Содержание и Игры народов Среднего Урала:
Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочка выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках
Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка кидалка», «Стрелок», «Юрта».
Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», «Скокперескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки».
Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка».
Марийские - «Биляша», «Катание мяча».
Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!».
Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».
Спортивные игры:» и др. Целевые прогулки, экскурсии по городу обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка. Реализация программы «Здоровье», «Модель закаливающих процедур с учетом климатических условий Среднего Урала, особенностей психофизического здоровья каждого ребенка». Участие в тематических проектах, спортивных событиях. Создание тематических выставок рисунков, коллективных коллажей, аппликаций о правильном питании. Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Больница», «Лесная аптека» и др. Детско-взрослые проекты. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Содержание Мой дом, улица, двор. Мой детский сад. Традиции детского сада. Мой родной город (село). История его зарождения и развития. События общественной жизни в родном городе. Местные достопримечательности, известные люди. Правила поведения горожанина (сельчанина). «Имя» города (села). У родного города (села) есть свое название (имя), оно рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом, или о знаменитом человеке. Название может напоминать о природе того места, где построен город (село). Жизнь горожан (сельчан). Город (село) выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города (села) рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Об истории родного города (села) и жизни горожан (сельчан) рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. Малая родина хранит память о знаменитых россиянах - защитниках Отечества, писателях, художниках. В городе (селе) трудятся родители. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции. Символика родного города (села). Традиции родного города (села). Родной край как часть России. Столица Урала - город Екатеринбург. История зарождения и развития своего края. Города своего края. Основные традиции и обычаи, регулирующие общение представителей разных этносов на Среднем Урале и месте проживания. Этнический и социальный состав населения, его верования и религии, быт и образ жизни. Музей как социокультурный феномен. На Урале всегда жили люди разных национальностей - они отличаются некоторыми внешними особенностями, традиционными занятиями, культурными особенностями. У каждого народа свои народные промыслы, национальные праздники, игры, сказки, танцы. Каждому человеку важно знать культуру своего народа и уважать традиции других народов. Профессия, место работы родителей. Профессии, связанные со спецификой местных условий. Добыча полезных ископаемых. Камнерезное искусство как одно из старейших промыслов Урала, история данного вида прикладного искусства, традиции уральских мастеров – камнерезов, ювелиров; профессии камнереза отраженных в сказах П.П.Бажова. Приобретение навыка безопасного поведения в природе, быту, в отношениях с незнакомыми людьми, в дорожно-транспортных ситуациях. Средства Отражение представлений о многообразии этнического состава населения страны, об особенностях их материальной культуры и произведений устного народного творчества в сюжетных играх, играх-драматизациях, исследовательских проектах. Рассматривание иллюстративного материала, слайдов, фотографий, отображающих архитектурный облик города (села), основные функции родного города (села), сооружения архитектуры и скульптуры (защитно-оборонительная, торговая, промышленная, функция отдыха и развлечения). Поддержка интереса к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывание сюжетных историй о жизни города (поселка), об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с ними. Использование плоскостного и объемного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади), прорисовывание и размещение архитектурных сооружений на детализированной карте города (села), участие в играх, проектах «Город-мечта» («что могло бы здесь находиться и происходить»). Проектная деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы. Стимулирование любознательности детей, самостоятельного поиска информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию), выдвижение гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде и т.