КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
консультация

 Лосевич Светлана Григорьевна

«Методы и формы работы с родителями».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

на тему:

«Методы и формы работы с родителями».

       Есть ли на свете чувство более  прекрасное, более глубокое, чем любовь к ребёнку!

       Но дети – это не только радость каждой семьи, это будущее человечества.

       Поэтому вырастить физически и духовно совершенных, здоровых детей – мечта и долг всех родителей.

       Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, находчивость, умение применять различные методы воспитания, а самое главное – обеспечить индивидуальный подход к ребёнку с учётом особенностей его характера.

       Свободного времени у родителей, как правило, немного. Однако, того времени, которое дети проводят дома после детского сада вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную роль. Дело не столько в количестве времени, сколько в содержательности и интенсивности влияния родителей.

       Воспитание – это непрерывно длящийся процесс, и участие в нём взрослого не ограничивается чисто педагогическими мероприятиями. Нельзя представлять воспитание в виде серии  изолированных  результатов-действий,  действий-результатов. Тогда легко встать на такую точку зрения, что в общем безразлично, какую «кнопку» нажать, лишь бы «сработало». Не хочет ребёнок котлетку кушать, пообещать, что собачка съест. Говорить неправду, отшлёпать. Главное – добиться своего. А ведь тем самым в ребёнке пробуждается жадность, трусость, озлобление. Подобные победы – не что иное, как педагогическое поражение. Лучше каждый раз думать над поступком ребёнка, анализировать его значение, решать, как отреагировать на то или другое. Никогда не забывать, что в воспитании «цыплят по осени считают».

       Другая важнейшая заповедь для каждой матери и отца – иметь контакт с детьми. Эта близость, взаимное доверие и понимание, умение тактично, ненавязчиво проникать в сложный и изменчивый внутренний мир ребёнка и направлять его развитие. Один, другой раз малыш не встретит сочувствие и, наконец, твёрдо уверится, что к взрослым лезть со своими ребячьими делами бесполезно, подчас даже опасно: придерутся к чему-нибудь и испортят всю игру.

       Всякий согласится, что иметь авторитет родителям нужно, но не все вкладывают в это слово одинаковый смысл.

       Одни считают, надо действовать с позиции силы, не подозревая, что кроме детского страха, они ничего не имеют, а когда страх рассеется, начнётся либо разгул мстительного ребячьего своеволия, либо на всю жизнь остаётся отчуждение и обида за изуродованное детство.

       Другие полагают, что всего нужно добиваться лаской и убеждениями. У них язык не поворачивается что-то твёрдо приказать, не хватает терпения и характера спокойно настоять на своём. Некоторые строят свой авторитет по торгашескому принципу: ты нам послушанье – мы тебе развлечение.

       Одним из самых тягостных явлений семейной жизни является «авторитет зависимости». Ребёнок  ничего  не получает просто так, по праву, а всё как бы из милости, за которую обязан расплачиваться беспрекословным послушанием.

       Подлинный авторитет позволяет создать дисциплину. Хорошо сказал Макаренко: «Дисциплина создаётся не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными мерами», а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети».

       Ещё один важнейший принцип семейной педагогики – это соединение высокой требовательности к ребёнку с уважением в нём человека. Пренебрежение к ребёнку, наплевательское отношение к нему, не совместимы со стремлением воспитать его хорошим, свободным, душевно-здоровым человеком. Малыш должен чувствовать, что за ним признают право на человеческое достоинство, тогда и требовательность не будет представляться ему каким-то родительским деспотизмом. Однако известная дистанция между взрослым и ребёнком обязательно должна сохраняться. Иначе родители рискуют попасть под каблук малолетнего тирана.