п. Вовлечение детей в игры-путешествия по родному городу (селу), в проведение воображаемых экскурсий, «виртуальных» выставок, побуждение задавать вопросы о городе (селе), использовать имеющуюся информацию, осуществлять поиск необходимой. Включение детей в игры-экспериментирования и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской (сельской) среде: игры с флюгером, создание венков, исследование листьев лавра и другие. Подведение детей к пониманию значения разнообразных элементов городской (сельской) среды: венков славы, изображений ветвей деревьев, флюгеров. Побуждение детей к творчеству на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, сказок, изобразительной деятельности. Побуждение детей к собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей). Организация участия детей в жизни родного города: в его традициях, праздниках; содействие эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни: изготовление открытки для ветеранов, участие в социальной, природоохранной акции. Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок об особенностях этнической культуры народов Среднего Урала. Целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, просмотр видеофильмов о профессиях родителей, взрослых. Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и взаимосвязи профессий; игры-путешествия, расширяющие представления об истории предметного мира как результате труда человека, продукте его творческой мысли. Рассматривание предметов, инструментов, материалов («Из каких материалов делают современную бытовую технику?», «Почему не моют одноразовую посуду?») как компонентов трудового процесса; экспериментирование с материалами («Что можно сделать из «бросового» материала?»). Детские проекты, например, по изготовлению книг «Кто построил этот дом?», «У нас в гостях врач-хирург»; сюжетноролевые игры по методу «игра-труд», позволяющие включать реальные трудовые процессы в игровой сюжет. Проблемные обсуждения поведения литературных героев, реальных событий из детской жизни; организация образовательных ситуаций, позволяющих детям накапливать опыт экономически целесообразного поведения и различать достаточно тонкие дифференцировки между бережливостью, разумностью потребностей и жадностью, скупостью. Сказы П.П. Бажова. Участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее. Обсуждение, обыгрывание реальных специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем в разнообразных опасных ситуациях, в целях воспитания разумной осторожности. Образовательная область «Познавательное развитие» Содержание История Урала. Географическое расположение своего края, города (поселка). Уральские горы. Древний Урал. Гиперборейские горы, древние племена Урала. «Уральская мифология» или «Как первый человек пришел на Урал». Археологические находки. Горнозаводской Урал. История возникновения горнозаводской промышленности на Урале. В.И. Татищев и В. Де Генин – основоположники строительства «железоделательного» завода на Урале. Природные богатства Урала: полезные ископаемые (нефть, газ, уголь). Виды минералов Урала (камни). Три группы: строительные, поделочные и полудрагоценные (камни самоцветы). Металлы (рудные полезные ископаемые и свойства магнита). Природно-климатические зоны Урала. Географическое расположение Урала. «История города Екатеринбурга». История возникновения города Екатеринбурга. Основатели города. Строительство Екатеринбурга: «Сказ о том, как царь Петр город на реке Исети построил». «Законы екатеринбургской геральдики». Основы геральдики. Герба города Екатеринбурга. «Монетный двор и все, что в нем». История Екатеринбургского монетного двора. Как и какие деньги чеканили в Екатеринбурге. Экскурсия по городу XIX века. г. Екатеринбург в начале XX века: границы города, быт, горожане. «Как и чему учили в Екатеринбурге». Особенности обучения в Екатеринбурге XIX века. Предметы для учебы. Занятие чистописанием: письмо гусиным пером. Екатеринбург современный: театры, музеи, парки города; транспорт города; улицы и площади города. Красота современного города. Архитектура города. Известные люди города. Правила поведения горожанина. Карта Свердловской области, карта города (поселка). География места проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. Природа, население и хозяйство родного края, Свердловской области. Климатические особенности Среднего Урала. Природные богатства недр Уральской земли: уголь, нефть, руды, минералы и пр. (с учетом местных условий). Местная архитектура, ее особенности, колорит. Произведения национальной архитектуры Среднего Урала. Каслинское литье. Решетки и ограды города Екатеринбурга. Природа родного края. Отличительные и сходные признаки городского и сельского пейзажа, природной зоны Урала и других природных зон. Красота в сочетании природного ландшафта и архитектурных форм (зданий, сооружений) вписанных в него. Средства Чтение сказов П.П. Бажова. Исследования и рассматривание изделий из металла (алюминиевые, стальные, чугунные). Рассматривание иллюстраций: как добывают руду и выплавляют металл. Магнит, его свойства. Компас. Определение сторон света по компасу. Путешествие по карте. Какие они, Уральские горы (природноклиматические зоны Урала). Карта Урала и ее контурное изображение на листе ватмана. Северный Урал – тундра, тайга. Подбор картинок с характерными видами ландшафта, наклеивание маленьких картинок (символов) на карту; животные, растения, одежда людей, виды транспорта. Подбор иллюстраций, фотографий, картинок хвойного и лиственного леса Среднего Урала и для Южного Урала (степи) «Путешествие» по городам, рекам, нахождение по карте Урала полезных ископаемых, выяснение - люди, каких национальностей живут на Урале. Путешествие по «реке времени». Занятия-исследования. Мой край. Человек пришел на Урал. «Река времени» - это длинный бумажный лист. На нем во всю длину полосой синего цвета обозначена «река времени», вдоль которой делается несколько остановок: древность, старина, наше время. Воображаемое путешествие по «реке времени» от настоящего в прошлое. Обсуждение с детьми, как человек жил ранее и живет сейчас, в каких домах, как одет, какая посуда, инструменты, оружие. Рассматривание иллюстраций и подбор маленьких карточек-меток, наклеивание их в конце «реки времени». Соответственно, заполняется промежуточная остановка – наклеивание карточекметок деревянных домов, городов-крепостей, старинного оружия, одежды и т.п. Опираясь на прочитанные рассказы из книги «Сказания о Древнем Урале», знакомство детей с племенами исседонов и аримаспов, живших в древности. Наклеивание метоксимволов (где жили, одежда, оружие) в начале «реки времени». Мой город (село). Путешествие по «реке времени» по этой теме имеет соответственно две остановки: настоящее города (села) и его прошлое. Метод детско-родительских проектов, тематически ориентированных на обогащение краеведческого содержания: «Достопримечательности моего города (села)», «Современные профессии моих родителей», «Растения и животные Урала, занесенные в Красную книгу», «Заповедники Урала», «Мои родственники в других городах и селах Урала», «История моей семьи», др. Выставки: «Урал – кладовая земли» - полезные ископаемые и камни-самоцветы; «Наш родной город (село)» - фотографии, книги о городе (селе), иллюстрации картин. Рассматривание уральских камней из имеющейся в детском саду коллекции, определение схожести и различия. Оформление коллекций. Рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров, использовавших для своих работ камни самоцветы. Оформление выставки поделок и ювелирных изделий из различных уральских камней (мини-музей). Чтение сказов П.П. Бажова, лепка ювелирных изделий из пластилина, рисование по мотивам сказов писателя. Рассматривание иллюстративного материала, слайдов, отображающих основные функции родного города (защитнооборонительная, торговая, промышленная, функция отдыха и развлечения), села, сооружения архитектуры и скульптуры исторические и современные здания города, культурные сооружения. Поддержка проявления интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисова- нии и конструировании. Рассказы детям о жизни города (села), его истории и сегодняшнем дне, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций. Плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади), прорисовывание и размещение архитектурных сооружений на детализированной карте города, участие в играх в «город-мечту» («что могло бы здесь находиться и происходить»). Проблемные ситуации и поисковые вопросы, стимулирующие проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию), выдвижение гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде. Игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждение к поиску