       «Наказание, - утверждал Макаренко, - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо». Как часто надо его применять? Наказание должно быть не нормой, а исключением. Если кары громоздятся одна на другую, они теряют весь свой воспитательный эффект, становятся привычкой. Если родители учат ребёнка быть честным, вежливым, добрым, а сами неискренни, то безусловно, личный пример будет оказывать гораздо большее влияние на ребёнка, чем все поучения и наставления. Воспитательное влияние семьи на детей должно всё больше органически сочетаться с общественным воспитанием. Для осуществления единства воздействия на ребёнка между родителями и педагогами детского сада в вопросах воспитания используются различные пути: посещение семьи ребёнка воспитателем, беседы, педагогические консультации, собрание родителей, посещение родителями групп, проведение родительских конференций. В воспитании детей важен тесный контакт воспитателей с родителями. Прежде, чем идти в семью, воспитатель предупреждает об этом родителей.

       Цель посещения не внезапное появление, а помощь родителям советами. Во время первого посещения воспитатель стремиться выяснить:

  1. Каковы условия, в которых живёт ребёнок (материальные условия семьи, культурный уровень, сколько детей, где работают отец и мать).
  2. Соблюдаются ли правила гигиены (где спит ребёнок, выполняется ли режим).
  3. Имеется ли уголок для игр.
  4. Что больше всего интересует ребёнка (игра, занятие, чтение книг).
  5. Как хранятся игрушки, книги, материалы для занятий.
  6. Приучают ли ребёнка к самообслуживанию, к труду.
  7. Взаимоотношения между родителями и ребёнком.
  8. Играет ли кто-нибудь из членов семьи с ребёнком, занимается ли, читает ли книги.
  9. Как осуществляется воспитание в семье.

       Во время посещения особенно ответственна первая беседа. Важно обдумать содержание и форму разговора с матерью или отцом. Вызвав доверие к себе, воспитатель обеспечивает совместную работу в дальнейшем. Сначала он говорит о положительных качествах ребёнка, затем о том, что беспокоит в его развитии, поведении.

       После первого посещения воспитатель устанавливает: какие семьи необходимо посещать систематически; в каких необходимо побывать ещё раз; выделяет благополучные семьи; намечает семьи, где есть положительный опыт.

       Групповые собрания являются важным звеном в системе работы детского сада с родителями. Они имеют важное  значение в педагогическом просвещении родителей.

       В начале учебного года намечается и обсуждается тематика докладов для групповых собраний с учётом предшествующей работы с родителями.

       Примерные темы докладов:

  1. Воспитание трудолюбия у детей в детском саду и семье.
  2. Воспитание положительных привычек у детей в детском саду и семье.
  3. Авторитет родителей в воспитании детей.
  4. Изобразительное искусство и музыка в жизни детей (доклад муз. работника).

       Большую помощь детскому саду оказывает родительский комитет. В него должны входить живые, энергичные люди, деятельность родительского комитета не должна ограничиваться выполнением поручений от случая к случаю.

       Вопросы нравственного воспитания чрезвычайно важны для разрешения воспитательных задач детского сада. Решить их можно только совместно с семьёй. Без участия родителей эти задачи решаются формально. Некоторую помощь могут в этом оказать тематические выставки, посвящённые воспитанию моральных качеств у детей. Например:

  1. Чего не следует делать за ребёнка.
  2. О чём рассказывают дети после выходного дня.

       Еженедельно воспитатели в уголке для родителей помещают рисунки, работы из пластилина.

       Также трудовое воспитание не может осуществляться в детском саду в отрыве от воспитания в семье. Привычку к труду прививают, прежде всего, дома, а в детском саду учитывается опыт трудовой деятельности ребёнка в семье. Дети охотно принимаются за порученное воспитателями дело, но обнаруживают отсутствие навыков. Встречая затруднения, оставляют работу незавершённой, ссылаясь на неумение. Поэтому очень важно для повышения качества воспитания детей развёртывание большой пропагандистской работы среди родителей, необходимо установление единого воздействия на ребёнка со стороны семьи и детского сада.

Составила и провела:

 Воспитатель  Лосевич  Светлана  Григорьевна

__________________________________________________________

2019г.