ответов на возникающие у детей вопросы о городе (селе), использование имеющейся информации. Участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков. Темы проектной деятельности детей (примерные): «Самое интересное событие жизни города», «Необычные украшения улиц города», «О каких событиях помнят горожане», «Добрые дела для ветеранов». Образовательная область «Речевое развитие» Содержание Особенности устной речи различных этносов, населяющих Свердловскую область. Современная и древняя культура Среднего Урала: этнические языки. Особенности устной речи тех этносов, с которыми осуществляется общение. Правила уважительного отношения к людям, независимо от их возраста, пола, национальной принадлежности, вероисповедания, уровня образования, социального происхождения и профессиональной деятельности. Правила этикета. Нормы и правила этикета в различных культурах. Средства Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия, в целях воспитания этнотолерантного отношения к людям (детям и взрослым) различных рас и национальностей. Метод проектов углубляющий интерес ребенка к этнической проблематике, мотивирующий к самостоятельному поиску информации. Темы (примерные) проектной деятельности: «Собирание коллекций», «Создание мини-музея», «Создание альбома «Мы разные, мы вместе» с рисунками и рассказами детей различной этнической принадлежности, посещающих одну группу детского сада. Условия для формирования у ребенка умения общаться и организовывать разные виды деятельности с детьми другой национальности, в том числе с теми, для кого русский язык не родной. Участие детей, родителей и педагогов в социально-значимых событиях, происходящих в городе (поселке): чествование ветеранов, социальные акции и прочее Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Содержание Народные промыслы и ремесла Урала. (уральская роспись на бересте, дереве, посуде, металлических подносах, каслинское литье). Традиционные изделия мастеров-ремесленников Урала, их разнообразие, национальный колорит. «Уральская роспись по дереву, бересте, металлу». История возникновения искусства бытовой росписи на Урале. Домашняя утварь: деревянные шкатулки, коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические подносы. Особенности уральской росписи. Камнерезное искусство Урала. Отражение профессии камнереза в сказах П.П. Бажова. Уральские поделочные камни: малахит, родонит, агат, яшма. Основные элементы ювелирных изделий. «Сказы, спрятавшиеся в уголке малахитовой шкатулки». Драгоценные камни Урала, их свойства и способы обработки. Ювелирные изделия. «Художественное литье». Каслинское чугунное литье. Изделия каслинских мастеров. Художественные решетки и ограды города Екатеринбурга. Узоры в изделиях каслинских мастеров. «Уральский фарфор». Посуда уральских фарфоровых заводов. Столовый, чайный, кофейный сервизы. Сысертский и Богдановичский фарфоровые заводы. Урало-сибирская роспись. Мотивы уральской росписи в узорах на посуде. Нижнетагильский поднос. Художественные материалы, инструменты, способы создания образа, произведения. Разнообразие и красочность материалов, используемых в художественном творчестве края. Пейзажная живопись, отражающая эмоциональную связь человека с природой. Бытовая живопись, отражающая характер нравственноэстетических отношений между людьми и способы, регулирующие их. Уральская роспись по дереву. Натюрморт, малая скульптура, декоративно-прикладное искусство. Национальный колорит в различных видах художественной деятельности: лепка, рисование. Общее и специфическое через знаково-символические различия, отраженные в предметах-образах, одушевленных талантом художника. Способы творческого перевоплощения. Народная игрушка (кукла и др.). История изготовления народной игрушки. Выставка народно-прикладного искусства. Музыкальный фольклор народов Урала: пестушки, песни. Народные песни (календарные, лирические, обрядовые). Игровой фольклор. Хоровод: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Музыкальная жизнь Урала - часть русской национальной культуры. Уральские композиторы. Репертуар современных уральских композиторов для детей. Жанровая палитра, опора на традиции Уральского народного фольклора. Великий русский композитор П.И.Чайковский родился на Урале (г. Алапаевск). Уральский народный хор, его состав: оркестр народных инструментов, танцевальная группа, хор; Уральская консерватория имени М.Мусорского, где учатся музыканты, композиторы и исполнители. Филармония г. Екатеринбурга. Симфонический оркестр. Сказочный Урал. «Сказы П.П. Бажова». Творчество уральского писателя П.П. Бажова. Образ жизни горнозаводских людей в сказах писателя. Язык сказов. Устаревшие слова, их значение. Сравнительная характеристика главных действующих лиц сказов: «Малахитовая шкатулка», «Золотой волос», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка». Характерные герои сказов, литературных произведений об Урале. Сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка: «Серая Шейка», «Сказка про зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Аленушкины сказки». Единство содержания и художественной формы произведений. Добро и зло, трусость, храбрость, хитрость в сказках писателя. Фольклор народов Урала (поэтический, литературный) для детей: сказки, считалки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки. Характерные герои фольклора, сказок об Урале. Мифология коренных народов Урала. Образы добра и зла, основные представления об устройстве мира в мифологии народов Урала. Художественный образ растения, животного, природных явлений, человека в литературных произведениях, народном фольклоре. Способы создания образов в литературе: эпитеты, сравнения, метафоры и др. Средства Отражение представлений о многообразии этнического состава населения страны, об особенностях их материальной культуры и произведений устного народного творчества в рисунках, коллажах. Инициирование стремления детей изготавливать игрушкисамоделки, поделки в русле народных традиций. Знакомство детей с народными игрушками и способами их изготовления, народным изобразительным искусством, способствующее воспитанию интереса к культуре своего этноса, других народов и национальностей. Мини-музеи, выставки изделий народных промыслов и ремесел Урала. Праздники (в том числе народные обрядовые), театрализованомузыкальные развлечения, «семейные вечера» подводящие своеобразный итог рассмотрения темы, активное участие детей в их подготовке, взаимодействие с представителями разных этносов способствующее накоплению опыта деятельности и поведения на материале народной культуры и искусства, становлению этнотолерантных установок. Каждый народ имеет свою культуру. Инициирование стремления детей разучивать и исполнять некоторые произведения устного, музыкального творчества разных народов. Музыкальные произведения: Уральские народные песни: «Веночек, мой веночек», «Возле нас зеленый сад», «Ой, вы кумушки, мои подруженьки», «Ты шкатулка моя». Уральские песни: «Вдоль по речке, по Самарке», «Возле нас зеленый сад», «Како у нас-то в мастерской», «По лужку было лужочку», «Птичка, ты пташечка», «Ты шкатулка моя», «Уж ты Веснушка-весна», «Усень, усень»; уральская песня в обработке Н.Голованова «Уж ты прялица, ты коковица»; Шутов И. «Уральская рябина», «Урал». Уральские частушки: Шайтанская песенная кадриль. Слушание музыки Сорокин М. «Олина полька», «Про зайку Зая» (Колыбельная), М. В. Горячих «Мама побранила, мама похвалила». Детям о детях / Педагогический репертуар юного пианиста. - Свердловск: Екатеринбургские композиторы, 1995 - 55 стр. Смирнова И. «Плакса», «Засоня», «Весельчак», «Шалунишка», «Трусишка», «Ябеда», «Почемучка», «Забияка», «Мечтатель», «Упрямец», «Умница». Смирнова И.Л. Забавные портреты: Сборник фортепианных пьес для детей / Урал. Гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. -20с. Вызов А. «Дождь», «Разбойники». Детям о детях / Педагогический репертуар юного пианиста. Свердловск: Екатеринбургские композиторы, 1995.- 55 стр. Смирнова И. «Полька», «Вальс». Смирнова И.Л. Вариации для фортепиано на темы любимых детских песен. Полька. Вальс / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1995. - 32с. Манакова И. «Звук-шутник», «Загадочный звук», «Разноцветные звуки», «Сказочный звук». Манакова И.П., Смирнова И.Л. Волшебные звуки: Сборник песен и фортепианных пьес / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1996. - 50с. Вызов А. «Шарманка». Детям о детях / Педагогический репертуар юного пианиста. Свердловск: Екатеринбургские композиторы, 1995.- 55 стр. Кесарева М. «Старинная шкатулка». Пьесы уральских композиторов для фортепиано. Москва: Советский композитор, 1992. Фридлендер А. «По улицам слона водили». Пьесы уральских композиторов. М.: Советский композитор. 1992. - 88 стр. Пение Вызов А. Потешка «Кошка-повариха», дразнилка «Федямедя». Басок М. «На печи». Вызов А. песня «Листопад». Басок М., Вызов А., Нименский А. Хоры и песни для детей / Уральская государственная педагогическая консерватория им. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 1992. - 82с. Родыгин Е. «Как у дедушки Петра». Родыгин Е. Избранные песни. Свердловск: Уральский рабочий. 1993. - 84стр. Манакова И. «Колыбельная». Манакова И.П. Смирнова И.Л. Волшебные звуки: Сборник песен и фортепианных пьес / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1996. - 50с. Русское народное творчество: «Сею, вею, посеваю», «Скоро Масленка придет», «Как на масляной неделе», «Дождик, лей, лей». Калужникова Т.И. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала. - Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство Дома учителя. 1993. - 208стр. Вызов А. Потешки: «Ди-ди-ли», «Пошла Дуня из ворот», «На липовой ноге» Манакова И., Смирнова И. «Петрушка». Манакова И.П., Смирнова И.Л. Волшебные звуки: Сборник песен и фортепианных пьес / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1996. - 50с. Филиппенко А. «Уральский хоровод». Филиппенко А. В нашем садочку. Киев: Музична Украина, 1977. - 50 стр. Русское народное творчество «Коледка-коледка», «Славите, славите», «Мы давно блинов не ели», «Жаворонки прилетите»; частушки «Вот сегодня Троиса». Т.И. Калужникова. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала. - Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство Дома учителя. - 208 стр. Знакомство детей с народными играми, народным музыкальным искусством, народными праздниками способствующее воспитанию интереса к культуре своего этноса, других народов и национальностей Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе (селе), о достопримечательностях родного города (села), участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины. Чтение стихов о родном городе, Урале. Знакомство детей с устным народным творчеством. Сравнительный анализ произведений народного искусства, подведение к выводу о единстве социально-нравственных ценностей (например, ценности единства, дружбы членов семьи). Произведения художественной литературы для чтения: Бажов П.П. «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка». Балдина Т. «Рябина». Барадулин В.А. «Уральский букет». Бедник Н. «Цветы на подносе». Геппель Т. «Венок». Гете И. «Цветы». Лепихина Т. «Волшебное зеркало». Мамин - Сибиряк Д. «Медведко», «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про мохнатого Мишу-Короткий Хвост», «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке». Мей Л. «В низенькой светелке». Сказки народов Урала. Русские сказки Урала: Волшебные сказки - «Лягушка-царевна», «Марья Моревна», «Фефелищное сокола перышко». Сказки про детей - «Как старикова дочь богатой стала», «Лутошечка», «Машенька и лесной бык», «Мороз Красный нос», «Снегурочка и медведь», «Снегурочка и серый волк». Сказки про животных - «Бычок соломенничек», «Бобовое зернышко», «Заяц и еж», «Заяц и коза», «Конья голова», «Кот, воробей, петух и лиса», «Кот, воробей, петух и Жихарка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Хитрая козонька». Башкирские сказки – «Два барсука», «Курица и ястреб», «Лиса и петух», «Лиса сирота», «Медведь и пчелы», «Хан и Алдар». Удмуртские сказки - «Глупый котенок», «Заяц и лягушка», «Заяц и лягушка», «Кошка и белка», «Ласточка и комар», «Мышь и воробей», «Охотник и змея», «Синица и журавль», «Синица и ворона», «Старик со старухой и береза». Татарские сказки - «Гульчечек», «Три дочери». Сказки народа коми - «Мышь и сорока», «Пройдоха». Сказки народа манси (вогуллы) – «Воробушек», «зайчик». Сказки народа ханты – «Береста», «Брусника», «Медвежья трава», «Мышка», «Уголек». Легенды и мифы. Башкирские - «Большая медведица», «Млечный путь». Марийские - «Как ворон землю мерил», «Как землю выловили». Удмуртские: «Звезды», «Горы и долы», «О сотворении мира», «Охотник и змея», «Пятно на луне». Уральские писатели детям. Никонов Н. «Сказки леса». Романовский С. «Батюшка Урал», «Как одевались в старину», «Повесть о стеклянном мальчике». Солодухин В. «Цветы». Федотов Г. «Узоры разнотравья». III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Предметно-развивающая среда как организованное жизненное пространство, способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития. Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание раз
Литература
63.3 (2р36) История Урала с древнейших времен до 1861 г. – М.: Наука, 1989. – 608 с. : ил. 1ч
См.: Указатель географических названий: «Нижний Тагил».
63.3 (2р36) Сурина М. В. Анализ этнодемографической и этнокультурной ситуации в Нижнем Тагиле во второй половине ХХ в. / М. В. Сурина // Тагильский край в панораме веков. Вып. 2.- Нижний Тагил, 2001. – С. 293-297. 1ч
Сурина М. В. Этнические аспекты динамики уровня образования и социально-профессионального состава населения Уральского региона во 2-й половине ХХ в.: [на примере Н. Тагила] / М. В. Сурина // Тагильский вестник : ист.-краевед. альманах. Вып. 4. Из истории образования на Урале. - С. 61-68. 1ч
Тараканов М. Ю. Численность и состав населения Нижнего Тагила в 1920-1930-е гг. / М. Ю. Тараканова // Ученые записки НТГСПА. Общественные науки / отв. ред. Е. Г. Неклюдов. Нижний Тагил, 2006. – С. 141-150 : табл.
65.9(2р36)я2 Этническая структура населения и национальные особенности // Экономическая энциклопедия регионов России. Уральский федеральный округ : Свердловская область. – М., 2003. – С. 18-21 : табл. 1ч, 2
Попова В. Некоторые итоги переписей населения по г. Н. Тагилу : [численность, нац. состав, язык в 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.] / В. Попова // Горный край. – 2002. – 24 янв.
Саркисян К. Здесь говорят и читают по армянски: [об армянской воскр. шк.] / К. Саркисян // Тагильский рабочий. – 2006. – 24 марта.
Евгеньева А. Не течет, но капает : [общественная организация "Курултай-башкир"] / А. Евгеньева // Тагильский рабочий. – 2008. – 24 мая. : фот.
«Курулгай башкир» - пять лет: [деятельность общ. орг.] // Тагильский рабочий. – 2007. – 26 янв.
Свахина Р. От мала до велика. Таков принцип участников проектов "Хэсэд-Алеф" : [нижнетагильская еврейская общественная организация за сохранение семейных традиций, помощи детям, пожилым] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2009. – 22 июля : фот.
Свахина Р. Чтобы жизнь была сладкой как мед!: [нижнетагил. еврейской общине-центру «Хэсэд-Алеф» - 15 лет] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2006. – 26 сент.
Николаева М. Традиции, обычаи, праздники [праздник Пурим у чл. нижнетагил. еврейской общины] / М. Николаева // Горный край. – 2001. – 17 марта.
Тесаловский Н. О чем думы в казачьей станице / Н. Тесаловский // Тагильский рабочий. – 1993. – 13 февр.
Кузнецов В. Земельные участки арендуют китайцы : [в Горноуральском городском округе] / В. Кузнецов // Пригородная газета. – 2009. – 10 апр.
Кузнецов В. Пустующими землями заинтересовались китайцы : [для выращивания овощей в Горноуральском городском округе, Н. Тагил] / В. Кузнецов // Пригородная газета. – 2009. – 20 февр.
Бессонова Е. Новый год – китайцы водят хоровод : [о китайцах, работающих в городе] / Е. Бессонова // Тагильский рабочий. – 2006. – 8 февр.
Бенсон И. Неужели нас в Тагиле всего двое : [о представителях ливского народа, выходцев с Урала] / И. Бенсон // Горный край. – 2006. – 14 июля.
63.3(2р36) Гордое терпенье. Книга памяти советских немцев – узников Тагиллага / авт.-сост. В. М. Кириллов и др. – Нижний Тагил, 2004. – 715 с. : ил. 1а, 1ч, 1ю, 2, 7
63.3(2р36) Разинков С. Л. Немцы-спецпоселенцы в Тагильском районе (1945-1955 гг.) / С. Л. Разинков // Тагильский край в панораме веков. Вып. 2. – Нижний Тагил, 2001. – С. 286-293. 1ч
Ганьжа С. Расскажу о Карле Грюнберге... : [спецпоселенец, немец с Поволжья работал в стройотряде N 1874 в годы Великой Отечественной войны, Нижний Тагил] / С. Ганьжа // Тагильский рабочий. – 2006. – 23 авг.
Кроневальд И. Будет ли четвертый конец? : [тагил. немцы] / И. Кроневальд // За победу! – 1992. – 17 нояб.
Татаринова И. Не бойтесь быть поляками, панове! : [о деятельности нижнетагил. культ.-просвет. об-ния «Пяст»] / И. Татаринова // Тагильский рабочий. – 1993. – 14 окт.
Гребнев А. Усть-Утка – прошлое и настоящее Урала : [в 1569 году было основано первое поселение русских – деревня Усть-Утка] / А. Гребнев // Тагильский рабочий. – 2006. – 9 авг. : фот.
Биро Г. Сиверцы – предки тагильчан? : [о массовом переселении в нач. ХIХ в. на демид. з-ды Н. Тагила из Новгород-Северского уезда Черниговской губернии] / Г. Биро // Тагильский рабочий. – 2007. – 26 сент.
Карпенко А. «Ялкыну» только десять лет о: [о коллективе татаро-башкирской культуры ДК пос. им. III Интернационала] / А. Карпенко // Консилиум. – 1998. – N 30. – C. 1.
Марков В. «Кулацкий» эшелон: [о судьбе раскулачен. из Чувашии, которых выслали на рудник им. III Интернационала] / В. Марков // Консилиум. – 2003. – 20-27 февр.
Многонациональные семьи Нижнего Тагила
Литература
Гаева С. Петрокаменские корни мигрантов Гусейновых : [об азербайджанской семье, Н. Тагил] / С. Гаева // Пригородная газета. – 2009. – 27 марта.
Свахина Р. Табриз из семьи Мирзоевых : [об азербайджанской семье. Традиции, численность азербайджанцев в Н. Тагиле] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2008. – 23 февр.
Кононова Т. Африканцы уральских кровей : [о семье Банжай] / Т. Кононова // Уральский рабочий. – 2000. – 23 авг.
Свахина Р. Фиалы, полные огня : [о традициях и обычаях грузинской семьи Георгия и Кетеван Чапичадзе, живущих в Н. Тагиле] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2008. – 26 июля : фот.
Свахина Р. Любить – это смотреть в одном направлении : [о многонациональной семье евреев, немцев, украинцев Осадчих] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2008. – 27 сент. : фот.
Григорьева Ю. В семье все зависит от женщины : [национальные семьи коми-пермяков, армян, азербайджанцев] / Ю. Григорьева // Пригородная газета. 2008. – 1 авг.
Свахина Р. Доктор Айболит из картофельной страны : [о семье Вазбис, глава которой литовец] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2008. – 28 июня : фот.
Свахина Р. Поповы с улицы Попова : [о русской семье А. Н. и Л. С. Поповых : праздники, кухня] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2008. – 29 нояб. : фот.
Свахина Р. Письмо на родину : [о таджикской и татарской семье Кабутовых. Есть о традициях, кухне] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2008. – 27 дек. : фот.
Свахина Р. Дом, где живет счастье : [о татарской семье Нартдиновых. Есть о празднике Курбан-Байрам, кухне, численности татар и башкир в Н. Тагиле] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2008. – 26 янв.
Свахина Р. "Несе Галя воду..." : [о традициях и обычаях украинской семьи Нины и Александра Удовкиных, живущих в Н. Тагиле] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2008. – 30 авг. : фот.
Свахина Р. Запах антоновки и вкус меда : [о традициях и обычаях семьи чувашей Паньковых] / Р. Свахина // Тагильский рабочий. – 2008. – 25 окт. : фот.